../christian-spirit.ru/sait.css"


   

   
 
ИСТОРИЯ


Историк Москвы И. Е. Забелин

   17 / 30 сентября день памяти

     Иван Егорович Забелин - талантливый историк и археолог, был одним из организаторов Исторического музея в Москве, а в конце жизни более 20 лет - его руководителем. Помимо всесторонней истории Москвы Забелин написал такие работы, как «Домашний быт русских царей в XVI—XVII веках», «Домашний быт русских цариц в XVI—XVII веках», «Домашний быт русского народа XVI и XVII столетий», «Историю русской жизни с древнейших времен» и другие труды по истории русской культуры.
    Горячо любящий Родину, он так выразил свой взгляд на русскую историю и отношение к ней разночинной интеллигенции:
    «Всем известно, что древние, в особенности греки и римляне, умели изображать в своей истории лучших передовых своих деятелей не только в исторической, но и в поэтической правде. Они умели ценить заслуги героев, умели различать золотую правду и истину этих заслуг от житейской лжи и грязи, в которой каждый человек необходимо проживает и всегда больше или меньше ею марается. Они умели отличать в этих заслугах не только реальную и, так сказать, полезную их сущность, но и сущность идеальную, то есть историческую идею исполненного дела и подвига, что необходимо и возвышало характер героя до степени идеала.
    Наше русское возделывание истории находится от древних совсем на другом, на противоположном конце. Как известно, мы очень усердно только отрицаем и обличаем нашу историю и о каких-либо характерах-идеалах не смеем и помышлять. Идеального в нашей истории мы не допускаем. Какие у нас были идеалы, а тем паче герои! Вся наша история есть темное царство невежества, варварства, суесвятости, рабства и так далее. Лицемерить нечего; так думает великое большинство образованных русских людей.
    Ясное дело, что такая история воспитывать героев не может, что на юношеские идеалы она должна действовать угнетательно. Самое лучшее, как юноша может поступить с такой историей, это совсем не знать, существует ли она. Большинство так и поступает... Но не за то ли самое это большинство русской образованности несет, может быть, очень справедливый укор, что оно не имеет почвы под собой, что не чувствует в себе своего исторического национального сознания, а потому и умственно, и нравственно носится попутными ветрами во всякую сторону.
    Действительно, твердой опорой и неколебимой почвой для национального сознания и самопознания всегда служит национальная история...
    Не обижена Богом в этом отношении и русская история. Нам только надо хорошо помнить правдивое замечание античных писателей, что „та или другая слава и знаменитость народа или человека в истории зависит вовсе не от их славных или безславных дел, вовсе не от существа исторических подвигов, а в полной мере зависит от искусства и уменья или даже от намерения писателей изображать в славе или уничижать народные дела, как и деяния исторических личностей..."»


| christian-spirit@yandex.ru | http://www.christian-spirit.ru/
Все права защищены © 2005
"Дух христианина ", свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-19589

 


1600 лет со дня преставления свт. Иоанна Златоуста

(Память 14 / 27 сентября)

   Творения Иоанна Златоуста еще в IV и V вв. приобрели большую известность во всем христианском мире; они хранились, как драгоценность, в царских чертогах и писались золотыми буквами. До нашего времени многие из его творений не дошли; тем не менее их сохранилось столько, сколько не осталось ни от одного Отца и учителя Церкви. По греческому часослову всех творений Иоанна Златоуста, дошедших до нашего времени, насчитывается до 1447 и писем до 244. Больше всего осталось от Иоанна Златоуста проповедей и церковных бесед. Проповеди святого Иоанна поражают своею стройностью, глубиною мысли и разнообразием содержания. В них Иоанн Златоуст предлагал наставления почти о всех частных предметах деятельности христианской. Сверх того, в продолжение всего своего общественного служения свт. Иоанн объяснял в беседах Священное Писание. Собственно догматических сочинений Златоустого немного, и все они дышат заботливостью его о нравственном состоянии верующих. В сочинении против иудеев и язычников доказывается Божественность учения христианского исполнением пророчеств и действиями христианского благовестия на сердца людей, а в Восьми словах против иудеев он выступил против убийц Христа. «Кто не может смело сказать, что синагога есть жилище демонов?» - писал Святитель. Известный своими творениями, свт. Иоанн Златоуст славен еще тем, что учредил особый чин Литургии, который и теперь носит его имя.