Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Рашско-Призренского и Косовско-Метохийского Артемия

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
 
НЕБО НАД СЕРБИЕЙ

 

ВСТРЕЧИ В БЕЛГРАДЕ

ГОСПОДИ, БЛАГОСЛОВИ!

    В чем более всего мы, христиане, здесь, на земле, нуждаемся? Наверное, в Божием благословении. Если трудимся жить по Заповедям Христовым, пытаемся познавать и исполнять волю Божию, то без благословения свыше не обойтись. Оно прокладывает путь, утверждает в вере и исправляет всякое отступление от намеченной цели - Царствия Небесного.
    Господь благословляет по-разному: бывает архиерейское или иерейское благословение, бывает через соприкосновение со святыней, а бывает и через общение с людьми или какие-либо обстоятельства.
    Главным моим желанием во время пребывания в Белграде было встретить владыку Рашско-Призренского и Косовско-Метохийского Артемия, духовного попечителя нашей газеты «Дух христианина». Владыка все время в пути, и в Белграде обычно дольше 3-4 дней не задерживается. Встреча состоялась 1 августа за несколько часов до отбытия Его Преосвященства на Косово.

Дом владыки Артемия в Белграде

    В резиденцию мы пришли вместе с Николаем Мальме, доверенным лицом владыки Артемия. (Вместе со мной были и мои сыновья Александр и Николай). Слово «резиденция» звучит довольно напыщенно: крошечный незаметный белый домик, к которому мы подошли, сразу вызвал чувство благоговения перед скромностью духовного предводителя многострадального народа. Прошли в маленький дворик, там мои дети остались, а меня пригласили подняться по винтовой лестнице на второй этаж. (На первом этаже располагалась кухонька в четыре метра). Оказываюсь в рабочем кабинете Владыки (комнатка 2х3 м). Владыка благословляет, предлагает сесть. Передаю Его Преосвященству последний номер нашей газеты. Происходит короткая беседа. На вопрос о положении на Косове и Метохии Владыка отвечает кратко: «Состояние ожидания. Ничего нового. Возвращения сербов на Косово и в Метохию не осуществляется. Добавить нечего».
    Спрашиваю о том, каково духовное состояние сербского народа?
    Владыка Артемий с грустью отвечает: «Мы со святыми отцами делаем, что можем, но, к сожалению, из 20.000 сербов на Косове и в Метохии по праздникам в Грачаницу приходит не более 100 человек».
    Говорю, что русский православный народ всей душой болеет за Косово и Метохиию, что мы смотрим на косовских сербов во главе с Владыкой как на пример истинной борьбы за правду, о том, что они в духовном смысле являются для Русского Православия столпом и надежной опорой. Передаю Владыке книжечку «Апология чина покаяния русского народа».
    Владыка принимает с благодарностью, говорит, что в свое время святитель Николай Сербский тоже составлял чин покаяния для сербского народа. Затем Владыка задает несколько вопросов личного характера. Времени мало, Владыке надо завершить перед отъездом разные дела. (Прошу благословить моих детей. Владыка позволяет им подняться в приемную и благословляет их. Фотографируемся на память.)

    Краткий визит завершен, но в памяти он останется надолго. Господь благословляет через Владыку Рашско-Призренского и Косовско-Метохийского, значит, все будет хорошо.

САМЫЙ БОЛЬШОЙ ДАР ОТ БОГА -
БЫТЬ РУССКИМ

    Благословил Господь познакомиться и с удивительной семьей Николая Мальме, русского по происхождению.
    В его семье - 10 детей, в доме - мир и порядок. Искреннее радушие нам оказала супруга Николая - Драгица, красивая, стройная, белокурая женщина. Сразу при встрече с этой семьей радостное теплое чувство необъяснимо и уютно поселилось в глубине души. Вот мы оживленно разговариваем, делимся впечатлениями. В красном углу, устроенном по-русски, находится икона святого Владимира, крест и Евангелие (отцовское благословение) - все, что его отец, царский офицер, вывез из России вместе с горсткой родной земли. Николай тихо и добродушно распоряжается детьми: принеси то, сделай это, сходи туда-то. Дети послушно и радостно все исполняют. Находиться в православной патриархальной семье - большая отрада. Я сама далека от такой простоты в семейных отношениях, наблюдаю за всем с восхищением. Старшие дочери Даниела и Ива занялись приготовлением обеда, а у нас, взрослых, потекла беседа.

Николай Мальме

    Николай, расскажите, пожалуйста, о Ваших родителях.
    Я родился в Югославии, точнее, в Черногории, в 1943 г. Мой отец Николай де Мальм, аристократ и русский дворянин, преданный царский офицер, после трагических событий в России, когда Белая Армия, лишенная Российского Императора, которому давала присягу верности, отступала через Крым, оказался в Турции, где пять лет пребывал в изгнании, начиная с 1918 г. Потом по приглашению Сербского правительства он переехал в Черногорию. Многие тогда как эмигранты переехали во Францию и Америку, а другие обосновались и в Африканских землях. В Черногории он женился. От этого брака у него родилось две дочери, Маруся и Вера и сын Николай - это я. По традиции в нашем роду каждому первому сыну всегда давалось имя Николай. Я эту традицию сохранил.
    Мой отец рассказывал, что его семье принадлежало огромное имение около Санкт-Петербурга, а также на Кавказе и в Польше (остался замок недалеко от Варшавы в поместье Заклоче). Родословная моего отца была записана в Пятую книгу дворянства, и у нас имелся свой фамильный герб: сверху корона, слева белка, справа ключ, внизу два флорета с подписью «де Мальм». Прапрадед мой был по происхождению из Швеции, отсюда фамилия де Мальм.
    Еще во время Петра Великого мои предки перебрались в Россию, приняли Православие и считали себя русскими по сути. Дедушка был статс-майором при дворе - это высокий офицерский чин.
    Моих дедушку Александра Борисовича и бабушку Марию (в девичестве Маруся Рябова) де Мальм убили во время революционных событий, о чем мой отец сильно горевал.
    Во время гражданской войны отцу моему довелось побывать в своем имении - это тяжелые воспоминания: все было разрушено, сожжено, осквернено, все верные люди убиты. Тогда отец мой и взял из родного дома икону Святого Владимира, крест и Евангелие вместе с горсткой земли. С этой землей мы его похоронили, как он и завещал.

    И Ваш отец сохранил преданность Российскому Императору, Царю Николаю?
    Да, конечно. Отец мой был верен военной присяге, данной Российскому Императору, до конца. Многие офицеры оказались в Сербии после свержения Монархии, и всем им предлагалась военная служба. Но мой отец не захотел присягать другому правителю. Чтобы содержать семью, он предпочел заниматься простым физическим трудом. Никому другому, кроме Российского Императора, он не захотел служить как военное лицо. Надо сказать, что в то время Россию покинули достойные, благородные люди, цвет интеллигенции, и многие из их нынешних потомков до сих пор сохраняют искреннюю любовь к России Православной.
    Тоска по Царской России питает надежду на возрождение монархии и всего истинно русского. В то время многие русские эмигранты в Сербии становились инженерами, учителями, врачами, что принесло большую пользу Сербии. Также и сербские монастыри пополнялись русскими монахами. Был тогда здесь духовный подъем...
    Не желая быть военным лицом, отец мой стал инженером путей сообщения. Им проложены многие километры дорог по Македонии и Черногории. До 1945 г. мой отец оставался подданным Российской Империи. Но поскольку он женился на черногорке, ему выдали сербское гражданство, а многие русские, не имеющие сербского гражданства, в 1948 г. были депортированы в СССР. Все произошло за одну ночь: людей сажали в вагоны и отправляли на Восток. Например, тетя Валя, придворная оперная певица, неоднократно посещавшая нас, скончалась в одном из советских лагерей. Судьба нескольких тысяч русских эммигрантов решилась тогда в течение нескольких часов. Это было сделано согласно договору между Тито и Сталиным.
    Многие родственники и знакомые, живущие, например, во Франции, не хотели брать гражданства того государства, в котором жили, потому что они все время питали надежду вернуться на Родину и до конца дней своих оставались подданными Российской Империи.

    Тяжело ли быть русским за границей?
    Да. В то время после войны в Сербии многие православные русские и вообще все те, которые в душе были хоть как-то расположены к России, завершали свой жизненный путь на Голом Отоке (лагерь строгого режима). Было время Информбюро - противостояния Сталина и Тито. В Сербии Сталин до определенного момента превозносился как идейный вождь, а потом всех приверженцев Сталина стали преследовать и сажать в тюрьмы. Таков был югославский коммунизм. А уж о Православии и речи быть не могло. Вера Православная высмеивалась, верующим школьникам и студентам давались плохие характеристики, о хорошей должности православный человек и мечтать не мог. Веру приходилось скрывать. А в отношении всего русского не делалось никаких различий: коммунист ты или православный, хоть малейшую симпатию к русским имеешь, значит, ты личность ненадежная. Утверждалась ужасающая русофобия. И сегодня еще умалчивается о том времени. Сколько народа пострадало за Россию во время Информбюро, до сих пор не известно.

    Как Вам удалось сохранить Православную веру?
    Благодаря кресту, Евангелию и иконе Святого Владимира, взятыми моим отцом из России вместе с горсткой земли. Югославские коммунисты были искаженной копией советских коммунистов. В Советском Союзе была целая лагерная система, идейное насаждение коммунистических штампов, физическое искоренение всякого инакомыслия. В Сербии из лагерей был только Голый Оток, он был известен своей крайней жестокостью, о нем страшно было и говорить. Но все-таки Православная вера искоренялась не разрушением храмов, а иным способом. Если ты был православный, то не имел средств к существованию. Причем католики и мусульмане не притеснялись, именно Православие было гонимо. Если твой отец не был членом партии, то тебе никакой стипендии в университете не полагалось, так было. И ведь сегодня у власти внуки тех же бывших партийных работников. А верующий народ в Сербии всегда страдал. Все русские в Сербии могли только тайно воспитывать детей своих в Православной вере.

    Что сближает Сербию и Россию?
    Только Православие. Чем больше человек верит, тем легче он признает в другом человеке брата во Христе. А русские на протяжении своей многовековой истории отличались тем, что, приняв Православие, соблюдали в чистоте свою веру и были ей верны до последнего. Россия ведь сохранилась еще в душах многих эмигрантов, лелеющих верность и любовь к своей Православной Родине и Царю. Христос объединяет всех нас. В христоборческое время Россию и Сербию разделяли друг с другом, а через Православие всегда укреплялось взаимное притяжение.

    Каково, на Ваш взгляд, духовное состояние сербского народа?
    Сербский народ только начинает оправляться от тяжелейшей диктатуры. В России 90 лет прошло с момента захвата власти коммунистами, а в Сербии - 60. Народ постепенно приходит в себя и восстанавливает в своем сознании утраченную систему ценностей. Но это не идет быстро. Стоит только войти в Сербскую церковь, как сразу все становится ясным...

    Что значит для Вас Косово?
    Косово - сердце Сербии. Если не будет Косова, то не будет и Сербии, как говорит владыка Артемий.

    Можем ли мы сказать, что это сердце Православной Сербии?
    Да, именно так. На этом месте больше всего народ сербский страдал за веру свою, там больше православных храмов, чем где бы то ни было в Сербии. Косовскую битву можно сравнить только с битвой на Куликовом поле в России. На каждом сантиметре косовской земли есть памятные знаки сербского векового пребывания. Для верующего народа Косово есть сердце и основа Сербии.

    Что есть Россия для Сербии?
    Россия - большой брат, но не в стандартном и приземленном понимании - Россия велика как в духовном, так и в буквальном смысле. Когда видишь, как настоящий русский творит широкое крестное знамение, как он кладет земные поклоны, то становишься свидетелем истинной крепости веры Православной. Только это уже являет собой высокий пример истинного исповедания Христа и призывает сербов к достижению такой же духовной высоты. Я своих детей этому учу. Когда пытаюсь им объяснить, что хорошо, а что плохо, то всегда говорю, что в России все гораздо лучше.
Приведу примитивный пример. Были мы в Черногории, и после дождя в горах появились грибы. Мои дети бросились их собирать, но я им запретил, сказав, что они ядовитые. Они меня спросили: «А где растут хорошие грибы?» «В России», - был мой ответ. В России все хорошо и все огромно.

    Верите ли Вы в возрождение Монархии в России и в Сербии?
    Надо надеяться на это, но пока здесь нет достойных людей, которые могли бы возглавить Королевство Сербии. Может быть, в России дела обстоят иначе. Только монархия, по сути дела, может объединить и исправить народ. Единственным настоящим православным царем в последние времена был русский Царь Николай. Он объединял весь русский народ, за что и пострадал. Противники России имели главной целью свергнуть Самодержавие, это было основным препятствием для них в насаждении своей воли. Без Царя вся система власти развалилась сама собой. Истинное единство народа возможно только в условиях монархии, и здесь всю надежду мы возлагаем прежде всего на Россию.
    Сейчас мы видим, как Россия возвращается к Православию, но полный возврат должен увенчаться Царской короной. Дай Бог, чтобы примеру России последовала потом и Сербия. Монархия несет в себе Божие благословение для народа, так как Царь есть Помазанник Божий.

    Св. владыка Николай и преп. Иустин Попович в свое время говорили о славянском единстве, как Вы смотрите на возможность объединения России и Сербии?
    Всякое единство возможно только через Православие. А Православие в государственном масштабе может всенародно утверждаться не иначе, как только через Монархию. Следовательно, славянское единство возможно исключительно в условиях самодержавия. Если мы - братья во Христе, то все недоумения во взаимоотношениях упраздняются. Всегда Российская Империя оказывала помощь братским славянским народам в тяжелые времена. Демократия не может обезпечить настоящего единства, она основана на иных ценностях. Монархия и демократия противоположны по смыслу так же, как противоположны понятия взаимовыгоды и взаимопомощи.

    Я беседую с супругой Николая.
    Драгица, расскажите, пожалуйста, о том, как Вы познакомились с Николаем?

Драгица Мальме с младшими сыновьями

    Пути Господни неисповедимы. Это мой второй брак, но только его считаю настоящим, потому что он благословлен Церковью. Нас венчал сам владыка Артемий. С первым мужем я прожила 15 лет, и, когда Господь благословил родить четвертую дочь Иву, я узнала о том, что муж мой мне изменяет. Это произошло на славу святого Иоанна Крестителя. Сначала не могла поверить, но потом на сербский праздник Видовдан все увидела своими глазами. Для меня семья была святыней, и в моей голове не укладывалась возможность супружеского обмана. Я рассталась с мужем, и, вместе с четырьмя детьми, когда Ива только родилась, мы стали жить отдельно. В моей жизни наступил перелом, я полностью предала себя Церкви и молилась Богу о том, чтобы послал мне человека, который бы пережил то же самое, что и я. На Косове в албанской среде находиться без мужской защиты очень опасно, а у меня четыре дочери. Молитва моя была горячей. Так, на празднование старого Нового года в присутствии владыки Артемия я повстречалась с Николаем. Сразу мы почувствовали друг к другу симпатию. Николай для меня и супруг, и защитник, и духовник. Теперь я только понимаю, что без благословения Церкви брак не может быть счастливым. Сейчас в нашей семье десять детей: Даниела, Мая, Андриана, Ива, Сергей, Владимир, Маруся, Анисия, Василиса и Йован.

    Как Вы воспитываете детей?
    Благодаря Николаю, мы стараемся придерживаться строгого Православия. Дети идут в церковь каждое воскресение, поют в церковном хоре, мальчики помогают служить в алтаре. Храм наш посвящен Пресвятой Троице. Нашим духовным покровителем является владыка Артемий.
    Вообще, Владыка - удивительная личность. Он возглавил борьбу за чистоту веры Православной в Сербии. С приходом владыки Артемия Православная Церковь в Рашско-Призренской епархии возродилась. Владыка Артемий очень помог нашей семье. В 1999 г. мы были вынуждены переехать из Приштины в Подгорицу с восемью детьми. Жили в очень стесненных условиях. Тогда Господь благословил меня иметь девятого ребенка. На Преображение мы все пошли в монастырь Дайбабе, где находятся мощи святого Симеона. Я от всего сердца молилась у раки Святого об устроении нашей жизни. Тогда через митрополита Амфилохия нам выдали два четырехместных вагончика, потом еще один вагончик нам подарил наш приятель. Николай с детьми все обустроил: провел электричество из прикладбищенского барака, устроил водопровод. Так мы жили пять лет. Там у меня родился и мой десятый ребенок, Йован.
    Мы жили рядом с церковью, было много притеснений со стороны местного священства, об этом и вспоминать не хочется. Только мы держались в строгом православии - девочки в храм всегда шли в платках, с длинными рукавами, творить крестное знамение и класть земные поклоны детей мы научили - все искушения сами отпадали.
    Когда к нам приехал владыка Артемий и увидел в каких условиях мы живем, то сразу решил наш жилищный вопрос. Сейчас, как видите, благодаря Его Святейшеству, мы живем в большом доме здесь, в Сремчице.

* * *

    Покидая гостеприимный дом, я переписала прикрепленный на стене отцовский завет, хранимый Николаем Мальме: «Русский человек, никогда не забывай, что ты - русский. То, что ты русский, не зависит от тебя, но от Бога. Самый большой дар от Бога - быть русским».

Екатерина Василевич
Белград, август 2007 г.

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.