Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Рашско-Призренского и Косовско-Метохийского Артемия

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
 
ОСТОРОЖНО, ЕРЕСЬ

 

РЕВНОСТЬ И... ПРОВОКАЦИЯ?

 Письмо в редакцию

    
Уважаемый редактор газеты «Дух христианина» Дмитрий Дмитриевич, здравствуйте!
    Пишет Вам р. Б. Ольга из г. Минусинска, со скорбью и возмущением, в надежде на Вашу помощь на страницах газеты. В мое письмо вложены два «послания схимонаха Максима», которые очень активно распространяются среди моих знакомых. Ходят также книжки «О десяти рогах и семи головах», «О сотворении мира и о последних временах», «Прозрение» - того же Максима и иже с ним. Из них я для ознакомления прочла «О сотворении мира...» (около 70 стр.)
    Моя скорбь заключается в том, что близкий и дорогой для меня человек искренне поверил всей этой лжи и с жаром принялся «просвещать» всех окружающих. Люди наших взглядов - отказывающиеся от новых паспортов и ИНН - относятся к этим писаниям схим. Максима поразительно доверчиво. Причем это люди с высшим образованием, а у меня только 10 классов школы (дальше я пошла в Церковь служить псаломщиком), и мои возражения слушать совершенно не хотят. Поэтому и обращаюсь к Вам в газету - ведь у Вас есть возможность узнать мнения и у архиереев православных, таких как владыка Диомид, и других. Пожалуйста, напечатайте в газете отзыв об этом «учении», т.к. оно является великим соблазном для православных, и можно ли молчать при виде зарождения явной новой ереси?
    По-моему, это либо ересь с жидовскими корнями, либо страшная провокация, хитрее которой и придумать трудно, чтобы опорочить движение против глобализации. В книге «О сотворении мира...» дается вначале длинный-длинный пересказ ветхозаветной истории с произвольными добавлениями и вставками (например, что, изгоняя Адама и Еву из рая, Господь сказал: «Что достается человеку даром, того он не ценит»), на мой взгляд, все очень безграмотно, по слову апостола, какие-то «бабьи басни» рассказываются. И везде вставляются замечания, подобные этому: «Вот, мои дорогие, видите, Ною никто не верил, так и Максиму никто не верит, а ведь если ему не поверят, то в ад пойдут». И через каждую страничку обязательно вот так на мозги капают. Наконец, к концу брошюры добираются до сути: оказывается, что пророчество Даниила о седьминах относится к Новозаветной Жертве, что она в таком-то году упразднится везде, и приводятся вычисления, указывающие на 2004 г. При этом несколько раз в тексте всплывает утверждение, что Ветхий Завет и Ветхозаветные жертвы никто не отменял, но только, мол, эти жертвы надо понимать в духовном смысле - в смысле утренних и вечерних молитв.
    Вот из этого я и делаю вывод, что это какое-то жидовское учение. Ведь, согласно православному учению, в Даниловом пророчестве говорится об упразднении Ветхозаветных жертв Крестной смертью Спасителя, те жертвы были прообразом Крестных страданий Господа. А жидовствующим ведь это не нравится, вот они и перевернули все - теперь, значит, их жертвы никто не отменял, а Безкровная Жертва Христа упразднилась.
    Дальше ведется речь о словах Господа: Аз есмь с вами до скончания века (Мф. 28, 20). Толкуется так: до скончания века, а скончание века наступило... в 2004 г. Ловко? А как же теперь спастись вообще - объясняется так: «Господь, сказано, будет с нами „до скончания века", а Дух Святый будет с нами „вовек"» (см.: Ин. 14, 16). Т.е. Причастия не будет, оно возьмется на небо, а христиане будут спасаться только Духом Святым.
    Это толкование очень тяготеет к нынешним харизматическим неопятидесятническим движениям, не правда ли? (Вы писали о них).
    Еще перетолковываются слова Господа: Если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, - не верьте. <...> если скажут вам: вот, Он в пустыне, - не выходите; вот, Он в потаенных комнатах, - не верьте (Мф. 24, 23, 26). Авторы объясняют эти слова так: «Нигде не будет Безкровной Жертвы, по всей земле, не ищите и не гоняйтесь». А то, что в храмах совершаются Литургии, и люди причащаются - это все хулится, Святое Причастие хулится, не буду повторять как.
    Привлекаются для доказательства и слова св. Лаврентия Черниговского. У него действительно есть предсказание о том, что в антихристовы времена храмы будут, но ходить в них нельзя, т.к. там не будет Безкровной Жертвы. Но это ведь говорится про еретические храмы, а не про то, что Церковь повсеместно погибнет.
    Максимово учение - это всеразрушающий, всеотрицающий нигилизм, странным образом сочетающий в себе какую-то бабскую безграмотность и хитрое истолкование Писания. И еще обращает на себя внимание то, что автор тщательно скрывается: в конце книжки дается адрес для писем, но с оговоркой, что это адрес «человека, не имеющего к учению никакого отношения, который ради Христа все письма передаст адресату» .
    Если это не провокация, то какое-то новое погибельное лжеучение, специально направленное на то, чтобы в последние времена лишить людей единственной твердой опоры - Причастия, веры в Церковь. На эту тему можно много написать, но и без меня известно, что искать духовного укрепления больше негде. Если и все епископы впадут в открытый экуменизм, примут чипы-начертания, все равно хоть один епископ останется верным, и вокруг него сохранится Церковь. Все должны в это верить, так в Символе Веры написано, в догмате веры о Святой Апостольской Церкви.
    Уважаемый Дмитрий Дмитриевич! Простите меня за многословие и за безпокойство. Ваша газета - простая, понятная, издается по благословению православного архиерея, поэтому она имеет вес среди людей. Очень прошу Вас, напечатайте какое-нибудь предупреждение для православных, чтобы они не были такими доверчивыми и относились ко всяким новым учениям с рассуждением и осторожностью, т.к. сетей сейчас много расставлено, в том числе и это максимово учение. Может, и самого-то схим. Максима никакого нет, а просто какая-то группа людей затеяла такую провокацию. Времена сейчас тяжелые, надо быть бдительными.
    Помогите ради Бога нам, попросите православных священников высказать свое авторитетное мнение и разоблачить ересь.
    Простите ради Бога, до свидания, с уважением, р. Б. Ольга

* * *

    Мы попросили ответить на вопросы о записках схимонаха Максима священника Александра Орлова.

    О. Александр, как, на Ваш взгляд, необходимо относиться к запискам схимонаха Максима?
    - Я бы советовал относиться с большой осторожностью, как к запискам человека, отступившего от Церкви Божией. Надо не забывать, что враг всегда старается наносить удары по верующим христианам со всех сторон, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Петр. 5, 8), - говорит апостол Петр. Безусловно, ревность о чистоте Православного Учения - доброе дело, и Святые Отцы, по слову свт. Григория Богослова, «хотя во всем другом мирны и умеренны, однако же не могут пренесть с кротостью, когда молчанием предается Бог, и даже делаются при этом весьма браннолюбивыми и неодолимыми (ибо таков жар ревности), и готовы скорее ниспровергнуть чего не должно нежели пренебречь должным» (Слово хвальное Афанасию Великому, архиепископу Александрийскому).
    Но в то же время необходимо благоразумие, чтобы, увлекшись борьбой, самому не отпасть от соблюдения заповедей Божиих.

    А что, бывает и такое?
    - К сожалению. Если душа еще не окрепла в молитве, то она легко может подвергнуться нападению со стороны лукавого, который знает наши слабые места и старается бить по старым страстям. Нельзя ни в коем случае, ни под каким предлогом оставлять молитву, а стараться как можно чаще и усерднее упражняться в молитвословии. Неслучайно преп. Ефрем Сирин говорит, что в последние времена «много найдется <...> людей, благоугодивших Богу, которым в горах и в местах пустынных можно будет спастись многими молитвами и невыносимым плачем. Ибо Святой Бог, видя их несказанные слезы и искреннюю веру, умилосердится над ними, как нежный отец, и соблюдет их там, где они укроются...» (Слово о втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа). Поэтому во всем нам отцы заповедали выбирать золотую середину, идти средним путем.

    А как определить этот средний путь?
    - Необходимо во всем следовать заповедям Христа, каждый свой шаг сверять со Священным Писанием и учением Святых Отцов. Это и есть средний путь. Как было в истории Церкви, когда «вселукавый, посеяв в Церкви Христовой семена еретических плевел, и видя, яко оне мечем Духа посекаются из корени, вступив на другой путь козней, покушается безумием раскольников разсекати тело Христово. Но и сей его навет совершенно воспрещая, святый Собор определил ныне: аще который пресвитер или диакон, по некоторым обвинениям, зазрев своего епископа, прежде Соборного исследования и рассмотрения, и совершенного осуждения его, дерзнет отступити от общения с ним, и не будет возносити имя его в священных молитвах на литургиях, по церковному преданию: таковый да подвергнется извержению, и да лишится всякия священническия чести. Ибо поставленный в чине пресвитера и восхищающий себе суд, митрополитам предоставленный, и, прежде суда, сам собою осуждати своего отца и епископа усиливающийся, не достоин ни чести ниже наименования пресвитера. Последующие же таковому, аще суть некие от священных, такожде да лишены будут своея чести: аще же монахи или миряне, да отлучатся вовсе от Церкви, доколе не отвергутся сообщения с раскольниками и не обратятся к своему епископу» (13-е правило Двукратного Собора).

    Необходимо оставаться в Церкви несмотря ни на что?
    - Этот же святой Собор в 15-м правиле говорит: «...отделяющиеся от общения с предстоятелем ради некия ереси, осужденныя святыми Соборами или отцами, когда то есть он проповедует ересь всенародно и учит оной открыто в церкви, таковые аще и оградят себя от общения с глаголемым епископом прежде Соборного рассмотрения, не токмо не подлежат положенной правилами епитимий, но и достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство Церкви, но потщились охранити Церковь от расколов и разделений».
    Это правило разрешает прервать общение с предстоятелем, проповедующим ересь, всенародно преждеосужденную соборами или Святыми Отцами. Но, прервав общение с еретиком, человек не должен уходить из Церкви в какое-либо раскольническое общество. Он должен оставаться в Церкви и в ней исповедовать Истину, как делали это прежде бывшие преп. Максим исповедник, свт. Марк Ефесский и другие.

    Расскажите о записках схимонаха Максима. В чем Вы видите их неправоту?
    - Я не берусь судить о схим. Максиме, поскольку я с ним лично не знаком. Известно лишь, что так называет себя некий Петр Кузнецов. Но первое, что сразу бросается в глаза - это значимость, с которой Максим пишет о себе и своих книгах: «...люди не хотят верить запискам Максима. Враг рода человеческого постарался преподнести Максима как самого заклятого врага верующих христиан за то, что Максим, по неизреченному Божиему милосердию, хотел и хочет предотвратить катастрофу человечества».
    Возникает вопрос: почему мы, православные, должны верить запискам какого-то Максима? У нас есть Священное Писание, где в книге Откровения святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова во всей полноте указаны признаки второго Пришествия Господа нашего Иисуса Христа и конца земного бытия. Причем Господь через Священное Писание говорит нам, что катастрофа неизбежна и более надо стремиться не предотвратить ее, а не поклониться антихристу через принятие его начертания. Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе! (Откр. 22, 20). А схим. Максим берет на себя миссию предотвратить катастрофу.
    Далее, я не согласен с ним в отношении его научных открытий относительно астрономии, где он утверждает, что земная ось отклонилась на 20%. Я не поленился проверить эти данные, и они оказались недействительными.
    Стремление запугать людей скорой погибелью планеты и указание точной даты катастрофы присуще иеговистам, последователям «белого братства» и прочим сектантам. Однако каждому воцерковленному христианину известно, что о дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец (Мк. 13, 32). Поэтому всякое «точное» предсказание конца света - ложно.
    Кроме того, Максим ставит свои пророчества в один ряд с пророчествами ветхозаветного Даниила. Это, конечно же, нескромно. Причем истолковывает их неправославно. Не так, как делали это Святые Отцы. Например, Максим считает, что под «прекращением жертвы» в словах пророка Даниила надо считать упразднение Святого Таинства Причастия. А преп. Иосиф Волоцкий говорит, что Пророк здесь упоминает о жертве ветхозаветной, которая прекратилась две тысячи лет назад.
    Также свободное толкование мы видим в отношении строительства третьего храма Соломона. Максим утверждает, что речь в пророчествах идет о строительстве храма Христа Спасителя, который уже построен турками. А свт. Андрей Кесарийский об этом пишет так: «Здесь говорится, что антихрист воссядет в храме Божием или иудейском, прежде Божественном, а потом разрушенном за дерзновенное отвержение Христа и по ожиданию богоборцев иудеев имеющем быть восстановленным антихристом...»
    Помимо этого, в записках схим. Максима присутствуют явные догматические ошибки: «Господь больше не может нести на Себе тяжесть наших грехов», - пишет он. А это означает, что незатейливым автором вольно или невольно попирается Догмат о всемогуществе Божием. Но на этом Максим, к сожалению, не останавливается. Он попирает и догмат о Церкви Христовой, говоря, что Церковь уже погибла, «стала блудницей, поэтому и оказалась оставленной». Но всем православным известно обетование Божие: Я создам Церковь Мою, - говорит Господь наш Иисус Христос, - и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18).

    Значит, учение Максима содержит в себе еретические мысли?
    - Могу сказать одно: записки его вредоносны, поскольку они содержат хулу на Господа и Его Церковь. Причем они компрометируют ревнителей, которые не желают принимать участия в строительстве единого мирового государства антихриста.
    «Всякая власть действует убеждением или принуждением», - говорит свт. Григорий Богослов. В наше время власти делают все, чтобы принудить народ вступить во всемирное сообщество через принятие электронных документов и всякого рода личных кодов и номеров.
    Допустим, что создатели паспорта случайно внесли на нечетные страницы этого документа виньетки в виде числа «666». Но вы посмотрите, сколько времени продолжается издевательство над людьми?! Неужели за десять лет нельзя было предложить православным ревнителям альтернативу? Ведь это так просто: напечатать документ, удостоверяющий личность, с учетом требований граждан, которых, по статистике, на сегодняшний день еще около 20 млн. человек.
    Тех, у кого старый паспорт (образца 1974 г.), сегодня делают отбросами общества. Они не могут ни продать, ни купить квартиру, не могут получить права или прописку, приобрести билет на автобус, на поезд или самолет, оформить доверенность у нотариуса и многое другое.
    Надо сказать правду. Мы видим разделение общества. Одни становятся гонимыми, другие гонителями, и чем дальше, тем давление на гонимых будет все более усиливаться. Это факт. Сейчас ведется повсеместная травля людей, не пожелавших взять документ, смущающий совесть. Их представляют психически больными, незаконно обзывают раскольниками, сектантами, экстремистами и прочими оскорбительными именами. На протяжении уже десяти лет они не могут быть полноправными гражданами своей страны. Разве это не предпосылки к началу гражданской войны, когда притеснения со стороны властей способны лишь вызвать недовольство в народе? Неужели уроки прошлого столетия так и не научили мудрости нынешних правителей, кричащих о справедливости и честности? Свт. Григорий Богослов сравнивает таких правителей с хамелеоном, который легко изменяет свой вид, принимая на себя все цвета, кроме белого.

    А что же духовенство, почему молчат священники?
    - Мы, священники, обязаны болеть за свою паству. Ведь пастырь по долгу службы должен оставить девяносто девять и пойти на поиски одной смущенной овцы. А чаще встречаешься с тем, что смущенных совестью просто изгоняют из храмов, чтобы не иметь проблем. А ведь мы перед рукоположением на Кресте и Евангелии давали клятву в том, что будем с усердием пасти стадо Христово. Надо не забывать об этом.

Беседовал
Дмитрий Морозов

    

Еретик Арий. Фреска

 

Наша обязанность - вслед за Церковью принимать ее учителей, а не вслед за учителями покидать веру Церкви

Преподобный Викентий Лиринский

    Авторитет апостолов

    Мы крайне должны бояться греха изменения веры и нарушения Православия <...>
    Всем известно, как сильно, как грозно, как жестоко поносит блаженный апостол Павел тех, которые с удивительным легкомыслием чрезвычайно скоро перешли от призвавшего их в благодать Христову к иному благовествованию, еже несть ино (Гал. 1, 6-7); кои избрали себе учителей по своим прихотям, отвращают слух от Истины, обратились к басням (см.: 2 Тим. 4, 3-4), подлежат осуждению за то, что отвергли прежнюю веру (см.: 1 Тим. 5, 12); коих обольстили те, о которых тот же Апостол пишет к римским братиям: молю же вы, братие, блюдитеся от творящих распри и раздоры, кроме учения, емуже вы научистеся, и уклонитеся от них. Таковии бо Господу нашему Иисусу Христу не работают, но своему чреву, и благими словесы и благословением прельщают сердца незлобивых (Рим. 16, 17-18). <...> Когда некоторые из них, странствуя с продажными заблуждениями своими по областям и городам, пришли также к галатам, и когда галаты, наслушавшись их, исполнились каким-то отвращением к Истине и <...> услаждались нечистотами еретической новизны, тогда Павел <...> с величайшей строгостью определил: но аще мы или Ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом, анафема да будет (Гал. 1, 8).
    Что значат слова его: но аще мы? Почему не сказал он: но аще аз? Вот что: хотя бы Петр, хотя бы Андрей, хотя бы Иоанн, хотя бы, наконец, весь сонм Апостолов благовестил вам что-нибудь такое, чего мы не благовестили, анафема да будет. Ужасная строгость! Чтобы утвердить непоколебимость прежней веры, Апостол не пощадил ни себя, ни прочих соапостолов!
    Мало того, он говорит: аще Ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом, анафема да будет. Ему недостаточно было для охранения однажды преданной веры упомянуть о существах человеческой природы, но он обнял также и ангельское превосходство! <...> Не то значит это, будто святые и небесные Ангелы могут погрешать; но вот что говорит он этим: если бы случилось даже невозможное, кто бы ни был тот, кто покусится изменить однажды преданную веру, анафема да будет! <...> В последующей речи он с великой силой внушает то же самое, повторяя сказанное: якоже предрекохом, и ныне паки глаголю: аще кто благовестит вам паче, еже приясте, - анафема да будет (Там же, 9), то есть отделен, отлучен, извержен, чтобы лютая зараза одной овцы не запятнала ядовитой заразою непорочного стада Христова. Это предписано, может быть, только галатам? Если так, то, значит, и далее упоминаемое в том же послании, именно: аще живем духом, духом и да ходим; не бывайте тщеславни, друг друга раздражающе, друг другу завидяще (Там же, 5, 25-26) и прочее, повелено тоже только галатам. Но это нелепо: нравственные заповеди эти равно обязательны всем. Значит, и указанное предостережение касательно веры равно относится ко всем же...
    Или, может быть, анафематствовать тех, которые возвестили бы то, что не было возвещено, повелевалось только в те времена, а ныне уже не повелевается? Если так, то выходит, что и следующее, сказанное там же Апостолом: глаголю же, духом ходите и похоти плотския не совершайте (Там же, 16), повелевалось только в те времена, а ныне уже не повелевается. Но думать так - нечестиво и вместе пагубно. А отсюда необходимо следует, что если последнее должно быть соблюдаемо во все времена, то узаконенное касательно неизменности веры постановлено также на все времена, <...> и анафематствовать тех, которые возвещают что-либо, кроме однажды принятого, всегда было должно, сейчас должно и всегда будет должно.
    А если так, то кто или столь дерзок, что возвестит что-нибудь такое, что не возвещено в Церкви, или столь легкомыслен, что примет что-нибудь такое, чего не принял от Церкви? Сосуд избранный (см.: Деян. 9, 15), учитель языков (см.: Гал. 2, 9), труба апостольская, провозвестник вселенский, таинник небесный - апостол Павел не один раз, но дважды, и всем, и навсегда, и повсюду громогласно вопит через писания свои: «Кто бы ни возвестил новое учение, да будет предан анафеме»!
    А с противоположной стороны какие-нибудь жабы, моськи, мухи издыхающие жужжат православным: «Мы учредители, мы начальники, мы истолкователи; осуждайте, что содержите, содержите, что осуждали, отвергайте древнюю веру, установления отцов, предания предков, и вместо их примите»... А что примите, страшусь выговорить; ибо все это так высокомерно, что, кажется, не только утверждать, но и опровергать этого нельзя не осквернивши себя...

Для чего Господь попускает некоторым высокопоставленным в Церкви лицам возвещать православным новое?

    Блаженный Моисей пишет во Второзаконии: аще востанет среди тебя пророк или соние видети глаголяй себе (Втор. 13, 1), то есть поставленный в Церкви учитель, которого ученики или слушатели его считают учащим по какому-то откровению. Что далее? И предречет, говорит, знамение и чудо, и сбудется сказанное им (см.: Там же, 1-2). Сим обозначается какой-то поистине великий и столь сведущий учитель, что последователи его считают не только познавшим человеческое, но и могущим предузнавать то, что выше человека... Что потом? И речет тебе, говорит: идем, и последуем богом иным, ихже не веси и послужим им (Там же, 2). Кто это боги иные, если не заблуждения чуждые, тебе не ведомые прежде, то есть новые и неслыханные? И послужим им, то есть поверим им, последуем им. Что, наконец? Да не послушаеши, говорит, глагол пророка того, или видящаго сон (Там же, 3). Почему же, скажи мне, не воспрещается Богом учить тому, что Богом же воспрещается слушать? Яко, - отвечает, - искушает вас Господь Бог ваш, да явно будет, аще любите Его, или нет, всем сердцем и всею душею вашею (Там же).
    Вот яснее дня стало видно, почему Промысл Божий попускает иногда некоторым учителям церковным возвещать новые какие-нибудь учения! Да искусит вас, - говорит, - Господь Бог ваш.
    И подлинно, большое искушение, когда тот, кого ты считаешь пророком, учеником пророческим, учителем и защитником Истины, кого ты весьма почтил и полюбил, вдруг скрытно вводит вредные заблуждения...

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.