Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Рашско-Призренского и Косовско-Метохийского Артемия

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
 
РУССКАЯ СВЯТОСТЬ

 

Святитель Иннокентий и борьба с мистицизмом

10 / 23 октября день памяти святителя Иннокентия Пензенского

    Святитель Иннокентий (Смирнов), еп. Пензенский, родился в 1784 г. в семье церковнослужителя. Ученый по призванию, он был человеком кротким, расположенным к молитвенному деланию и аскетической жизни.
    Время деятельности архим. Иннокентия в Петербурге пришлось на вторую половину царствования Александра I. Бедствия Отечественной войны 1812 г. в сильной степени пробудили религиозное чувство в высших слоях русского общества России, до того времени весьма слабо проявлявшееся после многочисленных церковных реформ, но возвращение к христианству произошло, увы, в искаженном виде - распространился мистицизм.
    Знакомясь с материалами об эпохе, в которую проходила жизнь владыки Иннокентия, поневоле отмечаешь, что и ныне происходят аналогичные духовные нестроения.
    Примером тому может служить совершенно чуждый Церкви распространяемый сейчас «Альфа-Курс» и его вариант «Путь», возглавляемые Евменем (Перистым).
    «Мистицизм - ложно-духовное направление, возникшее из недр масонства, проповедовало необходимость непосредственного общения человека с Богом; универсальную, исключительно сердечную, субъективную религию без догматов и церкви, основанную на непосредственных озарениях от якобы Духа Божия и вещаниях внутреннего «слова» в духе человека. Мистики отвергали все внешнее в религии, иерархию, Таинства, обряды, даже обязательное учение внешнего, единственного истинного откровения и признавали одну «внутреннюю» церковь, не знающую никаких догматов, кроме догмата о возрождении и соединении человека с Богом; никаких разделений между своими членами и между разными вероисповеданиями, кроме разделения ветхого человека от нового, существовавшую, по учению мистицизма, от начала мира доселе во все времена и во всех религиях, мистериях и философских учениях. Благодаря распространению мистицизма через влиятельных деятелей Библейского общества, получили полную свободу не только наводнившие нашу страну западные сектанты, но и стали приумножаться доморощенные секты*.
    Соединение с Богом, по мнению мистиков, должно происходить путем внутреннего «возрождения» через экзальтацию чувства (экстаз) или еще иными, более странными и таинственными путями, близко граничащими с магией. Подобное наблюдается и на сеансах, проводимых «Альфа-Курсом».
    Увлечение мистицизмом охватило значительную часть русского общества и нашло для себя хорошо подготовленную почву в существовавшем ранее новиковском масонстве.
    Мистическим настроениям был подвержен и обер-прокурор Св. Синода князь Голицын**, он же и руководитель вновь образованного министерства духовных дел и глава Библейского общества. Князь увлекался мистическими проповедями католических пасторов и совершал квакерские моления в ожидании «осенения» якобы Св. Духом. Через свой мистицизм Голицын сделался покровителем пропагандистов как западных исповеданий, так и доморощенных сектантов. Он защищал духоборцев, содействовал прозелитическим успехам иезуитов, опутавших Россию целой сетью своих миссий, оказывал постоянную помощь различным протестантским миссионерам.
    То время можно считать «прообразом нынешнего экуменизма, когда было общим стремлением уравнять все религии, чтобы создать некую общую ложно-христианскую религию. В начале XIX в. был издан следующий указ: „Всякое творение (книга), в котором под предлогом защиты, или оправдания одной из церквей христианских, порицается другая, яко нарушающая союз любви всех христиан единым духом во Христе связующим, подвергается запрещению". Следовательно, каралась защита Православия против еретиков»***.
   Правящая Русская Церковь страдала от унизительных условий, в которые была поставлена, и также от деспотизма обер-прокурора Св. Синода, не терпевшего разумных замечаний относительно его обширной деятельности. Не многие решались открыто выступать против обладавшего огромной властью кн. Голицына. Однако и терпеть далее духовную подмену в религиозной жизни общества становилось преступным перед Господом...
    Столкновения архим. Иннокентия - противника мистицизма - со всемогущим князем начались из-за журнала «Сионский Вестник», издававшегося масоном А.Ф. Лабзиным в частном порядке. Архим. Иннокентий, будучи духовным цензором и по обязанности читавший статьи «Сионского Вестника», «возревновал против этого журнала и написал к князю письмо, в котором говорил: „Вы нанесли рану Церкви, вы и уврачуйте ее"»****. Разгневанный князь поспешил к митрополиту с доносом: «Вот что пишет ваш архимандрит». Митрополит призвал к себе Иннокентия. Тот отвечал, что действует по сознанию справедливости. И хотя Архимандрита заставили съездить к Князю с извинениями, но он не изменил своих убеждений и своего образа действий.
    Новым поводом к столкновению с могущественным министром послужило одобрение к печати архим. Иннокентием как цензором книги Е.И. Станевича «Беседы на гробе младенца о безсмертии души», написанной в 1818 г. против ложно-духовного учения. Сильные люди, покровительствовавшие мистицизму, нашли ее опасной для них и подняли тревогу. Книга Станевича была запрещена и изъята из типографии; Владыка же сразу был удален из Санкт-Петербурга на епископскую кафедру в Пензу. Он сказал одному из доброжелателей, что «готов претерпеть за правду всякое гонение». Больной и слабый, он еле добрался до места своих последних трудов.
    Святитель скончался 10 октября 1819 г. «При чтении: Я к Богу воззвал, и Господь услышал меня, - капли слез выкатились из очей свт. Иннокентия. При словах же: Господи, уповаю на Тя! - он вздохнул в последний раз и тихо отошел в вечность, как будто заснул, предав дух свой Господу».
    Труды Владыки по духовному оздоровлению общества не пропали: в 1818 г. был окончательно закрыт «Сионский Вестник»; в 1820 г. иезуиты, равно как и мистики-пасторы, были изгнаны из России; в мае 1824 г., в день Вознесения Господня, Государь дал свое Высочайшее повеление не только уволить князя Голицына от Св. Синода, но и вовсе уничтожить министерство Духовных дел.

   * Знаменский П.В. История Русской Церкви. М., 2002.
   ** Князь Александр Николаевич Голицын (1773-1844) был обер-прокурором Св. Синода с 1803 по 1824 гг.
   *** Концевич И.М. Оптина Пустынь и ее время. Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1995.
   **** Чистович И.А. История перевода Библии на русский язык. М., 1997.

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.