../christian-spirit.ru/sait.css"


   

   
 
ИСТОРИЯ

 

Взятие Казани - подлинно христианское дело

455 лет назад, 2 / 15 октября 1552 г. войска Царя Иоанна IV Васильевича покорили Казань

    Возражая историкам-западникам, утверждавшим о «жестоком империалистическом» характере завоевания Иоанном Грозным Казанского и Астраханского ханств, русский мыслитель И.А. Ильин перечислил все многочисленные и опустошительные нашествия татар на Русь, в том числе и после Куликовской битвы (1380). «Россия стонала под татарским игом 250 лет... Уже в 1382 г. из Сарая (Золотая Орда) явился хан Тохтамыш с войском, сжег и опустошил Москву.
    В 1395 г. Тамерлан разорил Россию до самого Ельца.
    В 1408 г. Мурза Егидей разорил Россию, дошел до Москвы, взял выкуп и возобновил уплату дани.
    В 1439 г. хан Улу-Махмет явился из Казани и разгромил Московскую область; в 1445 г. он явился вновь, громил Московское царство, разбил русских у Суздаля и забрал в плен Великого Князя Василия II Темного.
    В 1451 г. последовало нашествие Мазовши.
    В 1472 г. сарайский Ахмет доходил до Алексина, а в 1480 г. - до Воротынска.
    С начала XVI в. начинаются набеги крымских татар: они действовали совместно с казанскими татарами, как, например, в 1521 г., когда Россия была опустошена двумя братьями Магмет-Гиреем крымским и Саип-Гиреем казанским.
    В 1537 г. казанский хан Сафа-Гирей (крымский царевич) опустошил весь восток и северо-восток Московского царства, а именно: Муромскую и Костромскую земли.
    В 1552 г. Казань опять была в союзе с Крымом, и крымское войско доходило до Тулы.
    Так татары громили Московское царство с трех сторон: от Казани, от Сарая и из Крыма. В последний раз Москва была сожжена при Иоанне Грозном в 1571 г. крымским ханом Девлет-Гиреем и обложена Казы-Гиреем в 1591 г. при Феодоре Иоанновиче. Татары... убивали в сражениях храбрейших русских воинов, заставляли платить себе дань и подарки и развращали христианскую Россию страхом, привычкою к грабежу и погрому... и всякими дикими обычаями...»
    Москва имела все основания считать Казань своим опаснейшим врагом: казанские татары были ближайшими, а потому и наиболее предприимчивыми громилами... Тогдашний полон был явлением жестоким: он вел к пожизненному рабству с правом продажи в другие страны. По словам летописи, татары русских «куют (в цепи) и по ямам полон хоронят». Тотчас же после завоевания Казань выдала русских пленников;.. 60 тыс. пленных вернулось из Казани только через Свияжск; и несметное число вернулось на Вятку, Пермь, Вологду. Общее число освобожденных из одной Казани, наверно, доходило до 100 тыс. человек. Это означает, что татары искореняли Русь не только грабежом, огнем и боевым мечом; они изводили ее и рабством плена...
    Царь Иоанн Грозный рассматривал взятие Казани как подлинно христианское дело. Перед штурмом в русских полках было велено всем воинам исповедаться и причаститься, сам Царь провел часть ночи со своим духовником. А утром велел не прекращать богослужения даже в разгар битвы: «Если до конца отслушаем службу, то и совершенную милость от Христа получим».
    В память взятия Казани Иоанн Грозный построил в Москве собор Покрова Пресвятой Богородицы.
    Все это относится также к завоеванию Астраханского и Крымского ханств, с которыми Русь разобралась позже.
    Следует также отметить, что Православная Русь не знала у себя рабства, даже когда была многажды разоряема и вынуждена платить огромную дань. Поэтому угон в рабство был для русского человека очень тяжел.
    Тем не менее, побежденным татарам не мстили, - они были включены в Московское государство с сохранением их местных культурно-религиозных обычаев и прав. Татарская знать была приравнена к русскому дворянству. О татарском происхождении принявших Православную веру не принято было упоминать; Годунов, например, так даже стал русским Царем.
    В дальнейшем большинство татар верно служили общему Отечеству, что проявилось уже в их участии на стороне русского ополчения против поляков в Смутное время.

Татарский полон
Из старопечатной Псалтири 1633 г.
из древлехранилища Троице-Сергиевой Лавры

| christian-spirit@yandex.ru | http://www.christian-spirit.ru/
Все права защищены © 2005
"Дух христианина ", свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-19589

 


Святой апостол Фома

(Память 6 / 19 октября)

   ...Святой апостол Фома, называемый близнец, родился в Галилейском городе Панеаде. Когда Господь наш Иисус Христос во время Своей земной жизни проходил по городам и селениям, уча народ и исцеляя всякие болезни, Фома, услышав Его проповедь и увидев Его чудеса, прилепился к Нему всею душою. Насыщаясь сладкими словами Иисуса Христа и созерцанием Его пресвятого Лица, Фома ходил за Ним и был удостоен Господом причисления к лику двенадцати апостолов, с коими и следовал за Христом до самых Его спасительных страданий.
     Через его сомнение в Воскресение Христа Господа было получено новое подтверждение того чудесного и спасительного события. А именно: воскресший Господь снова явился ученикам, чтобы уверить Фому. И сказал Господь Фоме: Подай руку твою и вложи в ребра Мои, и не будь неверующим, но верующим (Ин. 20, 27)...