Электронный вариант газеты «Дух христианина»

 

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19
 
ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ

 

Род - Семья - Отечество

  Недавно у нас в редакции побывал директор Центра семейно-родовой культуры Шуринов Александр Сергеевич. Центр этот основан на базе Историко-Родословного Общества при Российском Дворянском Собрании и продолжает традиции Общества потомков участников Отечественной войны 1812 г. Александр Сергеевич рассказал нам об истории возникновения этого Общества:
    - Об Обществе потомков участников Отечественной войны 1812 г. мало кто знает, и замечательно, что вы проявляете к нему интерес.
    Это Общество явилось плодом творческих исканий Леонида Михайловича Савелова (1868-1947), основателя научной генеалогии в России, создателя и организатора нового направления в изучении общества, первого исследователя семейно-родовых и культурных традиций нашего народа, включающих в себя преемственность поколений.
    Его труду принадлежит более 450-ти научных работ, в которых Леонид Михайлович исследует истоки самоотверженного служения Отечеству и победоносный дух русского народа, передаваемый из поколения в поколение. Сначала он изучил свою семью, потом занялся другими родами.

Леонид Михайлович Савелов

    Интерес ученого происходил от первоначального желания понять динамику развития общества. Его не занимали ни классовые противоречия, ни правовые особенности каждого слоя общества, а та последовательность в действии поколений, которая содержит в себе духовные традиции народа.
    Он не делал различия между, скажем, купеческим родом, дворянским или крестьянским сословием. Каждое сословие обладало традициями, в которых честь рода, честь семьи, честь общины свято хранились. Каждое сословие воспитывало в сыновьях готовность защитить Отечество, готовило их к верному служению Царю и народу.
    Знаете, среди офицеров была в те времена такая поговорка: «Сердце - даме, жизнь - Царю, душу - Богу, а честь никому». Такого неофициального кодекса чести придерживалось русское офицерство времен войны 1812 г. По этой причине случались дуэли, столкновения характеров и судеб, в этих случаях человек не мог отказать, так как вопрос касался защиты чести рода.
    Русская армия в корне отличалась от армии Наполеона именно по духу. Среди наполеоновских офицеров преобладал корыстный интерес, так как они имели возможность обогатиться в ходе войны, присваивая себе награбленное.
    А русский человек воевал ради Царя, ради долга, ради того, чтобы положить «душу свою за други своя». Русские люди, воспитанные в определенной среде, обладали совершенным мужеством во время боевых действий. Мало того, простые русские мужики, будучи необученными воевать, оказывались настолько приспособленными к армейской жизни, что никакие другие воины не могли с ними сравниться.
    Стоит упомянуть слова Наполеона, сказавшего, что, «если бы мне дали русского солдата, я бы завоевал весь мир». Другой вопрос, что русский человек бы за ним не пошел. Просто хочется подчеркнуть, что достоинства русского воина были предметом зависти врагов. Русский солдат мог построить и в ледяной воде мосты, он мог сделать крепостные сооружения в невероятных условиях, то есть способен был выполнить те задачи, которые не под силу было выполнить врагу. Кроме того, за границей всегда утверждался миф об убогости русского мужика, о его неграмотности, что на полях сражений опровергалось действительностью. На самом деле русский человек всегда обладал образным мышлением, которое воспитывалось именно в Православии. Существовало устное народное предание, которое передавалось через рассказы бабушек, дедушек, многое воспринималось на слух. Поэтому и было хорошо развито образное мышление, через которое созидалось особое восприятие окружающего мира.

Александр Сергеевич Шуринов

    Мышление простых русских людей всегда было незаурядным. На западе предполагалось, что русский мужик, изнуренный непосильным физическим трудом, обладает ограниченным умом, но каждый раз, сталкиваясь с простыми русскими людьми в тяжелых обстоятельствах, это ошибочное мнение низвергалось.
    Изучая родословие русского общества, Леонид Михайлович более всего был заинтересован в преемственности поколений и, за неимением возможности в одиночку проводить исследования в этом направлении, у него зародилась идея создания Историко-Родословного Общества.
    А когда отмечалось столетие победы в войне 1812 г., Леонид Михайлович обратился к Императору Николаю II с просьбой о создании Общества потомков участников Отечественной войны 1812 г. Это Общество изначально было элитарным, в него входили офицеры, генералы - исследуя родословную этих людей, легче было определить закономерность сохранения духа победителей в поколениях. Все нарушила война 1914 г., исследовательские работы были значительно сокращены, а в 1917 г. совсем свернуты.
    После революции Леонид Михайлович эмигрирует сначала в Грецию, потом в Югославию, а последние годы своей жизни проводит у своей дочери в Америке. За границей им было написано множество трудов, везде им создавались общества по изучению русской культуры, его трудами издавался русский патриотический журнал «Новик».
    В нашей стране Историко-Родословное Общество было возобновлено в 1962 г. Музей «Бородинская панорама» и музей-заповедник «Бородинское поле» создавались как раз на базе собранных Леонидом Михайловичем материалов.
    Слава Богу, наш народ приходит к пониманию того, что без связи времен нет полноценного движения вперед. Есть хорошая русская пословица: «Широко шагаешь - штаны порвешь». Простите за банальный пример, но он очень уместен в нашей беседе, потому что большие цивилизационные шаги, как правило, ведут к бездуховности. Почему это происходит? Именно потому, что накопленный опыт предыдущих поколений, весь потенциал, не передается и не принимается во внимание.
Что мы сейчас имеем? Разрыв в три-четыре поколения. Ведь практически никто из нас ничего не знает о своих предках. Забыты православные традиции, угасла вера, утрачены благочестивые привычки, нет определенных отеческих устоев. Ведь в каждом сословии вся жизнь наших предков была пронизана Православием.
    Богоотречение народа равносильно самоубийству, так как народ, отвергая Бога, уничтожает в себе все самое ценное и становится немощным.
    Так мы и пришли к решению создать Центр возрождения семейно-родовой культуры. Идеалом, к которому бы следовало стремиться, мы полагаем правила семейной жизни, описанные в книге «Домострой».
    Сейчас наша семейно-родовая культура находится в очень плачевном состоянии, можно сказать, что до сих пор все шло к вырождению. Ведь на семье лежит не только репродуктивное предназначение, но семья должна передавать и социальный опыт, и, самое главное, опыт духовный. А наши современные семьи не выполняют ни социального предназначения, ни духовного.
    В современной семье нет трудовых навыков, не развивается самооценка к качеству труда, не прививается навыка к совместной трудовой деятельности: мать на работе, ребенок занимается не пойми чем - в основном дети как-то развлекаются или отдыхают.
    А ведь раньше совместный семейный труд был неотъемлемой частью жизни нашего народа, и не только в крестьянских семьях, но и в аристократических. В семье развивались такие качества как сочувствие, сопереживание, сострадание, соучастие - так постепенно формировалась личность человека, и все эти процессы происходили естественным образом.
    Семейно-родовая культура предполагает многообразие. Это и бытовые устои, и определенная форма общения, и трудовые традиции. Например, если прадед был плотником, дед был плотником, отец был плотником, то в доме уже складывалось определенное уважительное отношение к инструментам, все содержалось в строгом порядке, не допускалось небрежности.
    Вообще, простой русский народ был базой всего общества, которая питала и дворянство, и аристократию.
    Посмотрите на Пушкина. Как складывался его талант? Благодаря гениальности Арины Родионовны в нем сформировалось образное мышление. Потом с помощью французских и немецких преподавателей он приобрел некоторые логические навыки. То есть все эти мамки, няньки, кормилицы из крестьянской среды питали русское высшее сословие духовно.
    Не дворяне образовывали народ, как они думали, а совсем наоборот. Ведь из крестьянской среды вышло столько ученых, художников, поэтов - почему? Да потому что народ обладал образным мышлением, имеющим свои корни в Православии, то есть в образе Божием. И всякий труд для простого человека всегда был радостью, не тяготил, а был процессом творческим.
    Возьмем пример из деревенской жизни: купил барин молотилку за границей, крестьяне ее поломали, барин огорчен, а мужики успокаивают его: «Ничего, барин, бабы придут, обмолотят, да еще и песню споют».
    Кто теперь во время работы хором поет? Для этого единство требуется, а оно утрачено. Утрачено и взаимодействие в целом разных сфер деятельности общества. Нет связи времен.
    Мне бы хотелось в конце нашей беседы прочитать стихи А.С. Пушкина, которые замечательно выражают суть устремлений деятельности нашего Историко-Родословного Общества:

Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века
По воле Бога Самого
Самостоянье человека,
Залог величия его.

Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва,
Без них наш тесный мир -
                                     пустыня,
Душа - алтарь без Божества.

 

Материал подготовила
Екатерина Василевич


Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.