Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Рашско-Призренского и Косовско-Метохийского Артемия

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
 
РУССКАЯ СВЯТОСТЬ

 

Первый старец Оптиной Пустыни

11 / 24 октября день памяти преп. Льва Оптинского

    До того, как Промысл Божий привел о. Леонида (будущего старца Льва) на подвиг старчества в Оптину пустынь, он постигал трудный путь духовного возрастания в разных обителях, в том числе на Валааме и в Александро-Свирском монастыре. Духовным наставником его был ученик прп. Паисия (Величковского) - старец Феодор, который и научил о. Леонида забытому в России «умному» деланию.
    Позже на вопрос своего ученика, всем ли дается «умная молитва», старец Лев ответил: «Кого посетит Господь тяжким испытанием, скорбию, лишением возлюбленного из ближних, тот и невольно помолится всем сердцем и всем помышлением своим, всем умом своим. Следовательно, источник молитвы у всякого есть; но отверзается он или постепенным углублением в себя, по учению отцев, или мгновенно Божиим сверлом», - давая понять, что благодатные дары Божий подаются тем, кто способен кротко претерпеть многие беды и смирением очистить сердце. Господь даровал старцу Льву прозорливость, силу исцелять больных, изгонять из них бесов. Победа над бесами одержана была Старцем после победы над своими страстями. В самые тяжкие дни его жизни никто не видал его в унынии или возмущенным от страстного гнева и раздражения.
    Как-то один из учеников старца, видя его всегда в спокойствии и христианской радости, спросил: «Батюшка! Как вы получили такие духовные дарования?» Старец отвечал: «Живи попроще, Бог и тебя не оставит». Народ любил о. Леонида и приходил к нему с разнообразными нуждами. Многие из мирян в житейских своих делах ничего не предпринимали, не благословившись у него, особенно при заключении браков.
    Не всегда гладко и с пониманием со стороны братии и Калужского Владыки проходил духовный подвиг старца Льва: ему запрещали принимать народ, перевели из Скита в монастырь. Но старец не обращал внимания на препятствия человеческие. Однажды о. игумен Моисей, проходя по монастырю, увидел огромную толпу народа пред келлией Старца, между тем как недавно последовало из Калуги повеление никого не пускать к нему. О. игумен вошел в келью. «О, Леонид! - сказал он. - Как же вы принимаете народ? Ведь Владыка запретил». Вместо ответа Старец велел келейникам внести калеку, который в это время лежал у дверей его кельи. Они принесли его. «Вот, - начал свою речь о. Леонид, - посмотрите на этого человека. Видите, как у него все члены телесные поражены. Господь наказал его за нераскаянные грехи. Он сделал то и то, и за все это он теперь страдает, - он живой в аду. Но ему можно помочь. Господь привел его ко мне для искреннего раскаяния, чтобы я его обличил и наставил. Могу ли я его не принять? Что вы на это скажете?»
    Слушая о. Леонида и смотря на лежавшего перед ним страдальца, о. игумен содрогнулся: «Но Преосвященный грозит послать вас под начал». - «Ну так что же? Хоть в Сибирь меня пошлите, хоть костер разведите, хоть на огонь поставьте, я буду все тот же Леонид. Я к себе никого не зову, а кто приходит ко мне, тех гнать от себя не могу. Особенно в простонародии многие погибают от неразумия и нуждаются в духовной помощи. Как могу презреть их вопиющие душевные нужды?»
    12 лет продолжалось в Оптиной Пустыни служение прп. Льва, пока Господь 11 (24) октября 1841 г. не забрал к Себе его чистую душу.

Московская святыня

13 / 26 октября был привезен в Москву список с Иверской иконы Божией Матери

Иверская часовня в Москве.
Современный вид

    В Москве, в Иверской часовне, находился подлинный список с Иверской иконы Божией Матери Вратарницы, что в Иверской обители на Афонской горе. Список этот был привезен в Москву 13 октября 1648 г. и поставлен в Никольском греческом монастыре, отданном Царем Алексеем Михайловичем афонским инокам и называвшемся прежде Никола Большая Глава, а 19 мая 1669 г. перенесен в Иверскую часовню.
    Списание св. иконы, по рассказу настоятеля Иверской обители на Афоне Пахомия, совершалось так: вся братия обители с архимандритом, собравшись в церковь, совершили Всенощное бдение и молебен с водосвятием. В освященную воду опустили св. мощи, потом этою водою обливали подлинную Чудотворную Иверскую икону и, собравши эту воду с иконы в чашу, обливали ею новую кипарисную доску, назначенную для написания новой иконы. Затем снова, собравши воду в чашу, служили Божественную Литургию, дали воду и св. мощи иконописцу, чтобы он, смешав и воду и мощи с красками, написал список иконы. Иконописец вкушал во время написания иконы пищу только в субботу и воскресенье, а братия дважды в неделю совершала Всенощные и Литургии. И та новописанная икона, - говорил Пахомий, - не разнится ни в чем от первой иконы ни длиною, ни шириною, ни ликом - только слово в слово новая аки старая.
    Иверская икона Божией Матери была одной из самых почитаемых в Москве. Москвичи, не испросив благословения Богоматери, не начинали дел своих: закладывается ли здание, открывается ли фабрика, завод, начинается ли семейное сватовство, посещает ли кого несчастие или радость, переменяется ли квартира, - непременно принимают в дом Иверскую икону Божией Матери, молятся Ей - и тогда уже с полной верой и надеждой на заступничество Ходатаицы принимаются за дело.
    Со временем в часовне оставили копию чудотворной иконы, так как саму икону с утра до вечера возили по всей Москве в особой карете, несомой шестеркой лошадей...
    В ночь на 31 июля 1929 г. большевики снесли Иверскую часовню. Икона была перенесена в церковь Воскресения Христова в Сокольниках. Часовня восстановлена и освящена 26 октября 1995 г.

Из календаря на 1872 г.
«Путеводитель по Москве
и ее окрестностям».

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.