На западном рубеже славянства
«ЕСЛИ СЕРБИИ СУЖДЕНО БЫТЬ ЗЛАТЫМ КОПИЕМ СЛАВЯНСКОГО МИРА, РЕСПУБЛИКА СЕРБСКАЯ СТАНЕТ ЕГО СТАЛЬНЫМ ОСТРИЕМ, НАПРАВЛЕННЫМ В САМОЕ СЕРДЦЕ ДРЕВНЕГО ХРИСТОНЕНАВИСТНИКА...»
Продолжение.
Начало в № 18 (60), 2007 г.
Сербские братья и сестры радушно встречают гостей из России. В нашу честь выстроен почетный караул: взвод четников в полной форме (командует сам Стоян Баняц, глава Баня-луцкого отделения Равногорского движения по округу Крайна). После рапорта начальника караула председателю Общества Русско-Сербской дружбы и нашего ответного приветствия в том же четническом духе вся русская делегация подходит под благословение к настоятелю храма о. Иоанну. Батюшка просит нас отведать хлеба-соли: круглый хлеб и солонка на блюде, прихваченном узорными рушниками, в руках у светлокудрой красавицы; тут же «орлиная» фляга с домашней ракией и серебряная чарка. После, в здании приходского центра, нас всех ждет обильное угощение (сегодня как раз заговенье на Успенский пост), но прежде надо отстоять вечернюю службу. Вслед за отцом Иоанном и священством мы вместе со всем народом идем в церковь.
Новый храм святого великомученика Царя Лазаря (здесь его именуют именно так - Царь) поражает своей красотой и подлинно царским величием. Не только старые церкви восстанавливаются в Республике Сербской: и в столице, и по всей сербской Боснии постоянно строятся новые. Там, где в грозную пору турецкого, а впоследствии хазарского ига, местами моления христиан были лишь бревенчатые церквушки по горным лесам да уцелевшие древние монастыри, высятся сегодня белокаменные (или красные, под цвет царской багряницы и крови мучеников) храмы в старинном рашско-византийском стиле, символизируя «великое возвращение» к благословенным временам «духом высокого средневековья».
ЕДИНСТВО ВЕРЫ И КРОВИ
Мужчины стоят строго справа, женщины - слева. Все девушки (не говоря уже о пожилых женщинах) в платках и длинных юбках. Конечно, не во всех сербских храмах так, но здесь это - в порядке вещей. «Если мы хотим вернуться к исконным нормам нашей славянской жизни, начинать надо с самого малого», - скажет чуть позже о. Иоанн. Иконы поражают строгостью и даже какой-то суровостью своих ликов (при всем том столь родных и близких, что исходящий от них дивный Фаворский свет теплой волной умиления сразу же подступает к самому сердцу). «Нет у них тут чувственно-слюнявой мазни в стиле архимандрита Зинона, - шепчет мне на ухо мой спутник, - всех этих носатых и пучеглазых толстогубых чернявых уродов, за которых на Руси прежде жестоко наказывали нерадивых иконописцев».
Чистотой и высоким смирением исполнена сия обитель Святаго Духа. Святитель Савва Сербский, святой благоверный князь Лазарь (он же Царь), преподобный Серафим Саровский взирают со стен этого храма на своих славянских потомков, требуя от нас быть достойными их духовного подвига. Но одновременно чувствуем мы и «ободряющую длань их на своем плече» (Светислав Мандич. «Ангел из Милешевы»). «Дивны дела Твои, Господи, - восклицает святитель Николай Сербский, - мусульманин не верит, что Ты можешь касаться грешной и грязной земли; язычник, наоборот, всего Тебя видит подобным себе... И только православный христианин ведает Истину».
Есть в сербских народных и церковных обрядах великая древняя сила соборная. Когда священник или епископ воздымает горе «славски колач», и все, оказавшиеся рядом, касаются руками круглого хлеба, а остальные кладут правую руку на плечо впереди стоящего брата или сестры. Когда плавным движением начинают вращать этот древний солярный символ жизни, и кажется, будто небесное светило свершает свой неизменный тысячелетний бег под сводами храма...
|
Сжигание бадняка.
Рождество 2005 г., монастырь Грачаница.
|
Фото Г. Симоновой |
Столь же древний обряд связан у сербов с празднованием Рождества Христова. Накануне этого светлого дня по традиции сжигают дубовые поленья - «бадняки» (сочельник по-сербски так и называется - «день бадняков»). Могучий дуб считался олицетворением Солнца в мире флоры; по наивным языческим верованиям древних ариев, дым от такого огня должен был окончательно прогнать злых духов, отступающих в период зимнего солнцестояния (именно на это время пришлось в годы Второй мировой войны начало знаменитого немецкого контрудара в Арденнах, едва не сбросившего - силами всего нескольких отборных дивизий - англо-американские полчища в Атлантический океан, «в пасть к Левиафану»). Понятно, что сейчас никто из православных сербских христиан не поклоняется творениям Божиим вместо Самого Творца (ветхая сила уступает новой доблести, подобно тому как отступили непобедимые прежде «герои Вальгаллы» перед крещеным воинством, невольно спасшим от гибели своих самых лютых ненавистников), поэтому освященный букетик из дубовых веточек с засохшими золотыми листьями ставится за икону, где он будет находиться в течение первых трех рождественских дней, а в обряде сжигания бадняков участвуют батюшки и владыки, поучающие паству видеть в каждом природном явлении и в древних обычаях народных след незримого присутствия Божества (могучий дуб «умер» до весны, но засохшая желтая листва прочно держится на его ветвях - что достаточно типично для сербских лесов - символизируя его готовность «воскреснуть» через три зимних месяца).
Уже за праздничным столом, разговорившись, мы не могли удержаться и спросили отца настоятеля по поводу «арийских ликов» на святых иконах. Старый священник улыбнулся нашему вопросу и ответил со всей серьезностью: «Во всем есть, безусловно, вящий смысл. Наша Церковь вечна и неизменна. А потому мы должны стремиться соединить прошлое и настоящее. У людей должна быть надежда... Должна, наконец, торжествовать и историческая правда, и Правда Божия». При последних словах я вспомнил известную цитату из свт. Николая Сербского («исторически Христианство было и до сих пор остается религией, главным образом, евро-прейской расы»), а также свой собственный опыт общения с сербскими старцами («Дело не в том, что мы - арийцы - сказал мне мудрый инок, заметив мой интерес к орнаменту, украшавшему алтарь монастырского храма в Сопочанах, - но в том, что именно арийский мир принял Христа»). Вспомнил я и свои встречи и долгие беседы с ныне уже блаженнопочившим старцем Иулианом, духовником патриарха Павла («Лучшая помощь Сербии - сильная Россия»), рассказавшим мне однажды о друге своей юности, вставшем - во имя жизни и свободы белого человека - под черное крестовое знамя Димитрия Лётича.
«Традиционное сербское сознание, - пишет современный философ Желько Познанович, - всегда было предельно трезвым, неусыпно следуя наказу святого Василия Великого, который еще в IV веке, поучая юношество, говорил, что христианин, как мудрая пчела, может и у языческих авторов почерпнуть то, что богоугодно и полезно для его христианской жизни» (Познанович Желько. Сербская идея. М., 2000. С. 36). Так, перефразируя Катона Старшего, каждый честный депутат российского парламента мог бы (памятуя о недавнем известном письме народных избранников и деятелей культуры) заканчивать свое выступление в Госдуме словами: «Ceterum censeo Israelem esse delendum».
Тайна беззакония должна быть уничтожена! Давно уже нет кровожадной Ассирии, чванного и свирепого постшумерского Вавилона, алчного и жестокого Карфагена. Все эти семитские «цивилизации» навсегда стерты с лица земли; последняя - благодаря арийскому мужеству и стойкости Первого Рима (то была одна из первых битв за Европу), чьи победоносные орлы, следуя призыву сенатора Катона, взвились над развалинами змеиного логова, вскоре после этого распаханного и засеянного солью - в назидание потомкам. Даже не осиянный Истиной Христова учения языческий мир временами интуитивно чувствовал вящую правду преподобного Иосифа Волоцкого и святителя Геннадия Новгородского...
РАВНОГОРСКОЕ
ДВИЖЕНИЕ СЕРБСКОЙ ОТЧИЗНЫ
«Долой демократию, долой республику, да здравствует монархия!» - провозгласил тост отец Иоанн. Из уважения к почтенному протоиерею, отцу семерых детей и духовному отцу многих верных чад Сербской Православной Церкви, все встают...
Храм святого великомученика Царя Лазаря был освящен на Видовдан. День Косовской битвы - главная дата и главное событие в сербской истории, чье значение непреходяще. Через призму Косовской жертвы сербская традиция рассматривает и воспринимает всю сербскую жизнь. Поэтому нет ничего удивительного в том, что пастырь-ревнитель окормляет «военизированную», как сказали бы иные журналисты, организацию верных сынов и дочерей Сербской Отчизны, именуемую Четническим, или Равногорским движением.
Вернее - лишь малую часть оной. Ибо Равногорское движение охватывает всю Республику Сербскую. Оно было основано 29 апреля 2004 г. на общей четнической скупщине и затем тотчас же официально зарегистрировано (в отличие от РОНСа и других патриотических организаций у нас в стране, у четников никогда не было проблем с властями в сербской Боснии).
Во главе всего движения стоит Душан Сладоевич, одиннадцать его помощников возглавляют краевые организации, каждая из которых, в свою очередь, имеет свои городские и районные отделения. Так, наш гостеприимный хозяин Стоян Баняц является главой крупнейшего городского (столичного) отделения по округу Крайна, а наш друг Никола, студент университета и сын сербского спецназовца, ветерана последней войны, несмотря на свою молодость, возглавляет одну из мощнейших районных организаций, подчиняясь вместе со своими людьми непосредственно Стояну.
Илья Числов,
председатель Общества
Русско-Сербской дружбы
Продолжение следует