Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Рашско-Призренского и Косовско-Метохийского Артемия

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17
 
УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ

 

Совместима ли вера в Бога и вера в победу с призыванием бесов?

О душепагубной сущности сквернословия

    Поводом для настоящей заметки послужило интервью с «известным всей стране артистом», исполнителем главной роли в сериале «Государственная граница» Владимиром Васильевичем Новиковым, опубликованное в «Православной газете для всей семьи» - «Мир» (№ 13, июль 2007. С. 1, 6-7), в сокращении перепечатанное из журнала подразделений специального назначения «Братишка».

    Это интервью под броским названием «Нельзя победить без веры в победу» вызывает непраздный интерес по следующей причине. Его герой (автор сценария и режиссер картин «Свет несказанный» и «Совесть») говорит о себе как о безусловно верующем человеке: «Вера - это главное, что у меня осталось. И не только в Бога: в духовность, в справедливость, в крепкую дружбу, в любовь...» О своем учителе - известном кинорежиссере и актере Сергее Федоровиче Бондарчуке, учившем его «ответственности, которой сейчас нам всем не хватает», благодарный ученик свидетельствует: «Самое главное, чему он нас учил, - отличать духовное от бездуховного». Вместе с тем, выделяя среди «стрелялок» и «ужастиков» «достойную внимания» (наряду с «высокодуховным фильмом» П. Лунгина «Остров») картину Ивана Вырыпаева «Эйфория», В. Новиков замечает: «Пусть там немного и матом ругаются... Иногда можно... Мы же русские...» И далее повествует о «занятном случае», который произошел на съемках «Тихого Дона»: «Мы снимали сцену, где перед расстрелом красноармейцев я прошу оркестр сыграть „Боже, Царя храни". У них там что-то не выходит, и я должен рявкнуть на них матом. Пытались перевести эту фразу на английский. Ну никак. Колорит теряется (смеется). И тогда Бондарчук говорит: „А это пусть останется на русском". И я как дал: по всей степи мат разнесся. Вокруг станичники стали собираться: „Вот это по-нашему!"»
    Подобного рода признания «культового артиста, желанного гостя в любой аудитории» (так представлен В. Новиков в интервью) не могут оставить нас равнодушными из-за почти повсеместного и повального засилья матерщины на Русской Земле и невольно наводят на невеселые размышления... Да... Неплохо было бы нам - наследникам великой Православной Державы, которая неслучайно именовалась Святой Русью, Третьим Римом, Уделом Пресвятой Богородицы и Подножием Престола Божия на земле, научиться «отличать духовное от бездуховного», проводить четкую грань между нашим и не нашим.
    Православный взгляд на матерную брань предельно однозначен: по своей духовной сущности это антимолитва, обращение к сатане и нечистым, срамным и злым демонам, и поэтому ничего кроме вреда и посрамления принести человеку в конечном итоге не может, так как является отречением от Бога и попранием обетов св. Таинства Крещения. Как не может быть ничего общего между истиной и ложью (см.: 1 Ин. 2, 21), светом и тьмой (см.: 2 Кор. 6, 14), Царством Небесным и преисподней, верностью и предательством, чистой любовью и блудной страстью, христианским смирением и сатанинской гордыней, жертвенностью и ростовщичеством; как не течет из одного отверстия источника сладкая и горькая вода (Иак. 3, 11), так не совместимы истинная вера в Бога и богопротивное сквернословие.
    Если мы с Божией помощью научимся к каждому своему слову, поступку (труднее всего - помыслу) прилагать ясный и определенный критерий Христовой Истины, основанной на целомудрии, смирении и правильной любви (см.: 1 Кор. 13, 1-8), и следовать ей всей своей жизнью, - все бесовские усилия запутать нас, сбить с пути спасения, смутить наши души и утопить их в смрадном болоте греха - все эти козни диавольские останутся тщетными. Тогда, по слову апостола Павла, никто и ничто не сможет отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8, 39).
    Духовное растление русского народа выгодно только врагам русского народа - это аксиома. Поэтому тяжело и грустно читать, слышать и видеть, когда это растление поддерживается (чаще по неразумию) людьми, считающими себя русскими патриотами и верующими. Когда «вера» сочетается с «любовью» к мату, и надежда на победу обращается в пустую мечту - в них уже нет ничего нашего, ибо, по точному определению Ф. М. Достоевского: «Русский и православный - слова-синонимы; русский без Православия - дрянь, а не человек».
    Православному человеку хорошо известно, что в мире нет ничего случайного и все наши бедствия совершаются по грехам нашим. Глубокое осознание этого непреложного закона рождает не оправдание зла и подчинение ему, а неложное, приносящее достойный плод (Мф. 3, 8) покаяние, сопротивление греху в самом себе и его носителям в окружающем мире.
    Среди причин, по которым были попущены Богом в нашем Отечестве «великие потрясения» (не затихающие до сих пор), не последнее место занимает то печальное обстоятельство, когда в устах и сердцах многих крещеных русских людей молитвы к Богу, Его Пречистой Матери и святым угодникам стали постепенно вытесняться матерной руганью, т.е. призыванием бесов. Не без приглашения явились на Русскую Землю «демоны революции», разрушившие Самодержавное Царство и принесшие в жертву сатане Помазанника Божия Православного Царя и святую Царскую семью. Не без призывания те же демоны (теперь уже демократии) на исходе XX века устроили «перестройку» (значение слова «перес» см.: Дан. 5, 28) и расчленили на части историческую территорию Государства Российского. Не потому ли все построенное в последние времена так быстро разрушается (см.: Пс. 126, 1), что сквернословие стало «профессиональным» языком строителей (в прямом и переносном смысле). Особенно безрассудно и губительно призывание демонов сейчас, когда дело идет о духовном и физическом выживании русского народа и подчинении его власти грядущего лжемессии - антихриста.
    Поэтому любителям так называемых «крепких» (а в действительности - гнилых) выражений давно бы пора крепко подумать, как жить дальше: продолжать «из любви к искусству» заниматься самоосквернением и заражать дурным примером чистые души детей (на радость невидимым и видимым бесам) или все же набраться мужества, проявить выдержку и прекратить призывание бесов на свою голову, на своих ближних и свой народ.
    А засим - конкретное предложение. В старые добрые времена русские люди отдавали себе отчет в том, насколько душепагубно сквернословие. При благочестивых царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче для всеобщего назидания ругателей подвергали публичной порке. Сейчас, при разгуле демократии, возродить этот обычай в масштабе всей страны, к сожалению, невозможно. Однако в среде казачества («спецназа Третьего Рима») при желании - можно. Это привело бы как к духовному оздоровлению самого казачества и возрождению Свято-Русского казачьего войска, так и послужило бы положительным, отрезвляющим примером для всего нашего не в меру расслабившегося общества.
    Пока же предлагаем вашему вниманию листовку о пагубности сквернословия, поводом для составления которой стали неблагозвучные выражения, услышанные из уст казаков-новобранцев уже не в степи, а близ церковной ограды.

    P.S. В заключение хочу поблагодарить Владимира Васильевича Новикова за то, что он так резко обратил внимание на этот больной вопрос. Если для него действительно главное в жизни - Вера, а не актерское тщеславие, он на меня обижаться не станет. От всей души желаю ему крепости и чистоты духовной и телесной для служения истинному благу своего Отечества.

Терлецкий А. Д.,
доцент кафедры русской
и зарубежной литературы
Таврического национального
университета,
г. Симферополь.

Православная Церковь предупреждает: сквернословие - смертный грех

    Слово - это дар Божий, оно уподобляет человека Создателю. Самого Спасителя Господа нашего Иисуса Христа мы называем Божественным Словом. Творческим словом Господь создал наш прекрасный мир - вселенную, космос. «Космос» - по-гречески буквально значит «порядок, гармония, красота». Слово Творца вызвало к жизни Красоту. Человек же нечистыми словами и другими грехами оскверняет эту красоту, разрушает любовь и мир между людьми.
    Порок срамословия - наследие чисто языческое. Он берет начало в демонических культах древнего Востока, начиная с глубин сатанинских (Откр. 2, 24) и темных бездн разврата в честь Ваала, Астарты и прочих идолов и кончая современными наследниками библейского Хама.
    В русском языке этот порок издревле очень точно именуется сквернословием - от слова «скверна». Согласно Толковому словарю В. И. Даля, «скверна - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, <...> смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное». Вот куда мы впадаем, предаваясь во власть смрадных, гнилых слов. Когда человек говорит скверные, матерные слова, он не только оскверняет, пачкает свои уста, но и льет грязь в уши и души окружающих. Употребляющий скверную брань прежде всего позорит честь матерей, он уподобляется чудовищу, когда со словом мать связывает понятие только о блуде? и кощунствует, будучи сам рожден и воспитан матерью.
    Матерщина является прямым нарушением Пятой заповеди Закона Божиего о почитании отца и матери, за соблюдение которой дается благополучие и долголетие. Поэтому ничто так не вредит здоровью человека, не разрушает семейное счастье, не сокращает дни жизни человеческой, как матерная брань.
    Современная наука только подтверждает непреложность Богоустановленных законов: сквернословие крайне отрицательно воздействует на душу и тело, стимулирует процесс старения организма, влияет на гены и может, если вовремя не остановиться и не покаяться в этом грехе, привести человека к духовному и физическому вырождению. Эпидемическое распространение сквернословия может привести к самоуничтожению нации (cм. статью профессора, заслуженного врача РФ Емельченко Н.Г. Мат - убийца // Русский Дом. № 5. 2007. С. 43).
    Священное Писание и Православная Церковь, приравнивая сквернословие к смертному греху (см.: Еф. 5, 4-5), предупреждают: <...> ни пьяницы, ни злоречивые <...> Царство Божие не наследуют (1 Кор. 6, 10). И не войдет в него ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи<...> (Откр. 21, 27). Поэтому, если мы не хотим пойти вместе с дьяволом и демонами в огонь вечный (Мф. 25, 41) и отправить туда же через сквернословие, алкоголизм и наркоманию наших детей, - отвергнем срамословие уст наших (см.: Кол. 3, 8).
    По учению Православной Церкви, целомудрие есть проявление высшей мудрости (ибо приносит человеку благо в этой и будущей жизни), а сквернословие - первый признак глупости (ибо человек наглядно свидетельствует о своей скверности, сам выносит себе приговор и отдает себя в руки диавола).
    Самый простой и надежный способ избавления от греха сквернословия - это искренняя молитва к Богу, которая по мере усердия и постоянства обращает грешника к покаянию, приводит к Причастию Святых Христовых Тайн и открывает ему врата в Жизнь Вечную!

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.