|
О.А.Яковлева,
руководитель гражданского движения
«Земля России - достояние народа» |
Огромные шаги в этом направлении уже сделаны и на законодательном уровне, и в изменении психологии граждан России.
Из многих регионов приходит информация о продаже лесов, водоемов. Доступные ранее для всех территории огораживаются заборами, охраняются вооруженными людьми. Пока это носит локальный характер и еще остаются леса, озера, реки, куда доступ свободен, только ездить к ним приходится все дальше.
Тревожит то, что население во многих случаях принимает такие изменения безучастно. Это и является результатом программирования нашего сознания на установку: «Жизнь - рынок, а я - всего лишь дешевый товар».
Мы подошли к опасной черте
Во всем мире лесные земли рассматриваются как основа благополучия народа и гарантия благосостояния и суверенитета государства. В законодательстве США и Канады основой регулирования лесных отношений является приоритет общественных, публичных интересов и защита интересов государства. Все лесное законодательство этих стран базируется на сохранении лесов в федеральной публичной собственности. 96% лесных земель Канады находится в государственной собственности. В США уже многие годы идет процесс выкупа в федеральную собственность частных лесов. В обеих странах официально введены ограничения для иностранных граждан и юридических лиц, в том числе и в праве частной собственности на лесные земли.
Почему Россия сошла с правильного, проторенного пути?
До принятия нового Лесного кодекса, вступившего в действие 1 января 2007 г., российское лесное законодательство тоже базировалось на защите государственной собственности на лесные земли и защите интересов всего общества.
В статье 9 Конституции РФ закреплено положение, в соответствии с которым земля и природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни народа. Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 9 января 1998 г. определил правовой статус лесного фонда как публичное достояние многонационального народа России. Лесной фонд является государственной собственностью и имеет специальный правовой режим. Однако такое положение не устраивает силы, рассматривающие Россию и ее народ лишь как подсобный материал для собственных целей и интересов. В связи с этим, последние годы в России последовательно и системно проводится негласная правовая реформа, направленная на изъятие у государства и общества природных ресурсов для передачи их в частную собственность российских, иностранных и транснациональных корпораций.
Наиболее сильный удар нанесен интересам Российской Федерации принятием нового Лесного кодекса.
Концепция этого закона грубо противоречит Конституции РФ и Постановлению Конституционного Суда РФ.
Леса, являющиеся основой жизни народа, превращены в обычный товар, предмет купли и продажи. В лесных отношениях определяющую роль играют деньги. Кодекс содержит скрытую, хорошо проработанную систему норм, при помощи которых передачу лесов в частную собственность можно осуществить в короткие сроки и на вполне законных основаниях. Лесной кодекс в совокупности с Гражданским и Земельным дает арендатору право выкупа неограниченного по размеру лесного участка в частную собственность. Именно поэтому право на заключение договора аренды является самостоятельным товаром и продается с аукциона. Такая система аренды сразу выбрасывает мелких претендентов. Главными участниками аукционов становятся не только российские и иностранные, но и транснациональные корпорации, обладающие неограниченными финансовыми возможностями и неуемным желанием завладеть российскими землями. Суверенитет России находится под угрозой, поскольку в частную собственность иностранцев, транснациональных корпораций могут перейти лесные участки, сопоставимые с территориями крупных европейских государств.
Введение частной собственности на лесные земли определило и положение граждан России. В Лесном кодексе закреплен принцип платности лесопользования для всех без исключения, созданы механизмы запретов и ограничений на пребывание граждан в лесах, на сбор и заготовку пищевых и других лесных продуктов.
Основания ограничений настолько неопределенны и широки, что могут вводиться произвольно собственниками, арендаторами и органами власти. С органов власти снята обязанность по обезпечению права граждан на свободный и безплатный доступ в частные или арендованные леса, а тем более на сбор и заготовку лесной продукции. Лесной кодекс создает возможность устанавливать нормы безплатного сбора лесной продукции.
Безпрецедентным нарушением конституционных прав граждан является установление в скрытой форме платности лесопользования для ведения сельского хозяйства и отсутствие гарантий на безплатное сенокошение, выпас скота и иную сельскохозяйственную деятельность. Право сельского населения на лесопользование будет полностью зависеть от будущих собственников и арендаторов лесных участков.
В нарушение общепринятых международных норм Лесной кодекс не предоставляет коренным малочисленным народам возможности закрепления за ними лесных земель. Коренные малочисленные народы рассматриваются как «безплатное приложение» к землям, на которых проживают.
Одновременно с Лесным кодексом принят и Водный, который превратил водные объекты в товар и включил их в гражданский оборот. Арендованные водные объекты или их части можно выкупить в частную собственность. Изменения в Гражданском, Земельном кодексах превратили все водные объекты в неотъемлемую часть земельного участка. Право собственности хозяина участка распространяется и на все водоемы в его границах. В Водном кодексе также не содержится ограничений для размеров водных объектов, передаваемых в аренду или частную собственность. Новый Водный кодекс разрушает всю систему норм государственного управления водными объектами, ликвидирует гарантии права граждан на свободный и безплатный доступ к воде.
Настал момент, когда гражданам России необходимо вспомнить основной закон государства и встать на защиту своих конституционных прав и основ конституционного строя.
Лесные земли России составляют две трети ее территории. Наши водные богатства - одни из самых значительных на планете. Желающих завладеть российской землей в истории было много. В открытой борьбе народ России всегда вставал на защиту родной земли и одерживал победу. Сейчас тактика изменилась. Нас подводят к тому, чтобы мы добровольно, без сопротивления сами передали природные богатства России иностранным, а возможно и новым российским хозяевам, став их рабами, не имеющими собственности и своего суверенного государства.
Лесной и Водный кодексы затрагивают права и интересы всех граждан России. Принятие этих социально значимых законов недопустимо без всенародного обсуждения. Наша Конституция признает права и свободы человека, то есть наши права, высшей ценностью государства. В соответствии со статьей 3, народ является единственным источником власти и осуществляет свою власть непосредственно. Статья 32 гарантирует гражданам право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Всенародное обсуждение законов является реализацией этого конституционного права.
Гражданское движение «Земля России - достояние народа» направило в Правительство РФ, Президенту РФ, в Государственную Думы более 20 тысяч обращений о всенародном обсуждении проекта Лесного кодекса, сохранении государственной собственности на лесные земли, закреплении права граждан России на свободный и безплатный доступ к лесным ресурсам.
Однако антиконституционный закон принят.
Отстаивая свои права, граждане обратились в суд. В основу жалобы положены конституционные нормы, гарантирующие права граждан на участие в управлении делами государства (ст. 2, 3, 32). Суд в своем решении не только перечеркивает эти основополагающие положения, но и извращает дух, смысл и содержание основного закона.
Выдержки из решения Пресненского районного суда от 4 апреля 2006 г. красноречиво показывают зависимость судебной власти и уклонение от конституционной обязанности по защите прав граждан «<...>Право законодательной инициативы, предоставленное Правительству РФ, не обусловлено предварительным всенародным обсуждением вносимого законопроекта, а также не обязательно должно исходить из концепции, одобряемой большинством граждан Государства<...> Толкование ст. 3, ст. 32 Конституции Российской Федерации и указанных выше норм в их системной взаимосвязи определенно свидетельствует, что граждане и общественные организации не обладают правом на определение содержания вносимого Правительством РФ в Государственную Думу законопроекта, а также не вправе каким-либо образом влиять на ход обсуждения и принятия закона<...>».
Аналогичная жалоба по оспариванию отказа Государственной Думы во всенародном обсуждении проекта Лесного кодекса Тверским судом г. Москвы вообще не принята к рассмотрению. Этим нарушено конституционное право граждан России на судебную защиту.
Устранение народа от участия в принятии законов, открывших путь негласной приватизации основных природных богатств страны, нарушает основы конституционного строя и права нынешних и будущих поколений граждан России. Действия судебной власти открыто демонстрируют, что мы, граждане и народ России, ничего не значим в своей стране.
Что еще нужно, чтобы народ проснулся и взял на себя ответственность за судьбу страны, а значит и за себя?
Конституция гарантирует народу возможность участвовать в принятии всех решений, влияющих на жизнь граждан России.
Право народа на жизненно важные ресурсы - леса и водоемы, является неотчуждаемым и принадлежит каждому гражданину России от рождения.
Поэтому только от нас зависит, будет ли Конституция страны основным законом нашей жизни или станет ненужным учебником после сданного экзамена?
Наша задача - прекратить правовым путем действие Водного и Лесного кодексов, позволяющих распродать территорию страны, лишить государство суверенитета, а нас - права жить на своей, а не чужой земле.
Яковлева О.А., Руководитель Гражданского
движения »Земля России - достояние народа»,
член Московской областной коллегии
адвокатов,
Почетный адвокат России.
Электронная версия статьи на сайте Гражданского движения «Земля России - достояние народа» http://russialand.info