Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Рашско-Призренского и Косовско-Метохийского Артемия

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
 
ЦЕРКОВНОЕ ПРАВО

 

Разгул никодимовщины

    В первом пункте Обращения клириков, монашествующих и мирян Анадырско-Чукотской епархии во главе с епископом Диомидом сказано: «В настоящее время в Русской Православной Церкви Московской Патриархии, членами которой мы являемся, существует ряд отступлений от чистоты Православного Вероучения. Первое. Постоянно набирает силу еретическое учение экуменизма<...> В рамках этого движения совершаются совместные молитвы с еретиками, еретики присутствуют на православном богослужении». Комментируя данное Обращение, скандально известный диакон Кураев заявил, что, наоборот, в нашей де Церкви произошла маргинализация экуменизма. В церковной среде слово «экуменизм» стало де ругательным. В любом де православном магазине можно найти массу антиэкуменической литературы. В «Основных принципах отношения Русской Православной Церкви к инославию», принятых на Архиерейском Соборе 2000 г., также де отражена антиэкуменическая позиция нашей Церкви.
    Не менее оптимистичен и профессор МДА прот. Валентин Асмус. В своем радиовыступлении он заявил: «В наше время Русская Православная Церковь находится, не побоюсь сказать, впереди борьбы против эксцессов этого непродуманного легкомысленного экуменизма».
    Смелость почтенного профессора оказалась опрометчивой, да и кураевский блеф не подтвердился. Современная действительность нокаутировала всех, кто поверил заверениям этих господ-«богословов».
    Третьего октября 2007 г. в ходе своего визита в Париж Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил католический костел Парижской Богоматери. Его сопровождала делегация от Русской Православной Церкви, в том числе, помимо священнослужителей и иподиаконов, хор Сретенского монастыря. Перед кафедральным парижским собором его встречали одетые в праздничное облачение прелаты, министранты1 несли свечи, кадили. Святейший Патриарх Алексий вместе с кардиналом Парижа Андре Вэн-Труа взошли на возвышение перед алтарем2. Далее Патриарх и кардинал совместно благословили молящихся - православных и католиков.
Из местной ризницы под пение латинского хора принесли Терновый венец Спасителя, похищенный латинскими крестоносцами при разорении Константинополя в XIII в., и возложили на «престол». Предварительно на пол, прислонив к «престолу», без всякого благоговения поставили Владимирскую икону Пресвятой Богородицы, которую время от времени попирали ногами латинские служки.
    Начался католический молебен, который служили кардиналы. Никто из православных не покинул здания собора. Все присутствовали на латинском молебне. Когда же латиняне закончили свою галиматью, вышел настоятель Трехсвятительского подворья в Париже иеромонах Нестор (Сиротенко) вместе с патриаршим протодиаконом. Когда тот возгласил: «Благослови, Владыко», то Его Святейшество одновременно с латинским кардиналом Андре Вэн-Труа благословили начало молебна. Молитвы и некоторые возгласы иеромонах Нестор читал на французском языке, как и служившие до него католики. Во время молебна ни один еретик не покинул здания.
    В конце Патриарх Алексий вместе с кардиналом Андре Вэн-Труа подошли к «престолу». Латинский ксендз, едва не наступив на Владимирскую икону Божией Матери, взял в руки Терновый венец Спасителя. После чего Патриарх и кардинал по очереди приложились к святыне. После окончания совместного моления Патриарх Алексий сказал слово собравшимся.
    Служба коммуникаций ОВЦС весьма лукаво прокомментировала это событие. Были опущены многие скандальные детали: «Третьего октября в ходе своего пребывания в Париже Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II поклонился великой святыне христианского мира -Терновому венцу Господа Иисуса Христа, хранящемуся в соборе Парижской Богоматери. После православного молебна, который совершил исполняющий обязанности настоятеля Трехсвятительского подворья в Париже иеромонах Нестор (Сиротенко), Святейший Патриарх Алексий, православные клирики и миряне поклонились Терновому венцу <.. > В храме присутствовал католический архиепископ Парижа Андре Вэн-Труа и священнослужители возглавляемой им епархии». (Служба коммуникаций ОВЦС/Патриархия.ш). Вот, собственно, и все. Остальной текст посвящен раскрытию темы: как это здорово, что православные служат молебны у православных святынь, находящихся на Западе. В заключении приводится слово Патриарха Алексия, сказанное по этому случаю.
    Ни малейшего намека на совместное моление, ни слова не сказано, что парижский кардинал с подведомственным ему «духовенством» не просто присутствовал на «молебне», но сначала сам отслужил мессу.
    Как ни странно, более содержательный и правдивый комментарий дал Александр Солдатов, корреспондент журнала «Огонек». Вообще визит был вызван желанием продемонстрировать Ватикану стремление экуменически настроенных иерархов РПЦ к соединению с латинскими еретиками. «Главное послание, с которым приехал Патриарх во Францию, это максимальная открытость и доброжелательность в отношении римско-католической церкви, церкви, с которой РПЦ последние 15 лет пребывала в конфронтации, обвиняя ее и в „разгроме западноукраинских епархий", и в „агрессивном прозелитизме", и даже в подкупе православных гуманитарными подачками. Все это делалось в угоду консервативной церковной общественности и во избежание раскола, опасность которого сохранялась до тех пор, пока была самостоятельной главная альтернатива Московской патриархии - Русская зарубежная церковь, создававшая свои „параллельные епархии и приходы в России.
    Теперь этой альтернативы нет - и не случайно реверансы в сторону Ватикана совпали с завершением торжеств по случаю воссоединения с Зарубежной церковью... Характерно, что хор Сретенского монастыря, объехавший по случаю воссоединения все епархии Зарубежной церкви, завершал свои „гастроли" молебном в соборе Парижской Богоматери, где служили католические епископы, вместе с которыми молился православный Патриарх.
    <...> С возвышения перед алтарем, где Патриарх и епископ Парижа обменялись речами, два иерарха совместно благословили молящихся - православных и католиков. Еще пару лет назад подобное братание разных вер в Зарубежной церкви называли „экуменической ересью" и „предательством Православия". Но, как известно, Париж стоит мессы!
    Православная и католическая общественность и политические круги, с которыми активно контактирует Патриарх во Франции, воспринимают этот визит как прелюдию к долгожданной его встрече с папой римским». Вот и верь после этого словам: «У нас нет экуменизма», «мы идем впереди всех в борьбе с экуменическими эксцессами». Экуменизм есть, и он активно набирает силу.
    А теперь самое время обратиться к канонам Православной Церкви и писаниям Святых Отцов, чтобы убедится в их отрицательном отношении к состоявшемуся экуменическому совместному молению. 10-е правило святых Апостолов гласит: «Если кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковой да будет отлучен». По толкованию византийского канониста Аристина, «молящийся вместе с еретиками в церкви или в доме да будет так же лишен общения, как и они». Вот 33-е правило Лаодикийского Поместного Собора: «Не подобает молиться с еретиками или отщепенцами».
    Преп. Иустин (Попович) в ответ на предложение еретиков молиться вместе писал: «По 45-му Апостольскому правилу, „епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся только, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо, яко служителям Церкви, да будет извержен". Это священное правило святых Апостолов не указывает, какая именно молитва или служение запрещается, но, напротив, запрещает всякую совместную молитву с еретиками, даже частную. Каноны Апостолов и Святых Отцов действительны и теперь, а не только „тогда": они остаются безоговорочно обязательными для всех нас, современных православных христиан. Они безусловно действительны для нашей позиции в отношении римо-католиков и протестантов» (см. его работу «О Православии и экуменизме»).
    Молясь совместно с католиками, экуменисты укрепляют их в ложном мнении, согласно которому их вера спасительная наряду с Православной. Но еще преп. Феодосии Киево-Печерский обличил это заблуждение: «Если кто тебе скажет: „Ваша и наша вера от Бога", - то ты, чадо, ответь так: „Кривовер! Или ты и Бога почитаешь двоеверным?! Не слышишь, что говорит Писание: один Бог, одна вера, одно крещение (Еф. 4, 5)"»3.
    Посему мы еще раз хотели процитировать обращение владыки Диомида: «В заключение нашего послания мы просим и умоляем пред лицом всей Церкви Христовой архипастырей, пастырей, монашествующих и мирян, причастных к выше означенным отступлениям от чистоты евангельского, догматического, канонического вероучения, обратиться от пути отступления и принести плоды, достойные покаяния. Да пребудем все едины в чистоте Православной Веры».

Андрей Прохоров

    1 Латинские пономари.
    2 Необходимо заметить, что в латинских храмах нет иконостаса. Алтарь представляет собой нечто вроде сцены.
    3 «Завещание», написанное преп. Феодосием Киево-Печеоским князю Изяславу Ярославовичу.

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.