Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Рашско-Призренского и Косовско-Метохийского Артемия

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
 
ТОТАЛИТАРНЫЕ СЕКТЫ

 

Диспут со «Свидетелями Иеговы»

Протоиерей Олег Стеняев

Продолжение. Начало в № 19 (61)

3. РУКОПОЛОЖЕНИЕ

    Православный: Мне известно, что у вас нет рукоположения как такового. Думаю, это обстоятельство ставит вас в противоречивое положение по отношению к тем библейским текстам, где говорится о рукоположении. Библия учит, что чрез рукоположение подается дух премудрости и право повелевать (начальствовать в народе Божием): И Иисус, сын Навин, исполнился духа премудрости, потому что Моисей возложил на него руки свои, и повиновались ему сыны Израилевы и делали так, как повелел Господь Моисею (Втор. 34, 9). Чрез рукоположение подавалась благодать Божия, и такой порядок был установлен Самим Богом: И сказал Господь Моисею: возьми себе Иисуса, сына Навина, человека, в котором есть Дух, и возложи на него руку твою <...> и дай ему от славы твоей, чтобы слушало его все общество сынов Израилевых (Числ. 27, 18, 20). Свв. апостолы были призваны на служение Самим Господом, и Он Сам передал им власть совершать Таинства: Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго (Ин. 20, 21-22); Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери <...> И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16, 14-16). Но даже призванный непосредственно Христом ап. Павел (см.: Деян. 9, 1-8) нуждался в возложении рук (лат. - конфирмация) для исполнения Духом Святым: Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа. И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился (Там же, 17-18). Позже он был рукоположен на служение благовестника в Церкви: Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (Деян. 13, 2-3). Рукоположение дало ап. Павлу право епископа рукополагать других: Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали (Там же/ 14, 23).

    Сектант: В нашем переводе этот текст звучит несколько иначе: «Также они назначили им в каждом собрании старейшин и после молитвы и постов вверили их Иегове, в которого они уверовали» (Н.М. - Деян. 14, 23). Как видите, здесь нет слова «рукоположение». По-гречески слово χεψοτονεω означает, по словарю А.Д. Вейсмана, подачу голоса в народном собрании посредством поднятия руки или избрание, утверждение кого-либо в должности.

    Православный: Это не совсем верно, ибо в апостольской Церкви, как, впрочем, и сейчас, посвящение совершалось через возложение рук. Это традиция шла из Ветхого Завета. Мы читали об этом. Если мы посмотрим текст о рукоположении Павла, то сможем убедиться в этом: Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (Деян. 13, 2-3). Здесь по-гречески говорится: επιθεντες τας χειρας, что дословно означает: επιθεντες (положили, возложили, взвалили - от греч. глагола «επιτιθημι») τας χειρας (руки). Других вариантов в данном случае нет, а поэтому верен Синодальный перевод, когда говорит о рукоположении. Также известно из истории Церкви, что избрание кандидатов на священство всегда предшествовало рукоположению. Странно, что переводчики «Нового мира» перепутали первое со вторым. Итак, продолжим.
    Рукополагать и конфирмировать могли апостолы или их преемники - епископы (cм.: Там же. 8, 14-17; 1 Тим. 5, 22). Рукополагали не только пресвитеров и епископов, но и диаконов: Их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки (Деян. 6, 6).
Не все христиане совершают пастырское служение: И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи? (1 Кор. 12, 28-30).

    Сектант: Есть нравственные требования к тем, которые совершают различные служения в христианских собраниях: Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом. Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую (1 Тим. 3, 2-7). Мне кажется, что подобные требования не всегда учитываются в современном православии. Например, насколько я знаю, все епископы у вас монашествующие. А здесь сказано «епископ должен быть непорочен, одной жены муж». Безбрачное духовенство - это проблема в современном христианском мире. Для многих она оканчивается нравственным кризисом. Достаточно вспомнить о недавних шумных скандалах вокруг некоторых католических и православных епископов.

    Православный: Безбрачие в Церкви установлено для тех, «кто может вместить», как сказано: Есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит (Мф. 19, 12). Цель безбрачия - целесообразность в деле церковного служения. Ап. Павел ясно высказался по этому вопросу: А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене <...> (1 Кор. 7, 32-33); и выше он сказал: Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль. Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие (Там же, 28-29). Мы не умаляем значение брака, но при этом помним, что жениться надо, чтобы не разжигаться: Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться (Там же, 8-9).
    Но вернемся к вопросу о рукоположении. Сказано: И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон (Евр. 5, 4). Сравним этот текст с другим: Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства (1 Тим. 4, 14). Итак, очевидно, что человек не может сам себя поставить на священническую должность и освятить (рукоположить) самого себя, но поставляется от Бога «по пророчеству», «с возложением рук священства». В исторических христианских церквах точно известно, от кого из апостолов и чрез каких епископов преемство рукоположения сохраняется до настоящего времени. И это является исторически установленным фактом непрерывности присутствия дара Божия - харизмы в Христовой Церкви: По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение (2 Тим. 1, 6). Касаясь нравственно-моральных проблем в клерикальной среде, мы все должны внимательнее относиться к словам ап. Павла: Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым (1 Тим. 5, 22). Но при этом Писание предупреждает нас осторожно относиться к непроверенным слухам по поводу духовенства: Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях (Там же. 5, 19).
    С другой стороны, благодать действует и чрез недостойных. Сказано: Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться (Флп. 1, 18). Господь Иисус Христос однажды сказал: На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают (Мф. 23, 2-3). Апостолы не идеализировали и самих себя. Так, например, ап. Иаков говорил: Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем <...> (Иак. 3, 1-2). Ап. Павел подчеркивал, что служители не всегда соответствуют тому, чем они должны быть. Иначе, он говорил о фактическом несоответствии: <...> не для того, чтобы нам показаться, чем должны быть; но чтобы вы делали добро, хотя бы мы казались и не тем, чем должны быть (2 Кор. 13, 7). Вера в собственную безгрешность, свойственную, кстати, многим сектантам, апостолы почитали лживым лицемерием: Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас (1 Ин. 1, 10). А о себе самом ап. Павел говорил: Ибо не понимаю, что делаю (Рим. 7, 15).

Продолжение в след. номере


Святые Отцы о значении Предания

    Вот подлинно учение и вот признак истинных учителей: как предали отцы, согласно между собою исповедывать одно и то же и не входить в споры ни друг с другом, ни со своими отцами, а которые не так расположены, тех скорее можно назвать негодными, нежели истинными учителями... Святые и действительные проповедники истины один с другим согласны и не разнствуют между собою, ибо хотя и в разные времена были они, но все взаимно стремятся к одному и тому же, будучи пророками единого Бога и согласно благовествуя единое слово. (Свт. Афанасий Александрийский в послании «Об определениях Никейского собора»).

    Пусть никто от меня не требует признаваемое нами подтверждать доказательством, ибо в доказательство нашего слова достаточно иметь от отцов дошедшее к нам предание, как наследство какое,сообщаемое по порядку от апостолов чрез последующих святых. (Свт. Григорий Нисский в «Опровержении Евномия», 4, 5).

    Предание, которое приняли от отцов, навсегда сохраним твердым и неподвижным, защитительного же слова вере поищем у Господа и если найдем у кого-либо из имеющих благодать, то возблагодарим Подателя благодати; если же не найдем, тем не менее веру в признаваемое нами будем иметь непреложною. (Свт. Григорий Нисский в послании к Авлавию о том, что не «три Бога»).

    Пребывайте в том, к чему будет руководствовать вас Дух Святой, ходя вслед Бога, не прилагаясь плоти и крови, не подавая некоторым повода хвалиться [вами], чтобы они не хвалились в вас и славолюбие их не возрастало от вашей жизни. Вспомните о Святых Отцах, которым вы поручены блаженным отцом вашим и которых мы удостоились по благодати Божией быть преемниками. Не преступайте пределов, которые положили отцы наши, не пренебрегайте языком более простого проповедания и не отдавайте предпочтения различным последующим учениям, но согласуйтесь с древним правилом веры, и Бог мира да будет с вами, здравыми душою и телом. (Свт. Григорий Нисский в послании к Евстафии, Амвросии и Василиссе).

    Должно пользоваться и преданием, ибо не все может быть заимствовано из божественного Писания. Посему святые апостолы одно предали в Писаниях, а другое в Преданиях, как и говорит святой Апостол: Якоже предах вам, предания держите, и в другом месте: Так учу и так предал я в церквах, и: аще содержите: разве аще не всуе веровасте (Кор. 11, 2; 7, 17; 15, 2). (Свт. Епифаний Кипрский в «Панарии», 61, 6).

    Темже убо, братие, стойте и держите предания, имже научистеся или словом, или посланием нашим (2 Фес. 2, 15). Отсюда видно, что (апостолы) не все предали чрез послания, но многое сообщали и без письмени, между тем и то и другое достоверно. Поэтому мы должны признавать достоверным и церковное Предание. Есть предание, больше не ищи ничего. (Свт. Иоанн Златоуст в толковании на второе послание к Фессало-никийцам. Беседа 4, 2).

    Не посланиями только [апостол] внушал ученику, что ему должно делать, но и на словах. Это он выражает и во многих других местах, когда, например, говорит: Или словом, или посланием, аки от нас посланным (Там же), но гораздо яснее здесь: Образ имей здравых словес, ихже от мене слышал ecu, в вере и любви, яже о Христе Иисусе. Доброе завещание соблюди Духом Святым, живущим в нас (Тим. 1, 13-14). Итак, не будем думать, будто учение преподано им недостаточно; многое он преподал ученику и без письма, о чем и напоминает ему, говоря: «Образ имей здравых словес, ихже от мене слышал ecи». Что же означают эти слова? Как делают живописцы, говорит, так и я начертал тебе образ добродетели и всего угодного Богу и как бы некоторое правило, первообраз и начертание вложил в твою душу. Это и имей: нужно ли будет тебе посоветоваться о вере, или о любви, или о целомудрии, оттуда заимствуй образцы: не будет тебе надобности искать образца у других, потому что там не содержатся. (Свт. Иоанн Златоуст в толковании на второе послание к Тимофею. Беседа 3, 1).

    О, Тимофее, предание сохрани (Тим. 6, 20). Не уменьшай его: оно -не твое; тебе вверено чужое - не убавляй его. (Свт. Иоанн Златоуст в толковании на первое послание к Тимофею. Беседа 18, 1).


Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.