Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла и епископа Рашко-Призренского Артемия

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
 
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

Узаконенный терроризм

Сегодня многие православные внимательно следят за тем, что происходит в Косово. На вопросы о положении Православия в Сербии ответил епископ Рашко-Призренский Артемий.

Дорогой владыка, прошло шесть лет после косовской трагедии, когда было разрушено 150 древнейших святынь - храмов и монастырей Сербской земли. Какая сейчас ситуация в Косово? Что делается, чтобы положение сербов изменилось в лучшую сторону?

Ничего не делается, чтобы стало лучше. Каждый день становится хуже и хуже. Я это знаю достоверно, потому что живу там. Не пройдет и дня, чтобы не случилось нападения на людей, на храм, на дома. Постоянно это происходит. Террористы-албанцы хотят выгнать всех сербов из Косово, чтобы сделать там свое независимое государство и соединить его с Албанией. Это давняя мечта их - сделать большую Албанию. Но думаю, этого не будет. Господь не допустит. И надеюсь, что международное сообщество не позволит такого беззакония. Да и Сербия никогда не выйдет из Косово.

Интервью с владыкой Артемием
Фото Г. Симоновой

Некоторые в Сербии считают, что надо отдать Косово, что нужно просто закрыть границу и пусть албанцы там делают что хотят. Каково Ваше мнение?

Я много раз говорил о том, что Косово - это сердце Сербии. Как из организма человека нельзя удалить сердце, чтобы при этом тело оставалось жить, Так и без Косово Сербия не существует и не может существовать. Сербский народ будет разбросан по всему миру и потеряется, если мы потеряем Косово. Косово - это наши корни, наша духовность, наша культура, наша державность. Об этом свидетельствуют все наши святыни на Косово: Дечани, Печи, монастырь Девич, Грачаница и многие другие. Это святыни всего православного народа земли. А если кто-то считает, что их надо отдать, то это мнение является страшным наследием коммунизма. Сейчас в монастыри Косово возвращаются монахи, слава Богу! Но, конечно, они живут в окружении албанцев, безо всякой возможности нормального существования. Служат в храмах каждый день, и люди, живущие там, идут на молитву. Они ощущают явную защиту и помощь Божию в деле возвращения Косово сербам. Мы видимся с ними, разговариваем, ободряем, чтобы не уходили. И, слава Богу, они твердо стоят, хотя знают, что опасность остается.

У нас в России некоторые богословы считают, что есть и другой путь спасения через так называемое криптохристианство - это совмещение мусульманства с Православием, т.е. внешне принять му)сульманскую веру, а тайно оставаться христианином. Возможен ли такой вариант для решения сербского конфликта?

Надо ставить знак вопроса под трудами таких богословов, которые вносят смуту в христианские души. Я думаю, это большое заблуждение. Если бы было возможным криптохристианство в такомсмысле, тогда не было бы и первых мучеников. Если бы было так, то кто пошел бы на мучения? На съедения животным? Как можно быть язычником, а в сердце христианином? Так нельзя. И никогда в Церкви такого не было.

К сожалению, в России такое явление сегодня проповедуется. В издательстве Сретенского монастыря изданы книги «Поместные Православные Церкви» и «Будь верен до смерти», в которых говорится, что православный священник вполне может быть одновременно исламским муллой. Даже в скиту Оптиной Пустыни на Пасху бесплатно раздавали прихожанам такие книги с благословения скитоначальника.

Мне об этих книгах ничего не известно. Тайные христиане существовали и в России, когда был большевизм. Но они не были криптохристианами в этом смысле, в таком понятии, чтобы они стали явными безбожниками. Они укрывались в катакомбах, как и первые христиане, но никогда не были язычниками. Я не могу быть тайным христианином и явным язычником. Нельзя служить двум государям. Это большое заблуждение.

У нас в России считают, что такое явление ни что иное, как веяние экуменической ереси. Так ли это?

Экуменизм сегодня есть самая опасная ересь в христианстве. Экуменическое движениенаправлено не к единству Церкви в одной истине, а к соединению с Православием так называемых еретических церквей. Мы, православные, верим в Единую Соборную Апостольскую Церковь. Поэтому может быть только возвращение в Церковь тех, которые в истории удалились, отпали от Православия, от истины, от Церкви. Можно договориться об их возвра-щении в Церковь, но не о соединении церквей. Потому что не существует двух или больше церквей, которые могли бы соединяться и остаться тем, чем сегодня они суть. Понимаете? Значит, нельзя соединить свет и тьму. Нельзя соединить истину и ложь, нельзя соединить доброе и злое. В Святом Писании говорится: Что общего у Христа с Велиаром, у Церкви Божией с идолами? Как можно соединять недопустимые вещи? Поэтому экуменическое движение, которое идет на соединение, опасно для духовной православной жизни. Экуменисты хотят сделать какие-то компромиссы между светом и тьмой. Нет, этого делать нельзя. Истина всегда остается истиной. Она не может изменяться, а поэтому не может быть соединения с чем-нибудь, что не истинно. Одна Церковь существует, один Христос - глава Церкви. Не может быть одна голова и много тел с этой головой. Только одна голова, одно тело Христово - это Церковь Православная.

К сожалению, у нас сейчас много говорят об экуменизме как о необходимом явлении и невозможности бескомпромиссного существования Православия. Что с этим делать?

Надо стойко свидетельствовать истину. Будет много экуменистов, но будут и верные православные. Только верностью истине Православие побеждало и победит. Мы, православные, не хотим компромиссов с нецерковью, и остаемся твердымив этом убеждении. Пусть делают, что хотят, но мы не можем соединяться ни с еретиками, ни с раскольниками.

Владыка! Известно, что Вы подали иск в страсбургский суд на войска НАТО, которые не выполнили свою миротворческую миссию и не остановили албанских террористов, разрушавших древние святыни Косово. И наднях в Белграде прошел архиерейский собор. Что высказал собор по этому поводу?

На соборе Патриарх подписал меморандум, который составили епископы без моего ведома. Я думаю, что этот меморандум надо отменить. Каноны говорят, что никто не имеет права вмешиваться в дела епархии, кроме правящего епископа. Поэтому, как можно не спрашивая епископа, что-либо делать в его епархии? Епископом Косово являюсь я, и потому прошу сейчас епископов соблюдать канонические правила. К сожалению, положение в Церкви сегодня непростое. Очень много предательства и подмены. А что касается страсбургского суда, то я надеюсь, что он решит, кто будет платить за разрушенные древние святыни. Нам нужно сегодня их восстанавливать, а кто будет обеспечивать восстановление?

Владыка, в России говорят, что Сербия - это репетиция перед оккупацией России войсками НАТО. Что Вы об этом думаете?

Я слышал об этом. Говорят, что то, что случилось с Югославией - это только проба, как надо будет поступить с Россией. Хотят разбить Православие. Но я думаю, что этого не будет. Россия до сих пор есть огромная сила в мире, на которую должны и будут смотреть с почтением.

Беседовала
Галина Симонова

 

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.