Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Рашско-Призренского и Косовско-Метохийского Артемия

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
 
АКТУАЛЬНО

 

«Блажени чистии сердцем...»

Окончание. Начало

    

    Отец Мелитон, прошло два года, как Вы несете послушание в Детском доме. Что нового Вы открыли в детях и в себе? Укрепляет ли детей вера, помогает ли она им в жизни?
    В Евангелии мы читаем: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф. 5, 8). Вот среди этой внешней слепоты и немоты понимаешь, что эти убогие дети чисты сердцем. Они видят и понимают Бога чистыми очами своей души. Именно в такой немощи сила Божия и познается. Познается так, что еще и мы с вами у них учимся. Среди них мы, прозревая, учимся любить, прощать, терпеть и верить Богу.
    Раз за разом убеждаюсь в том, что каждый на своем месте должен сохранять чистоту нашей Веры Православной: то, что нам передали Господь в Евангелии и Апостолы в Посланиях. Надо жить по Евангелию. Если вы любите тех, кто вас любит, то в этой любви нет ничего необычного. А вот как сохранить любовь к ненавидящим вас, учиться сберечь любовь во Христе ко всем? Это трудно, но без этого нет спасения.
    Конечно, на войне без раненых не обходится. Но как только встанешь на ноги, надо снова идти в бой. Так приходит опыт духовной брани, научающий нас всегда помнить о том, что гордым Бог противится, а смиренным дает благодать.
    Благодарность Богу заключается в осознании, что Он поместил тебя в те обстоятельства, к тем людям, которые своим чистым сердцем и душой сохраняют связь с Богом. И благодаришь за то, что может быть по немощи нашей Господь оставляет нас бороться только с собственными грехами и не дает больших искушений. Наверно, Он знает, что нам многое не по силам. Помещая нас к глухонемым, Господь оставляет нам бороться с собственными грехами и, невзирая на лицо, красивое оно или уродливое, душу умную, но не умеющую словесно выразить то, что доступно здоровому человеку, сохраняя в нем образ Божий, Он учит нас любить.

    Меня Господь соединил с теми, которые не говорят о Боге плохого, а говорят только хорошее. Они Ему верны, они Его любят. А для меня это милость Божия - видеть это и быть среди них. Милость Божия - это когда физическая слепота или немота не вызывает ощущения неуютности.
    А ведь многие православные сейчас находятся в таких условиях, когда приходится надевать шлем, броню, брать меч духовный и воевать с теми, которые не берегут чистоту Православия. Чтобы не было теплохладного настроения, нужно деятельно выражать свою любовь к Богу, ближнему и делать это правильно, православно. Не так, как хочется, не так, как кажется, не так, как требуют или диктуют, а так как нам говорит Сам Господь в Евангелии, и в Посланиях Апостолов, и в Житиях Святых. Святые Отцы для нас - пример исповедничества. Для них любовь к ближнему была не потакающей, а созидающей, приводящей к Богу. И те пастыри, которые таким образом ведут людей к Богу, созидают в их душе Царствие Божие здесь и сейчас, в это самое время. За это они могут быть гонимы, как Господь говорил, что «в мире сем будете гонимы». Потому что деятельно проявлять свою любовь к Богу и ближнему - дело неугодное князю мира сего, который ходит «яко лев рыкающий, ища кого поглотить». Так вот, «рыкая», и поглощает. А пастыри, которые оказываются рядом с теми, которых надо укрощать, ведут подвижнический, исповеднический образ жизни. Им можно позавидовать и порадоваться за них, осознавая, что пока они есть, и мы не стоим на месте.

    Понятно, что монах выполняет любое послушание Богу, т. к. дает Ему обеты. Как быть обычному мирянину?
    - Надо помнить слова Христа об овцах, слышащих голос своего Пастыря и козлищах не смиряющихся. В чем главное спасение человека?
    Ветхий Адам преслушанием пал, а новый Адам послушанием восстал. Поэтому заповедь послушания: детей родителям, жены мужу, подчиненного начальнику, послушание духовному отцу переплетает всю христианскую жизнь человека и приводит нас к послушанию Богу Отцу. Поэтому если человек хочет спастись, то ему нет смысла оправдываться - ни монашествующим отсутствием послушания, ни мирянину, не соблюдающему заповеди Божии.
    Все то, что отводит нас от чистоты, естественно требует врачевания. Господь уврачевывает нас скорбями и в малом, и в большом масштабе, для того чтобы человек задумался: кому он служит - Богу или мамоне. И задача священника заключается в том, чтобы научить человека угождать только одному Богу и не идти ни на какие компромиссы, предлагаемые современной жизнью. Надо, чтобы батюшка не был флюгером, а только светофором, да таким, который скажет, где «осторожно», а где «стоп» и где «нельзя».

    Отец Мелитон, создается впечатление, что у Вас горит только зеленый свет, то есть «вперед». А бывают ли моменты остановки?
    - Постоянно... Где-то я прочел такое выражение «тоска по раю», вот у меня такая тоска по тому раю, где есть постоянство, взаимопонимание, любовь, верность, доверие и братство. Все то, чего мы, наверное, все желаем; то, чего мы ожидаем друг от друга. Хотя сказано, что «на ум не приходило, ухо не слышало, и глаз не видел» то, что уготовил Господь любящим Его. И искренне хочется, чтобы это было во всех тех, кто рядом. Вот такое мое представление о рае - это то место, где Господь Собой наполняет все и дает всему ощущение счастья. Вот по этому раю тоскуешь.

    В чем заключается монашеский путь?
    - Наверное, монашеский путь заключается в том, чтобы доползти до этого рая, а ты постоянно видишь в себе то, что требует исправления, что ты несовершенен, и над этим надо много работать самому, потому что когда оказываешься перед Богом таким, какой ты есть, понимаешь, что надо многое в себе исправлять.
    В жизни все несовершенно, а хочется настоящего. Но не мечтать об этом, а сделать все для настоящего, что зависит от тебя, от собственного труда и напряжения воли и всех сил души. И созидать в своей душе Царствие Небесное. Ходишь перед Богом и постоянно говоришь: «Господи помилуй, Господи, спаси, Боже, помоги мне крест мой донести». Иногда бывает так, что это состояние вдруг дает непонятную блаженную радость и, несмотря на препятствия, получается порадоваться и разделить это с кем-то.

    А разве не является для Вас настоящим - учиться и учить помогать немощным детям?
    - Не знаю, возможно. Господь и захотел, чтобы кто-то научился, и потому Он к ним кого-то отправил. Вот ты среди этих детей, думаю, и учишься. И среди тех взрослых, которые с этими детьми сознательно работают над собой, иногда и безсознательно. Просто то окружение, в котором находится каждый конкретный человек - это и есть, как учат Святые Отцы, самое благоприятное и нужное для него, в котором он может научиться любить по-настоящему. И то окружение, в котором я нахожусь среди взрослых и детей, - самое важное для меня окружение, как мне кажется, где можно научиться терпеть, прощать, понимать, любить.
    Это мечты по идеалу.
    Но бывает так, что люди не выдерживают и уходят...

    Как можно спастись от вседозволенности и от распущенности в нашем апостасийном мире?
    - Чтобы научиться быть кротким, как голубь, сначала надо учиться вырасти в того мудрого змея, но не такого, который соблазняет ко греху. Почему Господь сказал: «Будьте кротки, как голуби, и мудры, как змеи»? Значит нужно быть до такой степени мудрым, чтобы от того греха, который тебя соблазняет, влечет, сам себя рекламирует - уходить. Ведь Святые Отцы учат, что фундамент всех добродетелей - это рассудительность, без которой можно много сделать вреда и даже самой готовностью творить добро.
    Время требует от нас рассудительности, мудрости и терпения, потому что все больные и немощные. Как говорят старцы, в последнее время любовь будет в оскудении, люди будут просто не способны исполнить заповеди и нести Евангельский дух любви. Грех манит, влечет, пожирает людей, и сопротивление с каждым днем все усиливается и усиливается. Так получается, что борешься и со своими грехами, и с теми, которые наваливаются со стороны.
    Человеческая совесть - лучший контролер. К тому же счастливы те, которые имеют возможность общаться с духоносными отцами, они же есть среди нас, отцы, которые следуют Евангелию и святым Апостолам. Именно с теми православными, которые правильно славят Бога и не потакают людям, заявляющим, что «у них Бог в душе», и верящим, как хотят. Господь открыл для нас духовный закон всемирного тяготения - закон Любви, а Святые Отцы, начиная с Апостолов, его воплотили в жизнь своим примером. Он есть и первопричина, и движущая сила мира, лишаясь которой, все теряет истинный смысл. Не имея любви, человек теряет образ и подобие Божие.
    Соответственно, в основе воспитания должна закладываться любовь к ближнему. И основной принцип педагогики - это любовь к ближнему.

    Когда следует начинать воспитывать ребенка?
    - Ответ есть в одном из святоотеческих Патериков. Мать спрашивает у старца: «Когда нужно начинать воспитывать младенца»? - «Сколько ему лет?» - спрашивает старец. - «Три месяца». - «Ты опоздала на три месяца», - ответил старец.
    А сколько матерей вообще задают себе и священнику этот вопрос?
    Опыт работы в сфере детских домов показывает, что мало, а если и задают, то опаздывают не на три месяца и даже не на три года. А дети рождаются и, к сожалению, не по любви, а по страсти. Мы видим плоды того, что эти дети появились на свет без благословения, большинство из них были зачаты в посты. Страсть рождает грех, и Господь (хоть нам это покажется негуманным), закрыв детям глаза и уши от мира греха, - спасает их душу, делая ее у-богой, то есть душа такого ребенка спасается у Бога. Тогда на помощь приходит Божественная педагогика спасения души. Господь закрывает развитие греха на этих детях.

    Бог есть там, где есть благословение. Когда в каждом деле впереди нас идет Бог, а не наше «я», не наша самость. Если получено благословение, например, на начало учебного года, перед началом строительства нового храма, перед началом созидания новой семьи, перед зачатием ребенка, перед любым делом, угодным Богу, тогда Ему легче помогать нам.
    Этот непостижимый Закон Любви Бога мир вместить не может, а вот Святые Отцы своей жизнью исполняли и исполняют, да нас поучают. Примером удивительной заботы о душе своих детей служат подвиги матери св. мученицы Софии и ее дочерей Веры, Надежды и Любви; матери свт. Иоанна Златоуста, свт. Василия Великого, родителей прп. Серафима Саровского и Сергия Радонежского. В этом суть святости детей и их родителей. Свт. Игнатий Брянчанинов говорит нам, что состояние души отражается на теле и наоборот, а прп. Иоанн Дамаскин говорит, что душа действует и посредством ограниченного тела, сообщая даже Господу свою убогость о дыхании Божием в каждом - и в слепом, и в глухом, и в немощном.
    Когда исповедуешь слепого и глухого, понимаешь, что действительно ум как разумная часть души даже слепоглухого пребывает в Боге и у Бога. И одновременно осознаешь, что тебе самому очень далеко до такого состояния души и ума, чтобы непрестанно пребывать в Боге, как те, которых мы называем пренебрежительно «убогими». Я у них учусь слушать и слышать Бога. Рядом с ними, глухими и немощными, рожденными не по любви, учусь Божественной Любви, которой нам так не хватает.
    Вот так действует Господь на нас, как Врач наших душ: нас, слепоглухих душой, лечит через этих детей, показывая, что каждый ребенок - это дар Божий.

Беседовала
Галина Симонова

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.