Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Рашско-Призренского и Косовско-Метохийского Артемия

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19
 
НЕБО НАД СЕРБИЕЙ

 

Святитель Николай Сербский

«Духовный сад»

(Главы из книги)

    Почему всегда так много говорится о муках святых людей и святых жен? Потому что святыми считаются только победители; а разве кто-то может быть победителем без борьбы, мук и страданий? И в обычном земном сражении никто не считается победителем или героем, если он никогда не был в борьбе и если мало мучился или страдал. Тем более в духовном сражении, где познается истина, самосохранение не просто не помогает, но мешает. Кто не имеет борьбы ради Христа против мира, против диавола, против себя, как может считаться воином Христовым? Как может считаться Христовым сопобедителем? О своей удивительной борьбе говорила св. Мария Египетская старцу Зосиме: «Семнадцать лет провела я в пустыне, борясь со своими блудными похотями, как с лютыми зверями. Желала есть мясо и рыбу, что в обилии имела в Мисире. Желала пить вино, но не имела даже воды. Желала петь разгульные песни... И плакала, и била себя в грудь. Молила Пресвятую Богородицу отогнать от меня все эти помыслы. И когда довольно долго плакала, то увидела свет, сияющий вокруг меня, и исполнила меня чудесная тишина».

* * *

    Кто прославляет Бога, того Бог прославляет. Жития Святых - наглядный тому пример. Св. Иосиф Песнописец прославил Бога и делом, и страданием, и песнопениями. А Бог его прославил и при жизни, и после смерти. При жизни явился ему свт. Николай и освободил его из темницы. А когда св. Иосиф размышлял, написать ли ему канон св. ап. Варфоломею, то явился ему этот св. Апостол, одетый в белые одежды, и сказал Иосифу, что Богу угодно, чтобы он написал этот канон. Когда Иосиф упокоился, то прознал один гражданин из Царьграда о славе, которой Бог прославил угодника Своего. Тот человек пришел было в церковь св. Феодора Фанерота, чтобы помолиться этому Святому о том, чтобы тот открыл ему, где скрывается один его беглый слуга. Ведь св. Феодор был известен в народе своей помощью в отыскании чего-либо потерянного или украденного, отчего и был прозван Фанерот (открыватель). Три дня и три ночи молился человек, и когда не получил никакого ответа, собрался было идти домой. В тот час явился ему св. Феодор в видении и сказал: «Что сердишься, человек? Иосиф Песнописец расставался душой с телом, и мы были с ним, а когда он упокоился этой ночью, то все мы, которых он воспевал песнями, проводили душу его на небеса и перед лицем Божиим поставили. Поэтому с опозданием тебе являюсь».

О Церкви тела Господня

Разорите Церковь сию,
и треми деньми воздвигну ю.

(Ин. 2, 19)

    Так Господь говорил злобным евреям о Церкви тела Своего. Но так как злобным не дано ничего понимать, так и евреи не разумели и надругались над Ним. Господь их за то не укорил, но то, что сказал, то и сбылось. Евреи разорили тело Его, а Он его воздвиг и вознес во славе и силе. Злобные казнили Бога разорением, а Бог укорил злобных созиданием. Злобным доставляет удовольствие показывать свою силу убийством, а Богу радость доставляет показывать свою силу оживлением. Нет ничего короче триумфа злобы, и ничего более вечного, чем торжество Истины.
    «Разрушьте храм сей», - Господь называет тело Свое Церковью. Та Церковь разрушена была и снесена в мрачный гроб, и тяжелым камнем был прегражден доступ света. Но той Церкви и не требовался солнечный свет; Она имела Свой свет, Свое солнце Правды, которое светило изнутри. Нежная небесная рука отвалила камень от гроба, и Господь встал во славе и в силе. То, что случилось однажды с Пречистым Телом Христовым, происходило позднее много раз с Церковью Святых на земле. Противники Церкви бездушно гнали и мучили Церковь, разрушали ее и хоронили во тьме. Но Церковь после таких истязаний и притеснений восставала в большей славе и силе. Как и Церковь Тела Его воскресшего, так в конце концов в полноте и совершенстве воскреснет и Церковь Святых Его. О, Воскресший Господи, не предай нас тленной и вечной смерти, но воскреси нас в жизнь безсмертную. Тебе слава и хвала во век. Аминь.

* * *

    Говорят, что Перикл был совсем лишен человеческой красоты и что голова его была похожа на длинную тыкву, так что если он появлялся без головного убора, то его вид вызывал у окружающих усмешку. Чтобы скрыть его недостаток, скульпторы изображали этого великого мужа с колпаком на голове. Если язычники знали, что надо скрывать недостатки своего ближнего, то что же мы, христиане, делаем?
    В почтительности друг друга предупреждайте (Рим. 12, 10), - наставляет апостол тех, кто придерживается Христа кроткого и пречистого. Почему мы каждый день отравляем воздух разговорами о чужих грехах и недостатках? Скрывать свою добродетель и чужой недостаток - вот главная мудрость духовная.

* * *

    Когда человек оторвет свой ум от земли и откроет его Богу с желанием угодить Богу, тогда ему Бог открывает волю Свою разными способами. Св. Петр Дамаскин пишет: «Если человек имеет всецелое намерение угодить Богу, то Бог учит его воле Своей или через мысли, или через некого человека, или через Святое Писание». Такой человек становится внимательным и осторожным и ожидает и изнутри, и снаружи наставления Божия. Для него перестают происходить случайности. И целый мир для него существует как десятиструнная арфа, которая не издает ни одного звука без перста Божиего.

О городе, который строится

Ибо не имеем здесь
постоянного града,
но ищем будущего.

(Евр. 13, 14)

    Не были ли, братья, Вавилон и Неневит великими чудными городами? Сегодня только ящерицы разгуливают по их пыльным развалинам. И Мемфис, и Теба не были ли гордостью фараонов и книжных людей? Сегодня трудно найти место, где эти города находились.
   Но оставим города из камня и кирпича; поглядим-ка на города из крови, мяса и костей. Люди дольше и бережливее строят город своего тела, чем крепости и соборы. По восемьдесят и по сто лет люди строят города тела своего, но в конце видят, что их труд напрасен: то, что строили с деннонощным страхом и заботой, превращается в прах во мгновенье ока. Чей рай телесный не разрушен? Ничей.
    Но оставим города телесные: посмотрим на города счастья, которые люди из поколения в поколение строят. Материал, из которого такие города строятся, есть веселье, сласть, имущество, власть, честь, слава. Где же эти города? Как паутина, опутывают они быстро людей, и как паутина, быстро рвутся и исчезают, делая счастливых несчастными. Воистину, мы здесь не имеем города, который бы остался. Поэтому мы ищем тот город, который будет. Тот город построен из духа, жизни и истины. Это город, которым владеет один только Господь Иисус Христос. Тот город называется Царством Небесным, безсмертной жизнью, двором ангелов, пристанищем святых, убежищем мучеников. В том городе нет разделения на добро и зло, но только единство добра. Все, что построено в том городе, построено навеки. Каждый кирпич в том городе остается цел навсегда и навечно. А кирпичи эти - живые ангелы и люди. На престоле в том городе сидит и царствует воскресший Господь Иисус Христос. О, Господи воскресший, избавь нас от руин времени и введи нас милостиво в Твой город Небесный.
    Тебе слава и хвала во век. Аминь.

* * *

    «Ожидаю для себя тысячу смертей», - так писал свт. Афанасий Великий своей пастве в Мисире во время страшной арианской ереси. Так может сказать о себе всякий духовный человек, который духом провидит сеть, в которой всякая человеческая душа находится на этом свете. Чем человек духовнее, тем сеть эта плотнее. Такова воля Божия, чтобы самые духовные спасались самым тесным путем. И сам Псалмопевец говорит: «Многие скорби праведнику». Но в конце всего - победа и слава подобает праведнику. Нужно только вооружиться верой и терпением. Кто верует, тот понимает свои страдания. Кто покроется терпением, тот увидит победу и славу. Тому, кто любит Господа, и самый тесный путь кажется просторным, и самые большие муки - легкое иго, и самая лютая смерть - радость брачная.

Перевод с сербского
Екатерины Василевич

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.