Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Рашско-Призренского и Косовско-Метохийского Артемия

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
 
НЕБО НАД СЕРБИЕЙ

 

Святитель Николай Сербский

«Духовный сад»

(Главы из книги)

Рассуждение

    Злорадство - это грязное платье, которое дух наш иногда с удовольствием одевает. В тот момент, когда порадуешься греховному падению твоего брата, и ты пал, на радость диавола, который одной удочкой поймал две рыбы. Братство по телу - великая связь, но братство по духу - еще большая. Когда тебя печалит грех брата по телу, то как же не будет печалить тебя грех брата по духу? Кто же твои братья по духу? Все христиане - все те, кто с тобой причащаются из одной и той же Чаши одной и той же жизнью. О, как велики были святители в братолюбии! О, как злорадство было далеко от них! О св. Виссарионе говорится следующее: однажды все монахи были собраны в храме на молитву. Игумен подошел к одному монаху, который соделал некий грех, и велел выйти ему из храма. Монах вышел вон, а за ним пошел и Виссарион, говоря: «И я такой же грешник».

О хранении сердца

Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни.
(Притч. 4, 23)

    В сердце воля, в сердце любовь, в сердце ум - в сердце образ Пресвятой Троицы Божественной. Сердце - это дом Отца, и жертвенник Сына, и мастерская Духа Святаго. Бог желает сердце твое: сын, дай Мне сердце! О, брат мой, больше всего на свете храни свое сердце! Пусть горы рушатся, пусть моря сохнут, пусть тебя оставляют приятели, пусть богатство тебя разочаровывает, пусть тело твое едят черви, пусть мир навалит на тебя все поругание, которое имеет, ты не бойся, только сердце свое храни, храни и лепи его к Господу, подай его Господу. Из сердца истекает жизнь - но откуда жизнь в сердце, если в нем не пребывает дыхание Господина и Источника жизни - Бога?
    Благий человек от благаго сокровища износит благая; и лукавый человек от лукаваго сокровища износит лукавая (Мф. 12, 35). Это слова Господа, который полнит сокровище сердца твоего богатством Своим. Что значит добрый человек? Это значит доброе сокровище сердца. Что значит злой человек? Это злое сокровище сердца.
    От злого сердца исходят злые мысли, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, ложные свидетельства, хула на Бога (см.: Там же. 15, 19), а от доброго сердца исходит: мир, терпение, доброта, милость, вера, кротость, воздержание (см.: Гал. 5, 22-23). Видишь ли ты, какое огромное вместилище наше сердце? Видишь ли, сколько всего может поместиться в людском сердце? О, брат мой, сам Бог Дух Святый, когда благоизволит, может пребывать в нашем сердце. И не только может, но и хочет. Только Он ждет, чтобы ты приготовил сердце свое для Него. Чтобы ты превратил его в храм, ведь Бог Дух Святый только в храме живет. Как змея бережет голову, так и ты храни, сын мой, сердце свое! Ведь в него входит и исходит их него жизнь, которая от живого Бога.
    Господи, Жизнедавец, помоги нам сохранить сердце свое для Тебя, для Тебя, Господи!
    Тебе слава и хвала во веки. Аминь.

О том, что есть начало премудрости

Начало премудрости - страх Господень.
(Притч. 1, 7)

    Если бы кто-то знал число звезд на небе, название всех рыб и многообразие трав степных, и повадки зверей горных, а не имел бы страха Божия, то его знание было бы как вода в решете. И перед смертью его знание делает его пугливым больше, чем незнание простака.
    Если бы кто-то мог угадывать все помыслы людские, и прорекать судьбы людские, и объявлять все тайны, что земля скрывает в глубинах своих, а не имел страха Господня, то его знание сравнимо с молоком, налитым в нечистый сосуд, от чего все молоко портится. И в смертный час его мудрость нельзя будет сравнить даже с огарком тлеющим, но только ночь смертную наполнит она еще большей темнотой.
    Начало мудрости - страх Господень. Кто неправильно начал, как же может правильно закончить? Кто от начала пошел кривым путем, тот должен вернуться назад и ухватиться за правильное начало, то есть направить стопы свои по правильному пути. Кто не имеет страха Божиего, тот не имеет любви к Богу. Наибольшие подвижники, самомученики, которые по сорок или пятьдесят лет подвизались, день и ночь до смерти были наполнены страхом Божиим, и они, наибезгрешные между смертными, вопили в смертный час: «Боже, помилуй мя, грешного!». Да что говорить? Кто не имеет страха Божиего, тот не верит в Бога.
    Страх Божий есть соль совокупного вероисповедования. Если нет соли, то все наше вероисповедание расхлябано и ничтожно. Страх Божий сковывает тело, истощает утробу, отрезвляет сердце, обуздывает ум, бичует самоволие. Где покаяние? Где целомудрие? Где терпение? Где служба и послушание? О, братья мои, полюбите эти слова как святую истину: «Начало мудрости - страх Господень!» О, Господи всесильный, укорени страх Твой в сердцах наших.
    Тебе слава и хвала во веки. Аминь.

Рассуждение

    О, если бы мы могли войти в тайну Божиего Промысла в жизни людской! Страхом бы тогда и трепетом исполнились пред всяким злым делом и перед всяким грехом людским. Ужаснулись бы мы, Господи! В некоторых великих событиях тайна Божиего Промысла ясна и людям менее духовным. Например, в судьбе царевича Димитрия и кровожадного властолюбца Бориса Годунова. Чтобы заслужить почетное место при дворе царя Федора, Годунов отравил многих дворян. Когда он стал приближенным царя, то задумал отравить царского восьмилетнего брата Димитрия. Через наемных людей царевичу несколько раз давали яд, но он оставался невредим. Промысл попустил, чтобы злодей умертвил свою жертву, но не тайно и скрыто, а явно: Годунов послал убийц, которые посреди дня закололи царевича. Так Димитрий стал явным мучеником, а Годунов явным злодеем для всей России. Потом явился Лжедмитрий и пошел с войском против Годунова. Победил Годунова и привел его в такое положение, что вынужден был царь сам себя отравить! И тот, кто убил невинного Димитрия, был поражен человеком с именем Димитрий! Кто имеет духовные очи, чтобы видеть тайну Божиего Промысла, пусть видит.

* * *

    Страшно убить человека. Нет слов, которые бы описали ужас, охватывающий человекоубийцу. Когда человек замышляет убить человека, то он думает, что это то же самое, что убить вола. Но когда он свершает умышленное злодеяние, то сразу же ощущает, что объявил войну Небу и земле и что он становится изгнанником и земли, и Неба. Убитый не дает ему покоя ни днем, ни ночью.
    К св. Зосиме пришел на Синай один разбойник и умолил постричь его в монахи. Зосима облачил его в монашескую ризу и послал в монастырь преп. Дорофея в Газе, чтобы там в киновии подвизаться. Через девять лет пришел к св. Зосиме тот же человек и попросил у него свое мирское платье, возвращая монашескую ризу. На вопрос, почему так делает, он ответил, что девять лет усердно молился Богу, постился, бдел и вершил всякое послушание; почувствовал, что многие грехи ему прощены, но только один грех мучил его непрестанно. Убил он некое невинное дитя, и тот ребенок являлся ему днем и ночью с вопросом: «Зачем убил меня?» Потому решил он пойти к властям, чтобы власти казнили его, и так заплатить кровью за кровь.
    Одевшись в свое прежнее платье, пошел в Диосполь, где признался в своем злодеянии и был посечен. И так омыл кровью свой кровавый грех.

О надежде на Господа, а не на свой разум

Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой.
(Притч. 3, 5)

    Если бы все горы двинулись на тебя, то мог бы ты оттолкнуть их руками? Нет. А если бы мрак всех тайн неба и земли навалился на малую свечку твоего разума, то мог бы твой разум его осветить? Тем более нет. Не опирайся на свой разум, ведь и от той ничтожной твари, которую ты называешь разумом, большая часть есть не что иное, как мертвый пепел. Не опирайся на свой разум, ведь он спрашивает, а не отвечает. О, человек, не опирайся на свой разум, ведь это шоссе, по которому гонится толпа, голодная, жаждущая, разноцветная и любопытная толпа чувственных впечатлений.
   Надейся, о, человек, на Господа всем сердцем своим. Его разум безконечен и всевидящ. «Я - разум, у Меня сила», - говорит Господь. Он видит пути, по которым кровь твоя течет, и все распутья, по которым блуждают твои мысли. Он с сожалением и любовью предлагает быть твоим вождем, а ты полагаешься на твой помраченный и ничтожный разум! А где был твой разум до твоего рождения? И где был твой разум, когда ты облачался в свое тело, когда сердце твое стало наполняться кровью, когда ты очи свои стал открывать, когда голос твой пробуждался в горле? По чьему разуму было все, пока твой собственный разум спал, как уголь в шахте? Да и когда разум твой пробудился, можешь ли перечислить все обманы, всю ложь, в которые твой разум тебя ввел; все опасности, которые он не предвидел? О, брат мой, надейся только на Бога всем сердцем своим! Он тебя множество раз избавлял и сейчас избавляет от твоего собственного разума от обманов и его лжи, от опасностей, в которые разум тебя вводит. Как слепец перед зрячим, так и твой разум перед разумом Божиим. Надейся на вождя, о, слепец. Надейся, брат, только на Господа всем сердцем своим.
    О, Господи Всевидящий, Вечный и Непогрешимый, Разум, глубже вселенной и светлее Солнца, избавь нас и сейчас от заблуждений нашего разума.
    Тебе слава и хвала во веки. Аминь.

Об оправданности милости

Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его.
(Притч. 3, 27)

    Не отказывает тебе Господь в том, что тебе требуется, не отказывай и ты человеку, которого тебе Господь послал на встречу, чтобы испытать сердце твое. Если нищий протянул к тебе руку, прося о помощи, не откажи и подай ему. Вспомни, сколько тебе лет, и сколько часов в одном дне, и сколько минут в одном часе - каждую минуту в течение всех твоих лет ты протягиваешь руку к Господу, и Господь дает тебе, и не отказывает. Вспомни о милости Божией, и твоя немилость обожжет тебя как головешка, и не даст тебе покоя, пока не покаешься и не смягчишься сердцем.
    Никогда не говори: надоели мне эти попрошайки! Столько миллионов людей живет на земле и просит у Господа, и цари, как и слуги, и богачи, так же как и нищие - все попрошайки у Господа - но Господь никогда не говорит: надоели они мне! О, человек, благодари Бога, что и у тебя кто-то просит, было ли материальное или духовное добро! Это значит, что и ты человек от Божиего доверия; значит, Бог тебе доверил некое свое добро (ведь все добро Божие). Стань достойным этого доверия: покажи себя достойным малого, и будет тебе доверено большее.
    О, Господи всеблагий, смягчи сердце наше и просвети разум наш, да будем милостивы в добре своем, которое Ты нам, Господи Всемилостивый, доверил.
    Тебе слава и хвала во век. Аминь.

О взгляде на муравья

Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым.
(Притч. 6, 6)

    Воля Творца, Который послал нас в этот мир, в том, чтобы мы пребывали в делании, пока живем в этом мире. Сам Господь Иисус так заповедал.
    Он хвалит тех, кто умножает данные им таланты, и осуждает ленивцев, которые таланты свои закапывают. Свое время на земле Он называет службой и говорит, что не пришел, чтобы Ему служили, но чтобы Он служил. Он берет в пример Отца Своего Небесного и говорит: что Отец Мой делает, то и Я делаю. Делайте, пока свет с вами, - повелевает Он Своим ученикам.
    Какой же стыд человеку, когда в пример трудолюбия дается ему муравей, одна безсловесная тварь! Но когда человек не может разглядеть трудолюбие Бога, то нужно обратить его внимание хотя бы на муравья. Муравей целое лето трудится, чтобы приготовиться к зимовью. Готовимся ли мы, братья, к зимовью, которое мы откроем для себя со своей смертью? Да не явимся с пустыми руками перед Тем, Кто нам полной мерой дает в этой жизни!
    Лень один из самых тяжких грехов. Ведь она умертвляет душу человека, ленивое тело есть гнездо пороков; ленивая душа - это собственность диавола.
    Господи всемогущий, Который есть весь мир и вся деятельность в то же время, избавь нас от пагубной лени и направь нас Духом Твоим Святым ко всем делам благим, ради спасения душ наших.

    Тебе слава и хвала во веки. Аминь.

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.