Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Рашско-Призренского и Косовско-Метохийского Артемия

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19
 
ТОТАЛИТАРНЫЕ СЕКТЫ

 

Диспут со «Свидетелями Иеговы»

Протоиерей Олег Стеняев

    Читатели газеты неоднократно обращались к нам с просьбой предоставить материал, с помощью которого библейски грамотно можно опровергать сектантские аргументы, выдвигаемые против догматов и святынь православной веры.
    Так как два тиража книги протоиерея Олега Стеняева «Диспут со „Свидетелями Иеговы"» разошлись, и приобрести это издание теперь проблематично, мы, с благословения о. Олега, постараемся опубликовать книгу в нашей газете. Тем более, что в России именно секта «Свидетели Иеговы» - наиболее активно развивающееся сектантское направление.

Предисловие

    Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов (Иак. 5, 19-20).
    Свт. Иоанн Златоуст учил: «Еретические учения, несогласные с принятыми нами, должно проклинать и нечестивые догматы обличать, но людей нужно всячески щадить и молиться об их спасении» (Свт. Иоанн Златоуст. Т. 1. С. 766).

    Сегодня в России действует огромное количество разных сект. Но, к сожалению, многие православные оказались неготовыми к вызову, который нам бросили сектанты.
    Одни говорят, что эту проблему надо решать на уровне законодательства, в администрации президента, парламенте и судах, с привлечением правоохранительных органов ФСБ и МВД. Такие горе-миссионеры отодвигают в сторону Библию и берут в руки Гражданский или Уголовный Кодекс, надеются на «телефонное право».
    В основном сторонники подобных репрессивных методов занимаются только сбором компромата на руководителей сект и даже на рядовых сектантов. Они все делают для того, чтобы создать для еретиков ореол гонимых и «мучеников». Их изыскания с религиозной точки зрения заведомо безполезны, а их деятельность на руку противникам Православия.
    Иногда и мне самому начинает казаться, что общение с неправославными опасно для меня, и тогда поистине дьявольский эгоизм субъективной сотериологии начинает превозноситься над верою в Того, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2, 4), и я решительно изгоняю сей соблазн из сердца своего. В нравственном смысле сами сектанты порою стоят намного выше таких неумеренных ревнителей отеческих преданий.
    Многие из тех обвинений, которые они возводят на еретиков, можно использовать против них самих. О подобных им сказано в Евангелии: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете (Мф. 23, 13). Поэтому вести полемику с сектантами вне библейской плоскости невозможно.
    Другие горе-миссионеры договорились до того, что напрочь отказываются от любых встреч и контактов с сектантами и занимаются только кабинетными баталиями. Они забыли, что еретиков отвращаться можно только после первого и второго вразумления (Тит. 3, 10). Свт. Иоанн Златоуст называет подобную позицию сатанинской, дьявольской и безчеловечной. Сторонники этого метода забыли о том, что 90% сектантов в России - это бывшие православные, русские люди, которые по неведению оставили святую веру наших отцов. И наша задача - вернуть их в Церковь во что бы то ни стало.
    Свт. Иоанн Златоуст, рассуждая о православных и сектантах, говорил: «И не говори мне таких безсердечных слов: „Что мне заботиться? У меня нет с ним ничего общего". У нас нет ничего общего только с дьяволом, со всеми же людьми мы имеем очень много общего. Они имеют одну и ту же с нами природу, населяют одну и ту же землю, питаются одной и той же пищей, имеют Одного и Того же Владыку, получили одни и те же законы, призываются к тому же самому добру, как и мы. Не будем поэтому говорить, что у нас нет с ними ничего общего, потому что это голос сатанинский, дьявольское безчеловечие. Не станем же говорить этого и покажем подобающую братьям заботливость. А я обещаю со всей уверенностью и ручаюсь всем вам, что если все вы захотите разделить между собою заботу о спасении обитающих в городе, то последний скоро исправится весь... Разделим между собою заботу о спасении наших братьев. Достаточно одного человека, воспламененного ревностью, чтобы исправить весь народ. И когда на лицо не один, не два и не три, а такое множество могущих принять на себя заботу о нерадивых, то не по чему иному, как по нашей лишь безпечности, а отнюдь не по слабости, многие погибают и падают духом. Не безрассудно ли, на самом деле, что если мы увидим драку на площади, то бежим и мирим дерущихся, - да что я говорю - драку? Если увидим, что упал осел, то все спешим протянуть руку, чтобы поднять его на ноги; а о гибнущих братьях не заботимся? Хулящий святую веру - тот же упавший осел; подойди же, подними его и словом, и делом, и кротостью, и силою; пусть разнообразно будет лекарство. И если мы устроим так свои дела, будем искать спасения и ближним, то вскоре станем желанными и любимыми и для самих тех, кто получает исправление» (Свт. Иоанн Златоуст. Т. 2. С. 25-26).
    Итак, Святитель учит нас быть заботливыми братьями для тех, кто заблудился. Конечно, мы не можем общаться с ними в молитвах, таинствах и обрядах, но свидетельствовать им о Православии мы обязаны. Апостол Павел учил: Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его. Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата (2 Фес. 3, 14-15).
    Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» (декабрь 1994 г.) уточняет: «В то же время Архиерейский Собор призывает всех верных чад Русской Православной Церкви широко проповедовать Евангелие Господа нашего Иисуса Христа, создавать катехизические школы, разъяснять людям пагубность лжеучений, помогать тем, кто временно оступился, поддавшись пропаганде сектантских проповедников. Однако противостояние ложным взглядам не должно сопровождаться нетерпимым отношением к самим носителям несовместимых с христианством учений. Если же кто не послушает слова нашего в сем послании <...> не сообщайтесь с ним, <...> но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата (2 Фес. 3, 14-15). Мы призываем всех членов Церкви молиться о просвещении одержимых ложными учениями и твердо хранить переданное нам, отвращаясь негодного пустословия и прекословии лжеименного знания (1 Тим. 6, 20)».
    Также апостол Павел однажды сказал: И ныне, вот, я знаю, что уже не увидите лица моего все вы, между которыми ходил я, проповедуя Царствие Божие. Посему свидетельствую вам в нынешний день, что чист я от крови всех, ибо я не упускал <возможность> возвещать вам всю волю Божию (Деян. 20, 25-27).
    Поистине кровь многих и многих погибающих еретиков лежит на тех, кто ничего не делает для того, чтобы вернуть их в лоно Святой Церкви, а напротив, мешают тем, которые берут на себя этот нелегкий труд. И более того, подобная их позиция ничего общего с православной миссионерской не имеет. Единственное религиозное движение, осуждающее обращение в свое лоно адептов других сект и религий, - это талмудический иудаизм, причем только постсредневекового образца. Происхождение подобного религиоведческого «местечкового выкрутаса» (отступничества), в среде отдельных «православных» горе-миссионеров и религиоведов предстоит еще выяснить.
    Данный «диспут со „Свидетелями Иеговы"» может быть полезен и для сектантов других направлений. Акцент на «Свидетелях Иеговы» делается в связи с тем, что это направление еретической мысли наиболее устойчиво и интенсивно распространяется на территории нашей страны.
    В России на 2002 г. действует 1206 собраний «Свидетелей Иеговы» и 131130 активных проповедников. В пропорциональном соотношении получается, что на 1098 жителей России приходится один проповедник. Рост активности деятельности данной организации с 2001 по 2002 гг. составил 6%. В 2002 г. было «крещено» 9718 человек. В том же году на «Пасхальном собрании» в данной организации присутствовало 275259 членов секты и сочувствующих им (Ежегодник «Свидетелей Иеговы», 2003).
    В тех случаях, когда «Свидетели Иеговы» используют перевод Библии «Нового мира», будет стоять пометка НМ; перевод архимандрита Макария - ПАМ; «Синодальный» перевод не помечается. В той части диспута, где говорит иеговист, местоимения и слова, относящиеся к Божественным Лицам Святой Троицы, написаны (по договоренности) с учетом мнения произносящего их. Но слова, связанные с личностью врага рода человеческого, - писаться (как это принято у «Сидетелей Иеговы») с заглавной буквы не будут. Некоторые слова подчеркнуты мною - с единственной целью обозначить на них смысловые акценты. Для точной транскрипции некоторых еврейских слов - английская буква «h» должна читаться как украинская «х».
    Иногда мне приходится со своей стороны использовать в беседе с сектантом выражения и слова, которые я не произносил бы в беседе с православными, например, «христианское собрание», «историческая церковь» и др. Это совершенно необходимая стратегия ведения беседы с неправославным.
    Почти полное отсутствие в диспуте ссылок на Святых Отцов обусловлено отрицательным отношением к ним сектантов. К сожалению, Патристика не представляет никакой ценности для сторонников протестантского взгляда на Церковь. Ссылки на Святых Отцов присутствуют только как исторические свидетельства, имеющие целью установить или опровергнуть ту или иную практику. Миссионер должен для всех сделаться своим. Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона - как чуждый закона, - не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, - чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия (1 Кор. 9, 20-23).
    Со стороны «Свидетелей Иеговы» диспут проводился «старейшиной», который не дал согласия на оглашение его личных данных.
    Задача этой беседы-диспута - помочь заблудившимся еретикам вернуться на путь спасения, а для православных - научиться более внимательно и активно использовать библейские тексты в деле обращения наших заблудившихся братьев, о которых мы каждый день молимся во время чтения Утреннего правила: «Отступившия от православныя веры и погибельными ересьми ослепленныя, светом Твоего познания просвети и Святой Твоей Апостольстей Соборней Церкви причти».

Продолжение следует

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.