Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Рашско-Призренского и Косовско-Метохийского Артемия

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
 
ОБЛИЧИТЕЛЬНОЕ БОГОСЛОВИЕ

 

Древо познается по плодам

Иеромонах Симеон (Сарычев)

Проповедь Православия миру

    Великие почести наследуют доблестные воины, безстрашно сражавшиеся на поле битвы. В их честь воздвигают памятники, слагают в народе песни и стихи - слава героизму и мужеству. Если такого почитания удостаиваются земные воины, то насколько большей похвалы заслуживают воины Небесного Полководца-Христа, сразившие мечем уст своих многоразличные ереси. Они благодатию Духа Святаго обратили в бегство коварного диавола - отца всякой неправды. Они не дали и малой поблажки заклятому врагу, но во всем явили верность Христу.
    Не буду есть мяса вовек, - говорит апостол Павел, - если идоло-жертвенное смущает брата моего (1 Кор. 8, 13). Не сказал: «не буду вкушать только идоложертвенного», но вообще «мяса», чтобы не допустить и малого соблазна ближнему. И в другом месте говорит: умоляю вас: подражайте мне, как я Христу (Там же. 4, 16). Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас (Флп. 3, 17).
    Так совершали свой путь спасения доблестные воины - Святые Отцы, «которые, хотя во всем другом [были] мирны и умеренны, - говорит свт. Григорий Богослов, - однако же не могли перенести с кротостью, когда молчанием предается Бог, и даже делались при этом весьма браннолюбивыми и неодолимыми (ибо таков жар ревности), и готовы скорее ниспровергнуть чего не должно, нежели пренебречь должным»1.
    Благоговея пред апостольским учением, святые несли свидетельство Истины миру. Будучи просвещаемы от Духа Святаго, провидели они, что в последние времена умножатся лжеучения, которые станут более изощренными, так что соблазнятся даже избранные, и потому предупреждали чад своих о духовной язве последнего времени - равнодушии (индифферентизме).
    Индифферентизм в вере - враг Истины. Он способен поколебать даже умы тех, кто искренне желает послужить Богу, а потому всякое общение с упорствующими еретиками отцы признавали великим отступлением. «Имеющий общение с еретиками, - пишет свт. Иоанн Златоуст, - хотя бы в жизни своей следовал житию безплотных, чуждым себя творит Владыке Христу..»
    Наступает время, когда все чаще слышны разговоры о том, что надо быть снисходительными к еретикам, что любезное обращение с ними может привести их в лоно Православной Церкви. Но на деле мы видим иное: общение с отступниками от Христа еще более утверждает их в ереси. И потому каждый, кто проявляет мнимую любовь к хулителям Истины, сам становится хулителем Истины. «[Ведь] отречение от Бога, - говорит свт. Григорий Богослов, - бывает двоякое: одно - словом, другое - делом. Смотри, чтобы не уловил тебя враг: он непрестанно угрожает тебе тайными падениями».
    Но где грань? Где золотая середина в отношении к инославным и еретикам?
    Она заключается в любви, то есть в обращении их в Православную веру. Апостол Иаков говорит: Пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов (Иак. 5, 20). Нередко же враг спасения под образчиком любви улавливает в свои сети неразумных, которые, оказывая внимание и дружескую встречу еретику, утверждают его в своей ереси. Однако эти проповедники «любви» нередко с яростью набрасываются на своих братьев, ревнующих об Истине.
    Принимая с почестями еретиков в доме своем, они нисколько не заботятся о немощных, которые легко заражаются ложными взглядами, а затем, ссылаясь на «опыт» своих нерадивых наставников, проповедуют терпимость к предательству и ереси. Ибо для немощных в вере огромную роль играет авторитет людей, имеющих высокое положение в Церкви.
    Но даже равноангельское житие не угодно Богу, если оно сопряжено с еретическими воззрениями, которые являются ни чем иным как отречением от Христа. Да не послушаем тех, кто, ссылаясь на апостола Павла (см.: 2 Фес. 3), говорит, что отречение от Христа и поклонение антихристу будет лишь тогда, когда воссядет сын погибели в православном храме. Воссядет, но не у нас, а как говорит преп. Иоанн Дамаскин: «В церкви Божией - не в нашей, но в древней, иудейской; ибо он [антихрист] придет не к нам, но к иудеям; не за Христа, но против Христа и христиан; почему и называется антихристом». И главная задача его - исказить и уничтожить веру Православную, чтобы, примирив ее с антихристианскими мирскими властями и другими религиозными течениями, понудить земную Церковь войти в пантеон еретических церквей единого правителя экуменизма.

Экуменизм

    Экуменизм - это движение за сосуществование и единение всех христианских верований, официально образовавшееся в начале XX в.2, декларирующее своей главной целью содружество всех христиан независимо от их принадлежности к конфессии и догматическим особенностям. Начало экуменическому движению положила международная масонская организация YMCA («Христианской ассоциации молодых людей»). Генеральный секретарь, основатель YMCA и одновременно почетный президент Всемирного Совета Церквей (ВСЦ), масон 30 градуса Дж. Мотт (1865-1955) являлся также американским дипломатом. В течение долгих лет он исполнял сложные поручения правительства США. Президент Вильсон назвал Мотта «наиболее полезным человеком» для пропаганды масонских идей.
    В 1946 г. в журнале «Le Tеmple» масоны писали: «Проблема, выдвинутая проектом объединения церквей, <...> немало обязана нашему ордену <...> При возникновении первых экуменических конгрессов вмешательство наших англо-саксонских скандинавских братьев было определяющим, и их деятельность была неустанно направлена на организацию так называемого христианского единства»3.
    Политика объединения имеет два основных направления, неразрывно связанных между собой:
    1) объединение всех стран в единое мировое государство, при этом наименования территорий бывших суверенных государств могут оставаться прежними;
    2) объединение всех исповеданий в единую религию экуменизма, оставляя при этом традиционную обрядовость и лишь добиваясь мирного сосуществования и утверждения лжеучения, что можно спастись и в других исповеданиях, так как все религии служат единому Богу.
    После Первой мировой войны для воплощения этих идей были созданы: ЛН (Лига Наций), а в феврале 1938 г. ВСМД (Всемирный Союз Международной Дружбы посредством церквей), который базировался в том же помещении, где и ЛН. После Второй мировой войны эти влиятельные структуры сменились на наиболее мощные: ООН и ВСЦ.
    Еще в конце XIX в. некоторые богословы стали высказывать мнение, что на Западе не знают Православия, и потому ими выдвигалась идея межконфессионального диалога, необходимого для проповеди православного учения. Это и стало аргументом в оправдание участия православных во всех экуменических шабашах4.
    Но о каком Православии узнал теперь Запад? Там всегда были уверены в строгости и невозможности примирения Православной веры с еретическими учениями, теперь же еретики узнали новое, обновленческое «православие», готовое идти на компромиссы не только в канонах, но и в догматах.

«Диалог» с латинянами

    Всякое древо познается по плодам (см.: Мф. 7, 17), и всякий источник определяется по вкусу. Известны плоды проповеди апостольской, когда, обойдя весь мир, простые рыбари обрели для Царствия Небесного многие тысячи душ. Но такие ли плоды у экуменического движения? За сорок с лишним лет участия «православных» в экуменическом движении практически нет случаев обращения в Православие. Напротив, мы имеем свидетельство того, что некоторыми иерархами стали пресекаться благие намерения священнослужителей обратить в Православие еретиков-католиков. Сама добродетель обращения отпавшего от Истины получила оскорбительное название «прозелетизм».
    Разговоры об объединении православных и католиков возникли еще в 40-х гг. XIX в., когда либеральные латиняне из поляков и хорватов высказывали свои недовольства относительно папизма и искали поддержки. Но более открыто о присоединении Православия к римскому престолу латиняне стали говорить после I ватиканского собора (1870 г.), на котором паписты утвердили догмат о непогрешимости римского епископа.
    Это событие разделило латинских епископов уже на самом «соборе». Против формулировки «папа - человеческий бог и божественный человек» дважды выступал хорватский «епископ» Йосип Юрай Штросмайер, который, в конце концов, вместе с другими «епископами» покинул «собор» и не участвовал в голосовании5. В результате на Западе возникло антипапское движение старокатоликов. Догмат о непогрешимости римского епископа не приняли также кардиналы Вены и Праги, примас Венгрии, а латинские преподаватели университетов Фрейбурга, Мюнхена, Бреславля, Бонна созвали конференцию, на которой выступили с резкой критикой нового «догмата».
    Одним из активных противников папизма был профессор истории Церкви Мюнхенского университета Игнатий Деллингер, который и возглавил движение старокатоликов. В сентябре 1871 г. в Мюнхене состоялся первый конгресс, на котором присутствовал и экстраординарный профессор православного богословия Санкт-Петербургской Духовной академии И.Т. Осинин. «Они [старокатолики] видели в моем присутствии признак небывалого еще сочувствия со стороны Русской Церкви к церковным нуждам и вопросам Запада, - писал профессор, оправдывая свое нарушение правил. - Они видели в моем приезде залог будущего сближения Церквей»6.
Осинин стал одним из сторонников объединения старокатоликов с Православной Церковью. На торжественном собрании СПДА 17 февраля 1872 г. он высказал мнение, что «соединение Церквей является одним из важнейших событий современности». Однако никакого «соединения» в церковной практике не существует. Церковь знает лишь присоединение раскольников и еретиков. Соединение же является новой формой, упраздняющей догмат о непогрешимости Православной Церкви. Ведь получается, что Церковь согрешила, разделившись на части.
    Обновленческая профессура переняла высказывания либеральных латинских богословов, что виной разделения Церкви являются человеческие распри, а не догматические разногласия7.
    Так зародилось новое антицерковное «богословие», которое поддерживалось масонами на протяжении всего ХХ в. Стремление к восстановлению единства, которое Церковь, по сути, никогда и не утрачивала, помрачило разум многих профессоров-богословов. Последователи Осинина утверждали, что ортодоксальное богословие устарело и необходимо распространение «здравых понятий» о Православии в обществе. Их влечение к новизне выразилось также в стремлении заявить католикам и протестантам о том, что восточное богословие неконсервативно, что оно так же идет в ногу со временем, как и западное. Еще при Осинине образовывается Петербургский отдел Общества любителей духовного просвещения, якобы для сближения светского общества и духовенства. Действительной же целью этого общества было стремление объединить латинян и Православных в единую либеральную «церковь».
    Среди сторонников Осинина были прот. И.Л. Янышев, генерал А.А. Киреев и священник из Висбадена А. В. Точилов, ставшие делегатами второго конгресса старокатоликов, состоявшегося в Кельне 20-22 сентября 1872 г. На этом конгрессе была создана специальная комиссия «богословов» по подготовке условий для объединения. Однако такая предательская идея не нашла сочувствия в Священном Синоде Русской Православной Церкви в виду своей антиканонической направленности и потому была отклонена. Каноническое право повелевает принимать отпавших от Истины по определенным на то правилам, а не объединяться с ними. Даже сам по себе вопрос об объединении с какой-либо конфессией, будь то еретическая или раскольническая, ставиться не может.
    Только почти через 20 лет, когда на Петербургскую кафедру был поставлен митрополит Палладий, сочувственно относившийся к реформаторским идеям профессора Осинина, антиправославное движение за объединение православных и латинян снова стало набирать силу.
    На конгресс в Люцерне в 1892 г. прибыли все те же А.А. Киреев, протопресвитер И.Л. Янышев, ставший теперь ректором Санкт-Петербургской Духовной академии, и протоиерей А.П. Мальцев. Люцернский конгресс постановил открыть в университете Берна богословский факультет, где обучались бы старокатолики, англикане и православные, и там же основать общехристианский богословский журнал. Этот журнал получил название «Международное богословское обозрение». Из наших соотечественников особенно часто печатались в нем профессора-либералы В.А. Светлов, В.А. Соколов, А.Д. Беляев, А.П. Мальцев, Иванцов-Платонов, А.А. Киреев, В.В. Болотов, С. С. Глаголев и прочие богословы-отступники, которые, заразившись новой пан-ересью, стремились сгладить все разногласия по догматическим и каноническим вопросам.


    1 Ср.: Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Т. I, сл. 21, похвальное Афанасию Великому, архиепископу Александрийскому, С. 319.
    2 Датой образования экуменического движения принято считать 1920 г., когда состоялась первая экуменическая конференция в С.-Батемберге, в Швейцарии.
   3 Объединение церквей // Le Temple (официальный орган франкмасонства Шотландского ритуала, названный в память Тамплиеров). № 3, сент.-окт. 1946.
    4 В 1961 г. вопреки народной воле кучка обновленчески настроенных иерархов РПЦ МП заключила предательский договор с ВСЦ и вошла в состав этой масонской организации.
    5 Точилов А. Протесты в Германии и Австрии против нового догмата о папской непогрешимости и его последствиях// Христианское чтение. СПб., 1871. Ч. I. С. 941-977.
    6 Речь проф. И.Т. Осинина на торжественном собрании СПб. Духовной академии 17 февраля 1872 г. // Христианское чтение. 1872.
    7 Единство Церкви никогда не нарушалось и нарушиться не может. Таково Православное исповедание. Еретики не разделили Церковь, а отделились от нее. Церковь свята, непорочна и нераздельна (ср.: Еф. 5, 27).


Плоды экуменического древа
М., 2005. С. 411-450
Продолжение в след. номере

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.