Электронный вариант газеты «Дух христианина»

 

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
 
АКТУАЛЬНО

 

Православие - основа нравственности

Окончание. Начало

    В последующие эпохи историческая картина, бытовые сцены, портрет, пейзаж получили свое самостоятельное развитие. Художники, работавшие в этих жанрах, бывали атеистами, но опять же они не могли миновать систему координат, заданных двумя полюсами, - Богом и диаволом, между которыми идет безкомпромиссная и многовековая духовная борьба. Тематика картин художников-атеистов укладывается в определение мира, данное св. ап. Иоанном Богословом: Похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (1 Ин. 2, 16). А это, опять же, область владычества князя мира сего. Наконец, сегодня вырождение искусства без Бога получило свое окончательное завершение в абстракционизме, который является художественным выражением сатанизма.
    Недавно в столице состоялась выставка «Москва и москвичи». В экспозиции, например, был такой «шедевр» - умерших бомжей накрыли целлофановой пленкой и выставили как экспонат. Увидев этот кошмар, один мой знакомый задал мне вопрос: «Как это понимать?» Я ответил ему, что здесь нечего понимать, поскольку какое-либо положительное содержание отсутствует. Бог сотворил окружающий нас мир. Художник видит его красоту, она волнует его душу, он восхищается ею и изображает эту красоту Божиего мира. А абстракционист отрицает окружающий Христов мир. Он пытается создать антимир, прикрываясь фразами о свободе творчества, новом мышлении, о свободе самовыражения. Если почитать высказывания главы российского абстракционизма Казимира Малевича, автора скандально известной картины «Черный квадрат», то все становится на свои места. Он пишет: «Я хочу нарисовать такую форму, которой не существует на земле». Т.е. он ставил перед собой задачу изобразить антиформу. Христос создал этот мир в тех формах, которые мы видим. У антихриста же своя форма, противоположная Христовой, т.е. антиформа. Есть только две возможных идеологии - Христианство и антихристианство, мир и антимир, другого не дано. И каждый художник своим творчеством обязательно служит либо Христу, либо антихристу.

    Что Вы пытаетесь донести до людей своим творчеством?
    - Каждый художник пытается в своих картинах выразить свое отношение к жизни, свое мировоззрение, мировосприятие. По своему мировоззрению я православный христианин. Свое православное мировосприятие я пытаюсь донести до зрителя моих картин. Изобразительное искусство располагает для этого богатыми возможностями. Например, у меня есть две картины «Св. блгв. кн. Димитрий Донской» и «Мамай». Многие меня отговаривали писать Мамая, чтобы не содействовать этим его прославлению, а один священник сказал: «Если будешь его писать, то напиши так, чтобы у зрителя не возникло к нему симпатии». Можно было бы написать его таким зверем, как иногда изображают Мамая, но так получилось бы слишком откровенно. Поэтому я прибегнул к приему контраста и противопоставления героев. У меня св. Димитрий стоит на фоне строящейся Москвы, он освещен солнцем. Лицо мужественное, но доброе. Это идеал православного государя и полководца. Мамая я изобразил в сине-черных тонах. Он стоит на фоне хмурого неба с проблесками заката между облаков. Он, как комар, напившийся человеческой крови. Я не стал здесь прибегать к плакатности, которая выдает информацию в лоб, а привожу зрителя к определенному выводу при помощи отдельных изобразительных приемов.

Герой Куликовской битвы. Ратник Игнатий Стырь. 2001 г.

    В художественной школе учитель дал детям задание нарисовать злой одуванчик и добрый одуванчик, результаты получились неожиданные. В изображении злого одуванчика дети проявили большую изобретательность и фантазию, а добрые одуванчики получились очень вялыми и неинтересными. Сейчас дети лучше себе представляют зло, нежели добро.
    Вообще, человеку без внутреннего религиозного стержня невозможно разобраться в этом мире. Недавно по телевизору показывали передачу с участием скандально известного Бари Алибасова. Он задавал зрителям один и тот же вопрос: «Что такое хорошо» и «что такое плохо?» Большинство опрошенных не смогли на него вразумительно ответить. Принимая современную идеологию, человек уже неспособен разобраться в этом простом вопросе и объяснить его детям. Ибо основа любой нравственности - это религия, а для русского человека - Православие.
    Однажды на уроке у меня со студентами зашел разговор о сквернословии. Мы обсуждали телевизионную передачу, в которой диктор или актер ругались матом. Студенты спрашивают меня: «Почему нельзя?» Я говорю: «Если я с вами начну разговаривать матом, вам понравится?» Говорят: «Нет. Но есть же актеры, которые „культурно" ругаются матом». Без обращения к Закону Божию такие вещи объяснить невозможно.
    Я как-то беседовал с одной молодой девушкой, актрисой по профессии. Она сокрушалась, что у них все ругаются матом, вся среда такая, и ей тяжело там находиться. Она видела фильм, снятый Би-Би-Си, посвященный съемкам научного опыта. Ученый читал молитву, и под ее влиянием молекулы воды принимали правильную форму. Потом «воздействовал» на них матом, и они разрушались. Я говорю ей, чтоб уходила из этой среды, но она не может.

    Как Вы пришли к православному мировоззрению?
    - Когда я учился в Академии, предметы История Искусства и Композиция у нас вел проф. Н.Н. Третьяков. Эти простые, на первый взгляд, предметы он умел преподать так, что через них открыл перед нами мир Православия. Настолько серьезно, настолько профессионально это было подано, что, благодаря его урокам, мы получили ключ к пониманию мышления людей в XVI в. Николай Николаевич давал оценку всему - кино, художникам, искусству - через призму Православия. В то же время философию преподавал у нас доктор философских наук. Он давал нам материал без должной оценки, вроде и это правильно, и то. Но философ выглядел бледно по сравнению с Третьяковым. Николай Николаевич, кстати, отмечал, что тема «Искусство XX века», несмотря на множество работ, до сих пор не исследована. Все работы советских искусствоведов или западных написаны с неверных позиций, а необходимо этот вопрос изучать с точки зрения Православия.
    Кроме проф. Третьякова на меня оказал благотворное влияние Илья Сергеевич Глазунов. Его школа, подбор преподавательского состава, поездки по местам, связанным с историей нашего Отечества, встречи с ним - все это прививает студентам православное мировоззрение. Когда я учился в художественном училище, у нас ничего подобного не было. Чем выше уровень художника, тем ближе он подходит к черте, разделяющей Христианство и антихристианство, и становится либо на ту, либо на другую сторону.

    В советское время творчество художников-передвижников преподносилось как высшее достижение русского изобразительного искусства. Как Вы можете это прокомментировать ?
    - Дух первичен, форма вторична. Дух созидает себе форму. У передвижников дух антихристианский, за это их и превозносили в советское время. В этом они едины с абстракционистами. Но абстракционисты менее опасны, ибо любого нормального человека отталкивает от них сама форма выражения идеи. Передвижники же свое антихристианское мировоззрение облекли в форму классического реалистического искусства, чем многих ввели в заблуждение. Но встречались среди них действительно великие художники, которые не запятнали себя участием в общем антихристианском направлении.

    Как Вы оцениваете творчество Левитана?
    - Творчество Левитана довольно противоречиво. В нем присутствует определенная двойственность, некая червоточина, какое-то нытье. Это лучше видно через сопоставление его пейзажей с картинами Ивана Ивановича Шишкина. Мне очень нравится его картина «Среди долины ровныя стоит могучий дуб». Название взято из стихотворения Лермонтова, но это не иллюстрация к нему. Она просто переросла иллюстрацию и получила у Шишкина самостоятельное звучание. Русское поле, начинаясь на переднем плане, переходит в необозримые дали. Посредине его стоит мощный, раскидистый дуб. Он могуч, как былинный русский богатырь, как сам русский народ. Это образ Руси. Творчество Шишкина цельно, нет никаких противоречий, как у Левитана, который всю жизнь метался, не находил себе места.

    Говорят, свобода в наше государство пришла в 1991 г. Вы согласны с этим?
    - Тут важно уточнить: свобода от чего и для чего? Подлинная свобода - это свобода от греха. Господь сказал: Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха <...> Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин. 8, 34, 36). Верующий человек всегда свободен. Святые угодники Божий в полной мере обладали этой свободой. Сейчас свобода такова: ты можешь делать все, но в рамках дозволенного. Человек попал в некое культурно замаскированное рабство. Семьи разрушаются. Русские мужики пашут, не разгибаясь, с утра до вечера, зарабатывают деньги, платят за квартиру, за газ, свет, покупают еду. А потом опять бегут по заведенному кругу, как белка в колесе, и так до смерти. Это похоже на историю с веком Просвещения. Кого они просветили? Чтобы быть по-настоящему образованным, человеку достаточно знать Библию. А эти «просветители» посеяли в людях сомнение в истинности учения Слова Божия. Это глупость. Если человек верующий, он свободен при любых режимах. Вера делает человека свободным. Она внутри человека, это то, что невозможно у него отнять.

    Расскажите о своей последней картине.
    - Моя последняя работа называется «Красная площадь». Она написана в жанре художественного документализма. Красная площадь меня привлекла тем, что на ее ограниченном пространстве представлена вся наша история. Можно проследить, как наши предки от Православной веры пришли к государственному атеизму. Исторические эпохи воплощались в различные архитектурные памятники. Благоверный Царь Иоанн Васильевич IV возвел храм Василия Блаженного. Он освещен потоком солнечного света, пробившегося сквозь тучи взрывного неба. Рядом с ним контражуром стоит мавзолей в тени. Рядом Спасская башня Кремля с круглым циферблатом часов - кругом времени. Внизу ходят милиционеры, олицетворяя собой власть. С крыши Исторического музея за всем наблюдает видеокамера - символ присмотра за нами «большого брата». В картине дано много неба, которое символизирует Божий мир. Поток солнечного света, освещающий храм Василия Блаженного, помогает зрителю найти выход из этого исторического лабиринта.

    Каково Ваше отношение к глобализации?
    - Глобализм или мондиализм имеет свою идеологию так называемого «нового мирового порядка». Она нашла свое отражение и в изобразительном искусстве. Дух мондиализма создал себе соответствующую форму. Недавно в Москве проходила выставка американского изобразительного искусства. Были представлены экспонаты, начиная с XIX в. и кончая XXI в. В искусстве XIX в. чувствуется влияние Византии, Италии. В нем видны человеческие формы. Ближе к нашему времени человеческие формы исчезают, уступая место так называемому «актуальному искусству». Вот один из примеров: кусок остановки, тут же мотается лампочка, внизу какая-то красная жижа размазана. Это убийство искусства, уничтожение человеческой потребности в прекрасном.
    С детства человек познает жизнь, окружающий мир через символы. Даешь ребенку игрушку коровку, он говорит: «Му-му». Даешь ему кошечку, он говорит «мяу-мяу», собачку показываешь ему, он говорит: «Ав-ав». А покажи ему какой-либо «шедевр» «актуального искусства», например, трупы под целлофаном. Что они символизируют? Смерть. Дите испугается и заплачет. Вот вам здоровая реакция на глобализацию.

    Как Вы относитесь к экуменизму?
    - Экуменизм - это религиозная разновидность глобализма. Его аналог в изобразительном искусстве - авангардизм, а в современной мысли - философия абсурдизма. Это болезнь церковного организма, которая не позволяет Церкви задействовать все свои духовные ресурсы для помощи русскому народу, атакованному со всех сторон недругами и ненавистниками.

    В чем Вы видите для нашего народа и государства путь выхода из того кризиса, в котором они оказались?
    - Путь спасения я вижу в возвращении русского народа к Вере отцов - Православию. Если Церкви удастся справиться со своими внутренними проблемами, тогда она будет способна вывести из затянувшегося кризиса Российскую государственность и русский народ.

Беседовал
Александр Монахов

Казнь Пугачева. «Прости, народ православный». 2000 г.

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.