Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Рашско-Призренского и Косовско-Метохийского Артемия

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17
 
АКТУАЛЬНО

 

Главное послушание - послушание Богу

Окончание. Начало

    Так что священники туда едут не из-за материальной заинтересованности, а по призванию.
    Я служу в одном из поселков автономного Чукотского округа - поселке Провидение, в небольшом храме, где раньше была аптека. До поселка час полета от Анадыря или дня два-три пути водным транспортом. В поселке около 1500 жителей, там сохраняются добрые отношения, люди помогают друг другу.
    Да, на Чукотке свои особенности, связанные с отдаленностью, там сложнее, чем где бы то ни было...
    Продукты там привозные, в основном из Америки и Китая, те, которые можно побыстрее доставить. Но порой они бывают весьма некачественные, геномодифицирован-ные. Бывает, что люди, отравившись ими, попадают в больницу.
    Конечно, Чукотка большая, и земля на ней тоже есть, но там, где мы живем, в основном, одни камни.
    К тому же в таких условиях появляется серьезная зависимость от централизованной системы - это и отопление, и электричество. Без этого на Чукотке не выживешь. Так что если и захочешь жить в тундре, то не получится. Местные жители могут, а мы не приспособлены.
    Условия неблагоприятные, но спасительные. Ведь священник с Божией помощью должен служить везде, главное же - это не внешние условия, а чтобы душа была спокойная и совесть не обличала. Ведь если ты должен что-то делать, но не делаешь - это плохо. А здесь для меня есть возможность жить по послушанию. Для монаха, как и для священника, это очень важно.
    Если человек думает о себе, что он живет правильно, то легко может впасть в прелесть и заблуждение, наделать ошибок. Господь так устроил, что «во мнозе совете», а когда живешь по благословению, то тогда все проще переносится.

    Вы часто общаетесь с владыкой Диомидом?
    - Когда возникают какие-то вопросы, всегда можно позвонить и спросить, потому что поехать и поговорить с Владыкой на Чукотке сложно, даже епархиальное собрание сложно собрать, т.к. дорого, и с поселков только самолетом можно добраться, а лишних средств у нас нет.

    Кто Вам помогает?
    - Помогают нам строительные организации. Скажем, администрация выделяет деньги на какое-то строительство, а строители уже нам помогают как благотворители. Крупных жертвователей нет, таких, чтобы, скажем, храм построить. Владыка благословил, если получится, организуем монастырь.

    В издательстве «Зерна» вышла в свет Ваша третья книга «Страха же вашего не убоимся» по благословению Преосвященнейшего Диомида, епископа Анадырского и Чукотского и епископа Хустского и Виноградовского Ипполита. Расскажите об этом проекте.
    - Изначально были составлены два сборника, и все они связаны с темой Апокалипсиса.
    Первая книга, напечатанная по благословению отца Кирилла (Павлова), основана на пророчествах Священного Писания, во второй исследуются пророчества преподобного Паисия Святогорца. Потом благословили и третью книгу.
    Это, прежде всего, попытка разобраться в тех вопросах, которые нас волнуют. Это вопросы монашеского послушания, сохранения чистоты Православия и прояснения страшных явлений - глобализма и экуменизма. А главное - это попытка осмыслить сегодняшнее время и понять, что нас ждет, для того чтобы знать, как действовать, чтобы жить по воле Божией.
    Книга состоит из небольших комментариев составителя, а основное в ней - это письма, пророчества, высказывания Святых Отцов Церкви и духоносных старцев. Когда мы читаем слова, написанные Духом Святым, то мы не просто понимаем умом, а получаем духовную поддержку. В этом и заключается основная идея книги - помочь душе укрепиться перед испытаниями, которые, по пророчествам Святых Отцов, ожидают христиан.

    Почему же мы слышим подчас, что такая литература приводит к расколу? Люди не хотят знать правду. Не значит ли, что они отвергают саму суть прозорливости старцев? Так ведь можно перечеркнуть и Апокалипсис апостола Иоанна Богослова и оказаться «ветром в поле»?
    - В книге есть целая глава, посвященная вопросу о том, как нам нужно относиться к происходящему. В одной из ее глав однозначно сказано, что мы должны бороться за чистоту Церкви, не выходя из ее ограды, а пребывая внутри нее. Особенно это относится к пастырям. Когда корабль начинает тонуть, а команда бежит, оставляя корабль, то корабль тонет вместе с пассажирами. Чтобы не стать предателями Истины, мы должны, каждый по мере своих сил, постараться починить церковный корабль и залатать дыры.
    Пророчества Святых Отцов и слова Священного Писания предостерегают нас об опасности потерять чистоту Православной веры. Преп. Серафим Саровский и преп. Лаврентий Черниговский, старец Серафим Вырицкий и святой Кукша Одесский предупреждали о том, что вера Православная будет в поношении, уничижении, ее будут стараться изменить, но мы должны бороться за ее чистоту. Грядет время, когда даже нельзя будет ходить в храм, но пока оно не наступило. Необходимо исповедоваться, причащаться и отстаивать чистоту Православной веры. А те, которые выдергивают из книги фразу и говорят что она (книга) ведет к расколу, действуют подобно сектантам, которые выбирают отрывок из Священного Писания с тем, чтобы трактовать его по-своему.
    Третья часть книги состоит из описания житий Святых Отцов, в которых мы видим пример, как следует поступать при отклонениях церковной иерархии от чистоты Православия. Это и преп. Иосиф Волоцкий в борьбе с жидовствующими, и наставник монахов Феодор Студит во время господства иконоборческой ереси, и другие примеры житий Святых Отцов, которые боролись за соблюдение Истины.

    Как Вы можете охарактеризовать нынешнюю обстановку в Церкви?
    - Недавно православный мир наблюдал за тем, как первоиерарх Православной Церкви совершал совместные молитвы с католиками в католическом соборе. Ответ здесь, опять же, можно взять из книги, где четко прослеживается позиция Святых Отцов, которые прежде всего говорят о соблюдении чистоты Православной веры. Если между католицизмом и Православием ставится знак равенства, то как же тогда быть с завещаниями Святых Отцов? С заветами преп. Феодосия Киево-Печерского, св. прав. Иоанна Кронштадтского, прпп. Оптинских старцев, и других святых, заповедовавших нам хранить чистоту Веры Православной?!
    Мы можем католикам в чем-то помочь по-человечески, просто как людям, но не можем молиться совместно, так как это будет выражением нашего с ними единства в вере. Так же мы не имеем и канонического права вступать с католиками в молитвенное общение.

    Сейчас СМИ широко популяризирует идею объединения Православия и латинской ереси.
    - Cудя по всем высказываниям, нетрудно догадаться, что готовится объединение православных с католиками, подготавливается общественное мнение для того, чтобы данное мероприятие произошло безболезненно. Для чего должно произойти объединение всех религий? Для того чтобы, к появлению единого религиозного лидера - антихриста, все были готовы подчиниться ему. Ни для кого уже ни секрет, что ныне осуществляется политическая, экономическая и духовная глобализация. Именно духовное примирение всех вер через «догмат» о едином «всевышнем» и есть глобальный этап построения царства антихриста. Он еще не воцарился, но на наших глазах уже строится его царство, в котором каждый будет молиться по-своему, но подчиняться антихристу. Это и подготавливает современное движение экуменизма.

    О. Илия, объясните, пожалуйста, как Обращение владыки Диомида получило широкую огласку, ведь оно было написано только для Вашей книги?
    - Обращение было написано ко всем, хотя Владыка первоначально и благословил распространить его именно через книгу «Страха же вашего не убоимся».
    Поэтому огласка Обращения - это просто вопрос времени. Рано или поздно оно бы появилось. Почему оно вызвало такую реакцию? Да потому что все проблемы, затронутые в Обращении - наболевшие. Но все опять умалчивается или просто диктаторскими способами заглушается.
    Наказать за слово правды владыку Диомида - значит обострить ситуацию, но и тогда вопросы все равно надо будет обязательно решать. А этого им не хочется. Озвучить проблему - значит приблизиться к ее решению. Когда-то священномученик митрополит Кирилл Казанский писал митрополиту Сергию, что «Вы действуете не в духе братской любви, то есть разномыслие доводите до вражды». И в наше время происходит то же самое. Единомыслие с владыкой Диомидом среди иерархов может быть и есть, но высказаться открыто они не решаются.
    Движимый голосом своей архипастырской совести и поддержанный священниками, Владыка именно это и сделал - мужественно поставил вопросы, требующие скорейшего решения. Многочисленные письма приходят в нашу епархию, в которых люди одобряют Обращение, просят Владыку не отступать от борьбы за чистоту Православной веры. Народ - хранитель благочестия, и когда иерархам не хватает мужества его сохранить, то это делает простой верующий народ. Когда была принята флорентийская уния то и константинопольский император, и все архиереи, кроме свт. Марка Эфесского, стали поминать папу римского, и только благодаря простому народу уния была отвергнута. А как было с обновленчеством? То же самое: народ перестал ходить в их храмы. А без поддержки православного народа никакие начинания, связанные с борьбой за чистоту веры, не будут иметь ни малейшего успеха. Ложь, которая проявляется сегодня в виде религиозного саммита, совместных молитв, речей о «едином всевышнем» с католиками, мусульманами, иудеями, о борьбе с экстремизмом и терроризмом - все это тяготит души простых людей. Поэтому когда люди слышат слово правды, то они с облегчением вздыхают, в них воскресает надежда, что еще не все потеряно.

    Как же получается, что из далекой Чукотки быстрее доносится голос совести?
    - Мне кажется, любое противостояние происходящим событиям, требует от человека какой-то жертвы. Раз противостояние - значит борьба. А раз борьба, то раны неминуемы - или духовные, или материальные.
    Если начать активную деятельность, то можно легко поссориться с администрацией, и тогда последуют какие-нибудь ограничения. А на Чукотке ведь терять особенно нечего. Как мне кажется, и Владыка, и священники не связаны материальными цепями, от этого они независимы, могут спокойно и открыто исповедовать Православие, как это и полагается - по канонам Церкви. Зависимость от денег приводит человека к лояльности и даже к осуществлению каких-нибудь негативных идей.

    А как при этом сохранить послушание священноначалию?
    - Святые Отцы говорят, что «есть послушание, а есть человекоугодие». Послушание Господу через человека возможно тогда, когда этот человек говорит нечто согласное с волей Божией. Если же человек говорит противное воле Божией, и мы его слушаемся, то это уже не послушание, а человекоугодие. В Псалтири пророк Давид говорит, что «рассыплю кости человекоугодников». Человекоугодие - это ложное понятие послушания. Свт. Игнатий Брянчанинов также пишет: «Будь во всем послушен монастырскому начальству, но никогда не будь послушен на зло, даже если тебе за это придется что-то претерпеть». Вот это правильное послушание - Богу. Когда же нам говорят нечто противное воле Божией, а узнать это мы можем из того, насколько этот приказ соответствует Евангелию, канонам Церкви, святоотеческому Преданию, тогда мы должны ответить так, как апостолы говорили: справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? (Деян. 4, 19). Поэтому христианин обязан выбирать волю Божию и исповедовать Господа, а не волю человеческую. Хотя в наше время придется многое претерпеть, как это и происходит уже в большинстве случаев с теми священниками, монахами и мирянами, которые не боятся высказывать точку зрения Церкви Небесной, вопреки мнениям приземленного начальства.

Беседовала Галина Симонова

Первый снег на Чукотке

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.