Электронный вариант газеты «Дух христианина»

 

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
 
ТОТАЛИТАРНЫЕ СЕКТЫ

 

Диспут со «Свидетелями Иеговы»

Протоиерей Олег Стеняев

Продолжение. Начало в № 19 (61)

    6. ФОРМА КРЕСТА
(«Кол» или Крест)

    Сектант: Вы употребили слово «крест», но вам должно быть известно, что в греческом тексте Нового Завета это слово отсутствует. В переводе «Нового Мира» текст, где в первый раз в «греческих» Писаниях встречается слово, которое вы ошибочно переводите как «крест», дословно реконструируется так: И кто не принимает своего столба мучений и не следует за мной, не достоин меня (Мф. 10, 38 НМ). В греческо-русском словаре Вейсмана дается следующие объяснение этого слова - « кол, во множественном числе колья, частокол. В Новом Завете кол как орудие пытки или казни, особенно для рабов, на который сажали преступника или к которому пригвождали его; крест». Как видите, Христос был распят на столбе, а не на кресте.
    Православный: Я готов ответить и на этот ваш вопрос.
    Слово «крест» переводится и как «древо». Вейсман, как мы видим, признает перевод этого слова и как «крест». А какая форма была у этих кольев, мы сможем определить с помощью одного текста из Ветхого Завета. Но прежде, чем мы рассмотрим данный текст, я хочу напомнить вам слова ап. Павла: Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков (1 Кор. 10, 11). Здесь он говорит о том, что все, что происходило с ветхозаветными иудеями есть образы; а описано в «наставление нам», т. е. это ветхозаветные аллегории.
    Хочу напомнить вам известный прообраз: Иаков имел возлюбленного сына своего (Иосифа), которого он послал к своим другим детям, и свои не приняли его. Так сказано и о Христе: Пришел к своим, и свои Его не приняли (Ин. 1, 11). Братья продали Иосифа за сребреники, подобно как и Христа Иуда предал за серебро. В Египте Иосиф женится на египтянке и от этого брака рождаются два его сына, Манассия и Ефрем. Египтянка символизирует собою «церкви из язычников» (Рим. 16, 4), а Манассия и Ефрем - народы, произошедшие от Иафета и Хама. Как ап. Петр и говорил о них: некогда не народ, а ныне народ Божий: некогда непомилованные, а ныне помилованы (1 Петр. 2, 10). И мы знаем, что Иаков (отец), любя Иосифа (сына), называет не своих детей (Манассию и Ефрема) своими и вводит их в колена Израилевы. Как мы и прочитали об уверовавших из числа язычников: некогда не народ, а ныне народ Божий. Я думаю, что этот прообраз понятен и для вас.
    Сектант: Я понимаю эту библейскую аллегорию, но какое отношение она имеет к рассматриваемому вопросу о форме древа?
    Православный: Прямое!
    Но прежде я хочу задать вам вопрос, как язычники смогли стать христианами, что очистило и возвысило их до состояния чад Божиих? Как произошло это усыновление Богу, о котором сказано: А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» (Гал. 4, 6).
    Сектант: Кровь Христа искупила их и возвысила до состояния чад Божиих, но никак ни древо.
    Православный: Правильно. Кровь. Крест - есть орудие нашего спасения. Но вернемся к прообразу и посмотрим, как Иаков благословлял Манассию и Ефрема, усыновляя их, и здесь увидим символическое свидетельство о форме древа (Креста). Я прочитаю текст: И взял Иосиф обоих [сыновей своих], Ефрема в правую свою руку против левой Израиля, а Манассию в левую против правой Израиля, и подвел к нему. Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. С намерением положил он так руки свои, хотя Манассия был первенец» (Быт. 48, 13-14)1.
    Вот древнее свидетельство о форме Креста, таинственно явленное в символических действиях Иакова по отношению к обряду усыновления его внуков в этом ясном прообразе.
    Сектант: А вам не кажется, что в случае с Иаковом он просто поменял первенство братьев таким движением рук?
    Православный: Нет. Первенство Манассии не было изменено, об этом мы можем прочитать в Книге Иисуса Навина: И выпал жребий колену Манассии, так как он был первенец Иосифа (Нав. 17, 1). Так что слова «С намерением положил он так руки свои», надо понимать более аллегорически, и подобное объяснение я вам уже предложил.
    Сектант: Но как вам кажется, если бы Иисуса застрелили из пистолета, вы почитали бы пистолет?
    Православный: Я думаю, что такое сравнение неправомочно и граничит с кощунством. Крест - прежде всего Божий Жертвенник, на котором была принесена самая совершенная Жертва, Жертва Крови Сына Божия. Апостолы не стыдились Креста Христова. В новозаветных текстах оно встречается 27 раз. Ап. Павел писал: Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия (1 Кор. 1, 18) и еще: А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира (Гал. 6, 14). Как мы видим из этих текстов, проповедь о значимости Креста представлялась безумной только «для погибающих», спасаемые сами предпочитали «хвалиться разве только крестом Господа нашего».
    Сектант: Мы считаем, что выставлять столб Христов для чего-либо есть как позор для Христа: потому что они сами снова распинают на столбе Сына Бога и выставляют его на всеобщий позор (Евр. 6, 6 Н.М.).
    Православный: Здесь речь идет о нерадивых христианах, которые, будучи омыты в Крови Христовой, начали возвращаться к своим прежним грехам и поступкам. Выше сказано: Ибо невозможно - однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием... (Евр. 6, 4-6). Но вернемся к нашему вопросу о форме креста.
    Как вам кажется, сколько гвоздей было вбито в руки Спасителя?
    Сектант: Один гвоздь был вбит в соединенные руки в запястья. Руки были скрещены, одно запястье с другим и пробиты этим гвоздем.
    Православный: Давайте внимательно рассмотрим текст из Евангелия от Иоанна: Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин. 20, 25). Как видите, слово «гвоздь» в данном тексте использовано во множественном числе -«гвозди». В греческом варианте оно тоже употреблено во множественном числе - «????». Рассматривая иллюстрации к голгофским событиям в ваших изданиях, я и раньше замечал эту неточность. Кстати, в переводе «Нового мира» это слово в данном отрывке тоже приводится во множественном числе: он сказал им: Пока не увижу на его руках отметин от гвоздей (Ин. 20, 25 Н.М.).


    1С другой стороны, древнехристианский писатель-апологет, грек (носитель греческого языка), живший в первой половине II века, св. Иустин-мученик (105-166 гг. от Р.Х.), учил о форме Креста Христова: «Ибо рассмотрите все вещи в мире, устрояются ли без этой формы и может ли быть без них взаимная связь? По морю нельзя плавать, если на корабле не цел тот трофей, который называется парусом: земли нельзя орать без формы крестообразной... И наружный вид человека отличается от вида животных неразумных только тем, что он прям и имеет возможность протягивать руки, - и на своем лице имеет простирающийся ото лба так называемый нос, посредством которого совершается у животного дыхание, и который не другое что представляет, как фигуру креста. Об этом сказано пророком так: дыхание жизни нашей, помазанник (т. е. Христос) Господень (Плач. 4, 20) (Сочинения Святого Иустина философа и мученика, М.: Университетская типография, Страстной бульвар, 1892. С. 86-87). Нечто подобное сказано в «Октавии» Марка Минуция Феликса (жившего во 2 половине II в.): «Естественное подобие креста мы находим в корабле, когда он несется распустив паруса или подходит к берегу с простертыми веслами или... человек, когда он, распростерши руки, чистым умом возносит молитву к Богу, представляет собою образ креста» (Антология: Раннехристианские отцы церкви. Брюссель: Жизнь с Богом, 1978. С. 579).

Продолжение в след. номере

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.