Род - Семья - Отечество
Недавно у нас в редакции побывал директор Центра семейно-родовой культуры Шуринов Александр Сергеевич. Центр этот основан на базе Историко-Родословного Общества при Российском Дворянском Собрании и продолжает традиции Общества потомков участников Отечественной войны 1812 г. Александр Сергеевич рассказал нам об истории возникновения этого Общества:
- Об Обществе потомков участников Отечественной войны 1812 г. мало кто знает, и замечательно, что вы проявляете к нему интерес.
Это Общество явилось плодом творческих исканий Леонида Михайловича Савелова (1868-1947), основателя научной генеалогии в России, создателя и организатора нового направления в изучении общества, первого исследователя семейно-родовых и культурных традиций нашего народа, включающих в себя преемственность поколений.
Его труду принадлежит более 450-ти научных работ, в которых Леонид Михайлович исследует истоки самоотверженного служения Отечеству и победоносный дух русского народа, передаваемый из поколения в поколение. Сначала он изучил свою семью, потом занялся другими родами.
|
Леонид Михайлович Савелов |
Интерес ученого происходил от первоначального желания понять динамику развития общества. Его не занимали ни классовые противоречия, ни правовые особенности каждого слоя общества, а та последовательность в действии поколений, которая содержит в себе духовные традиции народа.
Он не делал различия между, скажем, купеческим родом, дворянским или крестьянским сословием. Каждое сословие обладало традициями, в которых честь рода, честь семьи, честь общины свято хранились. Каждое сословие воспитывало в сыновьях готовность защитить Отечество, готовило их к верному служению Царю и народу.
Знаете, среди офицеров была в те времена такая поговорка: «Сердце - даме, жизнь - Царю, душу - Богу, а честь никому». Такого неофициального кодекса чести придерживалось русское офицерство времен войны 1812 г. По этой причине случались дуэли, столкновения характеров и судеб, в этих случаях человек не мог отказать, так как вопрос касался защиты чести рода.
Русская армия в корне отличалась от армии Наполеона именно по духу. Среди наполеоновских офицеров преобладал корыстный интерес, так как они имели возможность обогатиться в ходе войны, присваивая себе награбленное.
А русский человек воевал ради Царя, ради долга, ради того, чтобы положить «душу свою за други своя». Русские люди, воспитанные в определенной среде, обладали совершенным мужеством во время боевых действий. Мало того, простые русские мужики, будучи необученными воевать, оказывались настолько приспособленными к армейской жизни, что никакие другие воины не могли с ними сравниться.
Стоит упомянуть слова Наполеона, сказавшего, что, «если бы мне дали русского солдата, я бы завоевал весь мир». Другой вопрос, что русский человек бы за ним не пошел. Просто хочется подчеркнуть, что достоинства русского воина были предметом зависти врагов. Русский солдат мог построить и в ледяной воде мосты, он мог сделать крепостные сооружения в невероятных условиях, то есть способен был выполнить те задачи, которые не под силу было выполнить врагу. Кроме того, за границей всегда утверждался миф об убогости русского мужика, о его неграмотности, что на полях сражений опровергалось действительностью. На самом деле русский человек всегда обладал образным мышлением, которое воспитывалось именно в Православии. Существовало устное народное предание, которое передавалось через рассказы бабушек, дедушек, многое воспринималось на слух. Поэтому и было хорошо развито образное мышление, через которое созидалось особое восприятие окружающего мира.
|
Александр Сергеевич Шуринов |
Мышление простых русских людей всегда было незаурядным. На западе предполагалось, что русский мужик, изнуренный непосильным физическим трудом, обладает ограниченным умом, но каждый раз, сталкиваясь с простыми русскими людьми в тяжелых обстоятельствах, это ошибочное мнение низвергалось.
Изучая родословие русского общества, Леонид Михайлович более всего был заинтересован в преемственности поколений и, за неимением возможности в одиночку проводить исследования в этом направлении, у него зародилась идея создания Историко-Родословного Общества.
А когда отмечалось столетие победы в войне 1812 г., Леонид Михайлович обратился к Императору Николаю II с просьбой о создании Общества потомков участников Отечественной войны 1812 г. Это Общество изначально было элитарным, в него входили офицеры, генералы - исследуя родословную этих людей, легче было определить закономерность сохранения духа победителей в поколениях. Все нарушила война 1914 г., исследовательские работы были значительно сокращены, а в 1917 г. совсем свернуты.
После революции Леонид Михайлович эмигрирует сначала в Грецию, потом в Югославию, а последние годы своей жизни проводит у своей дочери в Америке. За границей им было написано множество трудов, везде им создавались общества по изучению русской культуры, его трудами издавался русский патриотический журнал «Новик».
В нашей стране Историко-Родословное Общество было возобновлено в 1962 г. Музей «Бородинская панорама» и музей-заповедник «Бородинское поле» создавались как раз на базе собранных Леонидом Михайловичем материалов.
Слава Богу, наш народ приходит к пониманию того, что без связи времен нет полноценного движения вперед. Есть хорошая русская пословица: «Широко шагаешь - штаны порвешь». Простите за банальный пример, но он очень уместен в нашей беседе, потому что большие цивилизационные шаги, как правило, ведут к бездуховности. Почему это происходит? Именно потому, что накопленный опыт предыдущих поколений, весь потенциал, не передается и не принимается во внимание.
Что мы сейчас имеем? Разрыв в три-четыре поколения. Ведь практически никто из нас ничего не знает о своих предках. Забыты православные традиции, угасла вера, утрачены благочестивые привычки, нет определенных отеческих устоев. Ведь в каждом сословии вся жизнь наших предков была пронизана Православием.
Богоотречение народа равносильно самоубийству, так как народ, отвергая Бога, уничтожает в себе все самое ценное и становится немощным.
Так мы и пришли к решению создать
Центр возрождения семейно-родовой культуры. Идеалом, к которому бы следовало стремиться, мы полагаем правила семейной жизни, описанные в книге «Домострой».
Сейчас наша семейно-родовая культура находится в очень плачевном состоянии, можно сказать, что до сих пор все шло к вырождению. Ведь на семье лежит не только репродуктивное предназначение, но семья должна передавать и социальный опыт, и, самое главное, опыт духовный. А наши современные семьи не выполняют ни социального предназначения, ни духовного.
В современной семье нет трудовых навыков, не развивается самооценка к качеству труда, не прививается навыка к совместной трудовой деятельности: мать на работе, ребенок занимается не пойми чем - в основном дети как-то развлекаются или отдыхают.
А ведь раньше совместный семейный труд был неотъемлемой частью жизни нашего народа, и не только в крестьянских семьях, но и в аристократических. В семье развивались такие качества как сочувствие, сопереживание, сострадание, соучастие - так постепенно формировалась личность человека, и все эти процессы происходили естественным образом.
Семейно-родовая культура предполагает многообразие. Это и бытовые устои, и определенная форма общения, и трудовые традиции. Например, если прадед был плотником, дед был плотником, отец был плотником, то в доме уже складывалось определенное уважительное отношение к инструментам, все содержалось в строгом порядке, не допускалось небрежности.
Вообще, простой русский народ был базой всего общества, которая питала и дворянство, и аристократию.
Посмотрите на Пушкина. Как складывался его талант? Благодаря гениальности Арины Родионовны в нем сформировалось образное мышление. Потом с помощью французских и немецких преподавателей он приобрел некоторые логические навыки. То есть все эти мамки, няньки, кормилицы из крестьянской среды питали русское высшее сословие духовно.
Не дворяне образовывали народ, как они думали, а совсем наоборот. Ведь из крестьянской среды вышло столько ученых, художников, поэтов - почему? Да потому что народ обладал образным мышлением, имеющим свои корни в Православии, то есть в образе Божием. И всякий труд для простого человека всегда был радостью, не тяготил, а был процессом творческим.
Возьмем пример из деревенской жизни: купил барин молотилку за границей, крестьяне ее поломали, барин огорчен, а мужики успокаивают его: «Ничего, барин, бабы придут, обмолотят, да еще и песню споют».
Кто теперь во время работы хором поет? Для этого единство требуется, а оно утрачено. Утрачено и взаимодействие в целом разных сфер деятельности общества. Нет связи времен.
Мне бы хотелось в конце нашей беседы прочитать стихи А.С. Пушкина, которые замечательно выражают суть устремлений деятельности нашего Историко-Родословного Общества:
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле Бога Самого
Самостоянье человека,
Залог величия его.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва,
Без них наш тесный мир -
пустыня,
Душа - алтарь без Божества. |
Материал подготовила
Екатерина Василевич