Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла и епископа Рашко-Призренского Артемия

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
 
ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

ИЮНЬ

гражданский/церковный календарь

15/2. Свт. Никифора исп., патриарха Константинопольского (828). Вмч. Иоанна Нового, Сочавского (1330-1340).

16/3. Мчч. Лукиллиана, Клавдия, Ипатия, Павла, Дионисия и мц. Павлы девы (270-275).

17/4. Отдание праздника Вознесения Господня.
Сщмч. Иоанникия (Липовац), митрополита Черногорско-Приморского (1945) Сщмч.Георгия Богича.

18/5. Троицкая родительская суббота. Сщмч. Дорофея, еп. Тирского (ок. 362). Перенесение мощей блж. Игоря, вел. кн. Черниговского и Киевского (1150). прпп. Вассиана и Ионы Перто) минских, Соловецких чудотворцев (1599). Игоревской иконы Божией Матери (1147). Преп. Петра Коришского (1270).

19/6. День Святой Троицы. Пятидесятница Прп. Виссариона, чудотворца Египетского (IV-V). Прп. Илариона Нового (845). Свт. Ионы, еп. Великопермского (1470). Прп. Паисия Угличского (1504). Пименовской иконы Божией Матери (принесена в Москву в 1387 г.).

20/7. Седмица 1-я по Пятидесятнице (сплошная). День Святого Духа. Мч. Феодота Анкирского (303). Мцц. Калерии (Валерии), Кириакии и Марии в Кесарии Палестинской (284-305). Собор Ивановских святых. Тупичев) ской и Кипрской икон Божией Матери (переходящие празднования в День Святого Духа).

21/8. Вмч. Феодора Стратилата (319). Ярославской (XIII) и Урюпинской (1821) икон Божией Матери.

22/9 Свт. Кирилла, архиеп. Александрийского (444). Прав. Алексия Московского (1923). преп. Кирилла Белозерского (1338-1427 гг.), основателя Кирилло-Белозерского монастыря на берегу Сиверского озера. Жизнь в этой обители - центре древнерусского просвещения и оплоте Православия - отличалась особым аскетизмом, а сам святой прославился множеством чудотворений

23/10. Сщмч. Тимофея,
еп. Прусского (361-363). Обретение мощей свт. Василия, еп. Рязанского (1609). Собор Рязанских святых. Свт. Иоанна, митр. Тобольского (1715). Собор Сибир) ских святых. Прп. Силуана, схимника Печерского, в Дальних пещерах (XIII—XIV).

24/11. июня Апостолов Варфоломея и Варнавы
(I). Прп. Варнавы Ветлужского (1445). Перенесение мощей прп. Ефрема Новоторжского (1572). Иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть» (X).

25/12. Отдание праздника Пятидесятницы. Прп. Онуфрия Великого (IV). Прп. Петра Афонского
(734). Обретение мощей (1650) и второе прославление (1909) блгв. вел. кн. Анны Кашинской.

26/13. Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых. Мц. Акилины
(293). Икон Божией Матери: «Умягчение злых сердец» и «Нерушимая Стена» (переходящие празднования в Неделю Всех святых).

27/14. Седмица 2-я по Пятидесятнице. Прор. Елисея (IX в.
ДО Р. Х.).

28/15. Свт. Ионы, митр. Московского и всея России, чудотворца (1461), первого из предстоятелей Русской Церкви, избранных независимо от патриарха Константинопольского.. Прор. Амоса (VIII в. до Р. Х.). Блгв. кн. Сербского Лазаря (1389). 15 июня 1389 года святой благоверный князь вывел сербское войско навстречу шестикратно превосходящим сербов турецким ордам. На Косовом поле в кровопролитной битве пали, защищая свою славянскую родину и заслоняя от иноплеменного натиска христианскую Европу, сербские витязи. Тяжело раненый князь Лазарь был захвачен в плен и принял мученическую смерть за веру православную от турецких палачей. Свт. Ефрема II, патриарха Сербского (после 1395), свт.Спиридона, патриарха Сербского Свт. Спиридон мудро управлял Сербской Церковью и во всем помогал благочестивому князю Лазарю. Всех новомучеников сербских.

29/16. Свт. Тихона, еп. Амафунтского (425). Прп. Тихона Медынского, Калужского (1492). Прп. Моисея Оптинского (1862). Перенесение мощей свт. Феофана, Затворника Вышенского (2002).

30/17 Мчч. Мануила, Савела и Исмаила
(362).

 

Видовдан (15/28 июня) - день всех святых мучеников сербских и день памяти битвы на Косовом поле

 

Священномученик протоиерей Георгий Богич
(Память 17 июня)

Родился 6 февраля 1911 г. в Субботской под Пакрацем. Закончил гимназию в Новой Градишке и семинарию в Сараево. Рукоположен в Пакраце 25 мая 1934 г. Служил в приходах в Маяру и Боломачамах, откуда в 1940 г. перемещён в Нашице, где его и застала вторая мировая война.

В убийстве о. Георгия виноват католический священник Сидоний Шолц из Нашица, который приказал своей «пастве» убить протоиерея Богича.
Ночью 17 июня 1941 г. на квартиру о. Георгия ворвался Феликс Лахнер, молочник из Нашица, с двумя другими усташами, которые схватили священника и на автомобиле отвезли его в поле. Там, у часовни св. Мартина, он подвергся жесточайшим пыткам: ус-таши привязали его к дереву и стали резать ему уши, нос, язык, бороду с кожей. Потом с самыми циничными оскорблениями выкололи ему глаза, распороли живот и, вытащив кишки, намотали их вокруг шеи. Когда мученик потерял сознание, изуверы пристрели его из ружья. На следующий день изувеченное тело о. Георгия было похоронено на кладбище в Брезике.

Священномученик Иоанникий (Липовац), митрополит Черногорско-Приморский. (Память на Видовдан 15/28 июня - Собор всех сербских мучеников)

Иоанникий (в миру - Йован) родился 16 февраля 1890г. Закончил школу в Прчани, гимназию в Которе, православный богословский институт в Задаре и философский факультет в Белграде. Рукоположен в диакона 8-го, а в священника - 10 ноября 1912 г. епископом Бококоторским и Дубровническим Владимиром (Боберичем).
В 1912-1918 гг. был военным капелланом в Которе. В 1918-1919 гг. о. Йован Липовац - настоятель прихода в Ластве. В 1919-1925 гг. - преподаватель Цетиньской гимназии, женской учительской школы и Цетиньской семинарии. В 1925-1940 гг. - профессор 1-й мужской гимназии в Белграде. Избран викарным епископом Будимльским в конце 1939 г. Пострижен в монахи митрополитом Скопльским Иосифом (Цвийовичем).
1 февраля 1940 г. в монастыре Раковица под Белградом и произведён в чин игумена. Вскоре, 11 февраля 1940 г., рукоположен в епископы в Белградском соборе патриархом Сербским Гавриилом (Дожичем), митрополитом Скопльским Иосифом (Цвийовичем) и епископом Зворничско-Тузланским Нектарием.
Решением Архиерейского собора 11 декабря 1940г. избран митрополитом Черногорско-Приморским. Поставление нового черногорского владыки совершил Скопльский митрополит Иосиф (Цвийович) 23 февраля 1941 г. в Цетинье.

 
Крушение югославской монархии в апреле 1941 г. и немец-коитальянская оккупация положили начало тяжелым испытаниям для православных в Черногории. Часть черногорских земель была включена в состав Великой Албании, албанские бандиты изгоняли и убивали православное население, особенно священников. По соглашению с оккупационными властями группа черногорских федералистов провозгласила в Петровдан 12 июля 1941 г. возрождение Черногорского королевства под итальянским протекторатом.
Монастырь в Цетинье

Это событие вызвало общенародное восстание против оккупантов и их марионеток. В восстании участвовали все политические силы: от роялистов (сторонников югославской монархии) до коммунистов. В ответ в Черногорию из Албании были введены 6 итальянских дивизий, которые пытались сломить сопротивление массовыми репрессиями. Пострадали многие храмы и монастыри: Режевичи, Градиште на побережье, Ждребаоник в Даниловграде, Жупа в Никшиче, Пива. Осенью 1941 г. произошло политическое размежевание в рядах восставших. Группа офицеров-роялистов в конце 1941 - начале 1942 г. образовала «Черногорское национальное движение», в которое вошли и черногорские федералисты.
Массовые убийства политических оппонентов, осквернение церквей, другие бесчинства, творимые коммунистами на занятых ими территориях, вызвали объединение всех некоммунистических сил. Митрополит Иоанникий выразил поддержку антикоммунистическому блоку. Хорошо зная о коммунистических гонениях против Русской Православной Церкви в Советском Союзе, черногорский владыка понимал, что ждет православных клириков и мирян с приходом к власти людей типа Иосипа Броз Тито и Моше Пияде. Только за период с конца 1941 до середины 1942 г. коммунисты убили 14 черногорских священников. Всего в 1941-1945 гг. в Черногории погибли 100 священников, из которых 12 убиты оккупантами, а остальные 88 - коммунистами. Как духовный глава православных и председатель Общества Красного Креста Черногории митрополит Иоанникий неоднократно требовал от итальянских оккупационных властей освобождения черногорцев, посаженных в тюрьму или интернированных в Албанию и Италию. Из своих скромных средств Цетиньская митрополия помогала беженцам, пострадавшим от албанского, хорватского и немецкого террора.
В ноябре 1944 г., спасаясь от наступавших отрядов Тито, митрополит Иоанникий с 70 священниками покинули Черногорию. Все священники были замучены в Словении в мае 1945 г., в дни, когда югославскими коммунистами были убиты десятки тысяч людей. Сам митрополит был схвачен и препровожден в Сербию, где под Аранджеловацем был казнен в середине июня 1945 г. Командующий 1-й югославской армии прислал в Цетиньский монастырь панагию и крест убитого митрополита. Митрополит Иоанникий был в полном смысле воин Православия. Сам он определял Православие (в своей статье в «Гласе Черногорца» от 14 марта 1943 г.) так: Православие есть непрестанное предстояние, постоянная борьба за чистоту души и тела, за сбережение христианской морали и ее применение во всех проявлениях личной и общественной жизни. Оно есть борьба непрестанная и беспощадная против зла, которое души людей тащит в глубины мрака и вечной смерти. Православие против мрачного пессимизма, который не творит ничего позитивного, который разоряет, но не лечит. Оно есть вера бодрого творческого оптимизма; религия, которая учит людей верить в лучшее, смотреть на всех как на братьев и радоваться жизни.
Митрополит Иоанникий принес свою земную жизнь на алтарь страдающего Православия, которому остался непоколебимо верен и последователен, как и многие известные и неизвестные мученики за Христову веру, за свой страдающий народ.

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.