Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Рашско-Призренского и Косовско-Метохийского Артемия

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
 
НЕБО НАД СЕРБИЕЙ

 

Святитель Николай Сербский

«Духовный сад»

(главы из книги)

 
    

О мире невежд
и счастье глупцов

Потому что упорство невежд убьет их, и безпечность глупцов погубит их.

(Притч. 1, 32)

    Да, мир безбожный убивает. И безпечность, как не имеющая в себе Бога и закона Божия, может погубить.

    Невежды те, кто ищет земных радостей, а глупцы те, кто чувствуют себя счастливыми от земных благ. Ведь на самом деле они ищут меч и не стремятся к счастью, но к пропасти. Что значит мир для невежд? А что значит счастье для глупцов? Мир невежд - это мир телесный, а счастье глупцов - пир телесный. Такого мира хотел царь Ирод, да только черви его съели, а такого счастья хотела Иезавель, но псы ее загрызли.
   Как бы назвали такого человека, который решил построить дом и думал бы о том, как бы ему сначала крышу устроить, чтобы она сама в воздухе держалась, а потом бы как-нибудь стены поставить и, наконец, фундамент положить? Невеждой или глупцом? Таковы же и все те, которые покушаются создать внешний мир, избегая мира внутреннего, создать счастье внешнее, не имея внутреннего счастья. Христианская вера единственное, что строит, - так это основание (фундамент), а основание - это Христос, твердая и нерушимая крепость. Так мир и счастье людей христианская вера основывает на Христе. На Христе Господе основывается внутренний, благой и радостный мир, а уже на таком мире основывается и мир внешний. Только такое счастье правое и долговечное. Еще лучше сказать, что правый мир и правое счастье - как хорошо построенный дом, а внешний мир и внешнее счастье - как внешние украшения дома. Если пропадут украшения, то дом все-таки останется, но если дом будет разрушен, то украшения не смогут сами по себе висеть в воздухе.
    О, братья мои, христианская наука есть разумная единственная наука мира и счастье. Все остальное это невежество и глупость. Ведь как бы могли слуги строить дворец на имении своего господина без господского одобрения и без его помощи?
    О, братья мои...
    О, Господи, источник вечного правого мира и правого счастья, спаси нас от мира невежд и счастья глупцов.
    Тебе слава и хвала во веки. Аминь.

О господине и рабе

Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его.

(Притч. 13, 25)

    Человеколюбие Божие превосходит человеколюбие людское так же, как небо превосходит землю, и все-таки человеколюбивый Бог наказывает людей. Наказывает Бог людей не для того, чтобы погубить, но чтобы исправить и спасти. О, благословенное наказание из любви! Кого Господь любит - того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Евр. 12, 6). Чем бьет Бог? Прутом. Каким прутом? Прутом болезни, прутом неудачи, прутом потери, прутом голода, прутом неурожая, прутом засухи, прутом наводнения, прутом смерти родственников и приятелей, прутом злых демонов, когда попустит им власть над человеком. Это прутья Божии, которыми Бог бьет детей Своих, чтобы их поправить, вразумить, просветить и спасти.
    Зачем родители не бьют детей своих, если их действительно любят? Прут - это оружие великой любви и заботы. Если ребенок нечувствителен к духовному наказанию, то он почувствует прут. Так что если ребенок нечувствителен духом и совестью, то телом чувствителен. Тело и не дано человеку, чтобы само по себе что-то значило, но быть слугой духа, помощником духа, пользой духа. Если телесное наказание пробуждает дух в человеке, дух совести, то тело в совершенстве исполняет свою должность перед духом, господином своим. Если господин спит, то на слугах лежит долг перед духом, слуги и должны его пробудить. Пробудят ли слуги господина своего в час опасности, то и не будут жаловаться на то, что приняли на себя удар, так как спасли господина своего. Отсюда воистину тот, кто жалеет прута, ненавидит сына своего. Тот, кто щадит слугу, предает господина.
    О, Господи Премудрый, открой сердце родителям, чтобы приняли это святое поучение Твое.
    Тебе слава и хвала во веки. Аминь.


Рассуждение

    «Не спасет нас место, если не творим волю Божию», - сказал премудрый Златоуст. Некий монах жил в монастыре, где пять братьев его любили, а один его обижал. Из-за этого одного он переселился в другой монастырь. В том другом монастыре восемь его любили, а двое обижали. Он убежал в третий монастырь. Тут его семеро любили, а пятеро обижали. Он пошел в четвертый монастырь. Но по дороге подумал: «Сколько же я буду бегать с места на место? Во всем мире не найду я покоя. Лучше стать терпеливым». Вытащил бумагу и написал крупными буквами: «Все вытерплю ради Иисуса Христа, Сына Божия». Когда вошел в четвертый монастырь, то одни его полюбили, а другие стали обижать. Но он начал терпеливо переносить оскорбления. И как только его кто-то обижал, он сразу же доставал свою бумагу и читал: «Все вытерплю ради Иисуса Христа, Сына Божия». И так преуспел в терпении, что все его полюбили. И остался в том монастыре до смерти.

О мести и Мстителе

Не говори: «Я отплачу за зло»; предоставь это Господу, и Он сохранит тебя.

(Притч. 20, 22)

    Не мсти, не отвечай злом на зло. Достаточно зла у соседа твоего; если ты ему вернешь зло за зло, то удвоишь зло в мире; а если ему не вернешь, то он еще сможет покаянием сжечь свое зло; и так ты терпением и прощением уменьшишь зло в мире.
    Не мсти; не возвращай зло за зло; потерпи Господа. Он видит и помнит, и ты в свое время узнаешь и свои собственные злодеяния, которые Господь видит и помнит. Спрашиваешь: что я делаю тем, что не отвечаю злом за зло? Делаешь самое мудрое дело, какое мог бы сделать в этом случае, а именно: уступил свою борьбу Господу, и Господь победоносно завершит эту борьбу вместо тебя. Если вступишь в борьбу со злодеем, то можешь быть побежден. Но Бог не может быть побежден. Поэтому уступи свою борьбу Победоносному и Непобедимому и терпеливо жди.
    Научись от малого ребенка: когда малое дитя терпит нападение от кого-либо в присутствии своих родителей, то оно не отвечает злом за зло, но смотрит на родителей и плачет. Дитя знает, что родители его защитят. Как же ты не знаешь того, что знает малый ребенок? Твой небесный Родитель постоянно рядом с тобой. Поэтому не мсти, не отвечай злом за зло; но смотри на Родителя и плачь. Только так обезпечишь победу себе в противостоянии со злыми людьми.
    О, Господи Всесильный, Ты сказал: «Мое отмщение». Защити нас всемощной рукой Твоей от неправедников и удержи нас от мести. Усоветуй нас Духом Твоим Святым в том, что большее геройство в терпении, чем в мести. Тебе слава и хвала во веки. Аминь.

О сеянии и жатве

Сеющий неправду пожнет беду.

(Притч. 22, 8)

    Если творишь беззаконие, то может быть мука тебя сегодня и обойдет, но она слышала голос беззакония и придет непременно в свой день.
    Когда-то сеяние бывает сладким, а когда-то жатва бывает горькой. Когда-то сеяние похоже на жизнь, когда-то плод и жатва есть смерть.
    Будь внимателен и научись от Святаго Писания: Ева посеяла беззаконие через непослушание и нашла муку в рождении.
    Каин посеял беззаконие через братоубийство, и нашла его мука в безсонном блуждании по земле.
    Содом и Гоморра посеяли беззаконие и нашли муку в грозной смерти.
    Сыновья Илии первосвященника посеяли беззаконие Завета и пожали муку, так как горько потеряли жизнь в бою.
    Вспомни Саула, его беззакония и его муки. Вспомни Ахава и Иезавель. Вспомни Ирода и Иуду. Вспомни сегодняшний день, и день вчерашний, и день позавчерашний, и всякий прошлый день, и прислушайся к словам: «Сеющий неправду пожнет беду». Есть ли хоть одна деревня на белом свете, перед которой эта наука не была поставлена? Есть ли хоть один кров, который не скрывал бы под собой такую науку? Есть ли хоть один живой человек, который бы не свидетельствовал эту науку, как живой собственный пример?
    О, Господи Премудрый, если бы не знали волю твою, то меньше бы отвечали. Но когда ты дал нам знать, Премилостивый, добавь нам силы свершить ее через все дни жизни нашей.
    Тебе слава и хвала во веки. Аминь.

Рассуждение

    Почему Господь благий попускает на истинную веру нападения и муки, в то время как еретикам и язычникам попускает наслаждение покоем? «Почему?» - спрашивает свт. Иоанн Златоуст и сразу отвечает: «Для того чтобы ты познал слабость ереси и язычества, когда видишь, что они в спокойном состоянии сами по себе распадаются; и чтобы убедился в силе веры, которая терпит беды, даже и через противников своих умножаясь». Надо ли спорить с язычниками или бедными иудеями, разве не довольно доказательств божественной силы того, что вера христианская, подвергаемая безчисленным гонениям, одержала победу даже тогда, когда целый свет встал против нее? А св. Исаак Сирин говорит: «Чудная любовь Божия познается человеком только в безнадежных обстоятельствах. Здесь является Бог в силе Своей для его спасения. Никогда человек не познает силу Божию в покое и свободе».

О силе и действии добрых дел

Ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей.

(1 Петр. 2, 15).

    Тяжело, братья, спорить с безбожными; тяжело разговаривать с безумными; тяжело убеждать озлобленного. Безбожного, безумного и озлобленного трудно убедить словами. Гораздо легче убедить его делами. Пусть видит ваши добрые дела и хвалит Бога (см.: 1 Петр. 2, 12). Тем, которые хотят спорить с вами, сделайте доброе дело, и вы спор выиграете. Одно дело милосердия быстрее вразумит безумного и смягчит озлобленного, чем многие часы разговора. Если безбожие, безумство и злоба приходят от незнания, то незнание подобно беснованию, которое быстрее обуздывается доброделанием. Если ты с безбожным споришь его бешенным способом, то тем самым питаешь беса безбожия. Если с безумным разговариваешь ругаясь, то мрак безумия увеличивается. Если злобного пытаешься убедить гневом, то тем разожжешь больший огонь злобы. Кроткое и благое дело как вода для пожара. Если безбожник тебе бросает вызов, то тебя не вызывает человек, но диавол; человек по природе боголюбив. Если тебя безумный ругает, то не ругает тебя человек, но диавол; человек по природе умен. Если тебя озлобленный гонит, то не гонит тебя человек, но диавол; человек по природе добр. Диавол тебя вызывает на долгие споры и безплодные разговоры, а от доброго дела бежит. Сделай доброе дело во имя Христово, и диавол убежит, и тогда-то будешь иметь дело с людьми, с настоящими людьми: боголюбивыми, умными и добрыми. Но все, что делаешь, делай во имя Господне.
    Господи Преблагий, помоги нам делать добро, и добром побеждать во имя Твое.
   Тебе слава и хвала во веки. Аминь.

О пути жизни и о пути смерти

Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их - путь к смерти.

(Притч. 14, 12).

    Когда-то человеку может казаться, что язычник прав в своем пути, так как видит безбожника богатым и преуспевающим. О, если бы тогда видел человек конец того пути! Ужаснулся бы, и никогда бы не ступил на тот путь.
    Если конец того пути завершается пропастью, разве может тот путь быть правым? Поэтому, человек, не говори, что какой-то путь прав, если не видишь его конца. Спрашиваешь: как я, человек слабый и недальновидный, могу видеть конец одного долгого пути? Двумя способами: читая Святое Писание - через искусство Церкви православной, и наблюдая конец жизненного пути тех, кто рядом с тобой, но умирает раньше тебя. Но тот, первый способ, лучше, если его держаться, то знай, не окажешься в ночи вечной смерти.
    Только тот путь прав, который указан Богом как правый. А все другие пути, которые твоему уму могут казаться правыми, а не совпадают с путями Божиими, кривы и смертоносны. Посмотри-ка, и звери имеют свои пути, что, ты хочешь пойти их путями, ведь и они могут показаться тебе правыми? Не иди, так как в конце пути того попадешь на растерзание голодному зверю. А путь, указанный Богом, если и покажется тебе кривым, прямо иди им. Из-за грехов наших иногда пути Божий кажутся нам неправыми. Если бы греха не имели, и если бы ум наш не был грехом искривлен, нам бы никогда, ни на минуту не показался бы путь Божий кривым. Искривленный ум часто делает многие пути кривые правыми, а один единственный правый путь - кривым.
    О, Господи Всевидящий, Путеводитель наш, исправь ум наш, чтобы не задерживался на кривых путях. Ты, Иисусе, единственный путь, истина и жизнь, а то, что мы выдумываем помимо тебя, есть распутство, ложь и смерть.
    Тебе слава и хвала во веки. Аминь.

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.