Электронный вариант газеты «Дух христианина»

 

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19
 
ТОТАЛИТАРНЫЕ СЕКТЫ

 

Диспут со «Свидетелями Иеговы»

Протоиерей Олег Стеняев

Продолжение. Начало в № 19 (61) 2007г.

IX. О крещении младенцев

    Сектант: Я хотел бы рассмотреть вопрос о крещении младенцев. Мы верим, что крещение может быть совершено только над достаточно взрослыми людьми, чтобы их можно было научить: А потому идите и подготавливайте учеников во всех народах, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа (Н.М. Мф. 28,19); И всем сердцем принявшие его слово крестились, и в тот день присоединилось около трех тысяч душ (Н.М. Деян. 2, 41). Крещаемый должен быть научен начаткам веры, также он должен сознательно выразить свое намерение о крещении перед Богом: И есть нечто подобное, спасающее теперь вас, крещение - не избавление от телесной грязи, а просьба к Богу о чистой совести, через воскресение Иисуса Христа (Н.М. 1 Петр. 3, 21). Все это невозможно для младенцев: ни научение, ни волеизъявление. Чем вы руководствуетесь, когда крестите детей?

    Православный: Прежде всего, мы исходим из того, что крещение несет в себе избавление от грехов, в котором нуждаются в том числе и дети. Сказано: Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю (1 Кор. 1, 16). Понятие «дом» в те времена было достаточно широким и вмещало в себя домочадцев, слуг и рабов с их семьями, как взрослых, так и детей. Как вы думаете, дети находятся под грехом?
    Сектант: Нет! Они не имеют на себе осознанных грехов. Библия учит, что дети святы: Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы (1 Кор. 7, 14). Они, дети, как мы видим, освящаются своими верующими родителями и не нуждаются в крещении. Тем более что крещение не снимает грехов. Сам Иисус крестился не для очищения грехов: Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его (1 Петр. 2, 22). Своими страданиями Он приводит нас к Богу, и никакие обряды не могут этого подменить или заменить: Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом (Там же. 3, 18). Вода не снимает грехи, а только Его Кровь: Но если ходим во свете, как и сам он во свете, то мы в общности друг с другом, и кровь Иисуса, Сына его, очищает нас от всякого греха (Н.М. 1 Ин. 1, 7).
    Православный: Дети все же имеют на себе грехи. Писание учит: Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня (Исх. 20, 5). Давид говорил: Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя (Пс. 50, 7). Очень часто в Библии говорится о том, что Господь наказывал детей наряду с взрослыми, например: и взяли в то время все города его, и предали заклятию все города, мужчин и женщин и детей, не оставили никого в живых (Втор. 2, 34). Поэтому отделять детей от проблем взрослых и рассматривать их отдельно достаточно легкомысленно. Сказано о равной ответственности перед законом и взрослых, и детей: ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя (Там же. 5, 14). Кстати, о поколении потопа сказано: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли (Быт. 6, 13). Никто из взрослых и детей, кроме семейства Ноя, не спасся. Опасность вызвать на себя гнев Божий есть у каждого человека, независимо от его возраста. И не заботиться о спасении детей - верх безпечности и неблагоразумия.
    А то, что именно в крещении мы приобщаемся искупительному действию Крови Христа, в Писании сказано достаточно много: Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои (Деян. 22, 16); Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов (Там же. 2, 38). Мы верим, что Кровь Христова была пролита во оставление грехов, как и сказано: ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 28). И не только в Таинстве Причастия, но и в Таинстве Крещения мы можем приобщаться к спасительному ее действию, о чем и прочитали выше.
    Я хочу спросить вас, как вы думаете, какое время было более спасительным и благодатным - ветхозаветное или новозаветное?
    Сектант: Конечно, новозаветное.
    Православный: Правильно. Как и сказано: Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа (Ин. 1, 17). Как вы думаете, когда легче войти в народ Божий: во дни Ветхого Завета, когда весть о спасении была открыта только одному народу, или во дни Нового Завета, когда правда Божия открывается всякому?
    Сектант: «Конечно, наше время более благоприятно для спасения. Но какое это отношение имеет к рассматриваемому вопросу?»
    Православный: Прямое. Ведь вы считаете, что с приходом в мир Христа Спасителя положение детей усугубилось.
    Сектант: Я об этом ничего ни говорил.
    Православный: Вам это только кажется. Давайте ответим на следующий вопрос: через какой обряд в новозаветные времена человек может войти в народ Божий?
    Сектант: Через Крещение.
    Православный: Хорошо. А в ветхозаветные времена, через какой обряд человек входил в общину Израиля, становился иудеем?
    Сектант: «Обрезание...»
    Православный: Отлично. А в каком возрасте человек мог быть обрезанным?
    Сектант: В 8-ми дневном...
    Православный: Это действительно именно так. Сказано: Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола (Быт. 17, 12).
    Итак, у вас получается, что в ветхозаветной общине Бога человек мог войти в сообщество Израиля будучи ребенком, а в новозаветное время положение детей усугубляется, и они не могут быть членами христианского собрания. Вас это не смущает?
    Сектант: Христос был и обрезан, и крещен. Непонятно, какое отношение имеет обрезание к Крещению, если это разные вещи и никакие параллели здесь невозможны.
    Православный: Очень даже возможны. Само Писание проводит эти параллели, когда говорит: В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении (Кол. 2, 11-12).
    Итак, обрезание, которое можно было совершать над восьмидневным ребенком, предвозвещало собою Крещение.
    Сектант: Но в Писании ясно сказано о крещении: Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16, 16). Как ребенок может веровать?
    Православный: За него веруют его крестные родители.
    Сектант: Разве один человек может веровать за другого?
    Православный: Может, и тому есть множество примеров из Писания. Например, вспомним случай со слугою сотника. Он был исцелен не своею личною верою, а верою самого сотника, как и сказано: И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час (Мф. 8, 13).
    Кстати, то слово, которое у нас переведено как «слуга», в греческом оригинале читается как «ребенок». Получается, что взрослый сотник верует за своего слугу, ребенка, и последний получает по его вере исцеление.
    Также примером может быть для нас случай с расслабленным, положенным на постели, где говорится о его друзьях, что, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои (Там же. 9, 2). Здесь, как в других случаях, Христос не обращает внимание на самого больного (который, похоже, был расслаблен не только телом, но и душою), а смотрит на веру его друзей и по их вере исцеляет его. Так что вы поспешили, сказав, что один человек не может веровать за другого.
    Теперь давайте внимательно прочитаем следующий текст: Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа (Деян. 2, 37-38). Обратим внимание на то, что, когда ап. Петр говорит «покайтесь», он не говорит «покайтесь все», как в случае, когда он говорит о крещении. Это значит, что он имеет в виду только тех, которые могут покаяться (т. е. взрослых). Малые дети не могут каяться. Но в случае, когда он говорит о крещении, он говорит «да крестится каждый из вас», имея в виду и взрослых, и детей. Ведь как мы установили, и дети, и взрослые находятся под грехом. И он (Петр) именно это имеет в виду, когда добавляет о крещении «...во имя Иисуса Христа для прощения грехов...» Далее он говорит еще более определенно ...и получите дар Святаго Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш (Там же, 38-39).
    А то, что Господь призывает не только взрослых, но и детей, Он Сам засвидетельствовал словами: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие (Мк. 10, 14).

Продолжение в след. номере


О святой воде

Епископ Рашско-Призренский Артемий

(из книги «Практическая веронаука»)

    Владыко, расскажите, пожалуйста, немного о святой воде. Как долго можно ее хранить? Чем Богоявленская вода отличается от святой воды, освящаемой в другие дни? Что делать с прошлогодней святой водой, если на Богоявлении уже освящена новая?
    Когда человек о чем-то говорит или спрашивает, то всегда можно быть уверенным в том, что все до конца рассказать невозможно. На этот вопрос я много раз отвечал, но, разумеется, как и в других случаях, мои ответы можно расширить и дополнить.
    В Церкви мы, епископы и священники, говоря о предметах нашей святой веры, часто не имеем представления о том, как мало наш народ знает о святой вере, и во время духовных бесед, предполагая в слушателях некий уровень духовного образования, иногда даже и не догадываемся, что люди нас просто не понимают. Поэтому очень хорошо, что вы задаете вопросы и таким образом рассеиваете возникающие недоумения. Слава Богу, скоро будет опубликована книга «Практическая веронаука», составленная из ответов на ваши вопросы.
    Святая вода, особенно Богоявленская, которую народ долго хранит по домам, может храниться неограниченное время. Как долго бы она ни стояла у вас, она не теряет своей освящающей благодати и не портится. Есть семьи, которые Богоявленскую воду хранят по тридцать и более лет, и каждый год они добавляют в сосуд новую воду, принесенную из церкви.
    Но вот серьезный вопрос: «Как поступать со „старой" святой водой?» В церковных книгах прямого ответа на это нет, следовательно, нет и строгого правила. Но есть народное предание, в котором своим порядком устанавливается Церковное благочестие. По этому народному обычаю или, скажем иначе, церковному преданию, если освящаемая на Богоявление вода не используется в течение года полностью, тогда остаток выливается, - обычно, в колодец, в реку или в цветы. Во всяком случае, в то место, где не может произойти ее попрание или осквернение. Святую воду, которую освящают в иные дни, следует пить ежедневно по утрам или перед едой, пока она не будет выпита вся. Вода освящается для того, чтобы душа освящалась, становясь храмом Духа Святого, ради достижения Жизни Вечной в Царстве Небесном. Мир вам и радость от Господа.

Перевод с сербского
Екатерины Василевич


Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.