Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Хустского и Виноградовского Ипполита и
епископа Анадырского и Чукотского Диомида

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17
 
ТОТАЛИТАРНЫЕ СЕКТЫ

 

Диспут со «Свидетелями Иеговы»

Протоиерей Олег Стеняев     

Продолжение. Начало в № 19 (61), 2007 г.

   X. О НАЗВАНИИ «СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ»

    Сектант: Я понял вашу позицию, хотя мне она представляется достаточно натянутой. Мне хотелось бы обсудить с вами другой вопрос. Вопрос об имени Бога. Как вы думаете, почему наша организация называется «Свидетели Иеговы»?
    Православный: Затрудняюсь ответить на этот вопрос, потому что библейского обоснования для такого названия я не нахожу.
    Сектант: Имя «Иегова» встречается в Библии приблизительно 7000 раз. Сказано в Псалмах: и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землею (Пс. 82, 19). Слово «Бог» - есть титул, а не собственное имя Всевышнего, как и «президент», «царь» и «судья» не есть имена собственные. Это имя присутствует и в Новом Завете, например, в слове «Аллилуйя», что означает «Восхваляйте Яг». «Яг» - это краткая форма имени Иегова. В Синодальном переводе Библии это слово встречается 8 раз (см.: Быт. 22, 14; Исх. 3, 14; 15, 3; 17, 15; 33, 19; 34, 5; Суд. 6, 24; Ос. 12, 5). Иудейские суеверия не разрешали произносить это имя вслух. Но теперь значение этого имени вновь обретает силу по всей земле. Перевод «Нового мира» восстановил имя «Иегова» и в «Греческих» Писаниях. И это справедливо. «Свидетелями Иеговы» были не только древние верующие, но и Сам Христос: А Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я: прежде Меня не было Бога и после Меня не будет (Ис. 43, 10).
    Православный: В названии вашей организации меня настораживает и первое, и второе слово. Начнем со слова «свидетели». Может ли быть свидетелем какого-либо события человек, прочитавший о нем в книге или услышавший что-либо от других людей? Конечно, нет! Свидетель - это всегда очевидец события.
    Апостолы не назывались «свидетелями Иеговы». Сам Христос почитал их свидетелями Своими, он говорил обращаясь к ним: но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли (Деян. 1, 8). «Свидетель» в новозаветном понимании этого слова - именно самоочевидец. Когда вместо отпавшего Иуды избирали нового апостола, этот принцип вполне подтвердился. Критерием для избрания нового апостола было его личное присутствие при известных событиях. Как и выразил этот принцип ап. Петр: начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его (Там же, 22). Назывались свидетелями и первые христианские мученики, как, например, верный свидетель <...> Антипа (Откр. 2, 13). Своими страданиями они свидетельствовали о преданности Господу Иисусу.
    Текст из Исайи, где говорится: А Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал (Ис. 43, 10). Здесь говорится о еврейском народе и о роли прор. Моисея. Для обоснования вашего понимания рассматриваемого понятия этот текст явно не подходит. С другой стороны, слово «свидетель» может означать достаточно много, так что характеризовать им члена христианской общины, его отличие от других людей оно не может. В Новом Завете сказано: Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами (Деян. 11, 26). Словами «в первый раз стали называться» апостол говорит о возникновении этой поистине апостольской традиции - называть Церковь Христовым именем ХРИСТИАНЕ.
    Кстати, имя «Иегова» ни разу не встречается ни в одном греческом тексте новозаветных Писаний.
    Сектант: Все же имеются тексты «Греческих» писаний, в которых присутствует имя «Иегова». В 1944 г. в «Журнале теологических исследований» был опубликован фрагмент папируса на греческом языке, где это имя было сохранено в своем первоначальном виде и не заменено тем или иным титулом.
    Православный: Какой фрагмент из Библии был воспроизведен в этом папирусе?
    Сектант: Вторая половина книги Второзакония.
    Православный: Вот именно! Ветхий Завет. Нет ни одной рукописи Новозаветных Писаний, где бы присутствовало это имя. Но и в самом втором слове названия вашей организации вы тоже погрешаете против истины.
    Слова «Иегова» нет ни в одном еврейском, греческом и славянском своде Библии. В самом еврейском тексте имя Бога <...> никогда не прочитывалось так, как Вы произносите это имя. И более того, подобная неправильная форма произнесения этого имени представляется самим носителям еврейского языка более чем ошибочной. Так, в «Еврейской энциклопедии» мы можем прочитать по поводу слова «Иегова» следующее: «Оно в новейших библейских переводах чаще всего представлено формой «Иегова», ИГВХ, которая, однако, с филологической точки зрения признается недопустимой. Указанная форма возникла из попытки произносить согласные буквы этого имени так, как будто они были снабжены гласными знаками от имени «Адонай» (Еврейская энциклопедия. Т. 8. С. 130)[12].
    Сектант: Но мы не произносим это имя начиная с гласной «а» (а) от имени «Адонай».
    Православный: Извините. Именно имя из Исхода (3, 14) - (Эhйе), было искажено в надуманной транскрипции. Известно, что по правилам древнееврейского языка, первое «а» (алеф) произносится как «э». Следовательно, как результат некомпетентности средневековых переводчиков, возникло прочтение Й-э-Х-о-В-а-Х или ИЕГОВА. Гласные от Имени «Адонай» проставили под согласными «Ягве».
Если мы возьмем гласные от фамилий «Рассель» и прибавим к ним согласные от «Руттерфорд», то получиться двухголовое РуСеСоЛ. Я думаю, что подобное смещение букв в именах ваших основателей (ересиархов) вы почли бы оскорбительным для их памяти.
    А ведь мы говорим об Имени Бога. К тому же вы утверждаете, что знаете это ИМЯ.
    Сектант: Но в вашем же Синодальном (православном) переводе это слово встречается 8 раз.
    Православный: Вы правы. Это не что иное, как влияние латинской (католической) традиции произношения (транскрипции) этого имени. Подобное влияние было достаточно сильно в XIX в. Но в действительности это слово встречается только в Вульгате (латинский текст Библии) и в тех переводах, которые находились под влиянием католической библеистики. В современных переводах тех же католиков такое произношение этого имени отсутствует.
    В еврейском тексте Ветхого Завета самое распространенное имя Бога, которое встречается ровно 5 789 раз - <...>. Известный текст из Исхода (3, 14) содержит, следовательно, другую, чем «Яхве», форму, произношения этого имени - <...>.
Буквально оно произноситься так: «Эhйе Ашер Эhйе» - «Я есть То, что Я есть».
Имя Господа именно в форме -(Эhйе), указанной в Исх. 3, 14, встречается в Писании только 51 раз (!). Для сравнения - имя <...> (Элогим) встречается в Ветхом Завете 1 083 раза.
    Так что в двух словах названия вашей организации - «свидетели Иеговы» мы видим две ошибки: одну - экзегетическую, другую - филологическую. Вы готовы продолжать нашу сегодняшнюю беседу или вы устали? Тогда мы могли бы встретиться завтра.
    Сектант: Да. Лучше завтра...

Встреча третья
XI. О СВЯТОЙ ТРОИЦЕ

    Сектант: Я предлагаю сегодня рассмотреть вопрос о Троице.
    Православный: Я ждал этого вопроса.
    Сектант: Хорошо. Я думаю, что у вас это самое слабое место. Начнем с того, что в Еврейских и Греческих Писаниях нет даже упоминания о «Троице». Бог - одна личность, величайшая во вселенной. Бог не три личности: Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть (Втор. 6, 4). Он именно один, прочитаем два стиха: Не один ли у всех нас Отец? Не один ли Бог сотворил нас? (Мал. 2, 10). Потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру (Рим. 3, 30).
    Сын сотворен, до этого Бог был один. Прочитаем: И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия (Откр. 3, 14). Здесь надо обратить внимание на слова «начало создания Божия». Дальше: Он - образ невидимого Бога, первенец из всего творения (Н.М. Кол. 1, 15).
    Очевидно, чтобы Бог должен быть превозносим над всем: Чтобы во имя Иисуса преклонилось всякое колено тех, кто на небе, и тех, кто на земле, и тех, кто под землей, и всякий язык открыто признал Иисуса Христа Господом к славе Бога Отца (Н.М. Флп. 2, 10-11). Как видите, Сын все делает и преклоняет к славе своего Отца. При этом очевидно, что Сын меньше Отца: Но хочу, чтобы вы знали, что каждому мужчине глава - Христос, а женщине глава - мужчина, а Христу глава - Бог» (Н.М. 1 Кор. 11, 3). Сын - прежде всего, посланник своего Отца, это надо помнить: Иисус сказал им: Если бы вашим Отцом был Бог, вы любили бы меня, потому что я от Бога вышел и теперь здесь. И пришел я не от себя, но Он послал меня (Н.М. Ин. 8, 42). Следовательно, и святой дух - действующая сила Бога. Сила - не личность: Крестившись, Иисус тотчас вышел из воды; и вот, открылись небеса, и он увидел дух Бога, который сходил, подобно голубю, и опускался на него (Н.М. Мф. 3, 16). Дух - именно «дух Бога», и не более того. Бог направляет дух святой для исполнения своих намерений: Пошлешь дух Твой - созидаются, и Ты обновляешь лице земли (Пс. 103, 30).
    Что вы можете сказать по этому поводу?
    Православный: В Библии о Святой Троице говорится достаточно много. Прежде всего, обратим внимание на тексты из Книги Бытие, где сказано: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему (Быт. 1, 26); И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас (Там же. 3, 22). Здесь о Творце говорится во множественном числе. В то же время Писание категорично утверждает, что Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его (Там же. 5, 1). Возникает звучание некоего единства во множестве. В самой же «полноте» человеческой природы это единство раскрывается в троичном множестве начал единой человеческой жизни: Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие (1 Фес. 5, 23).
    То же самое мы видим и в следующем тексте: Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь (Быт. 11, 7-8). Здесь глагол «сойдем» во множественном числе, а слово «Господь» (Ягве) в единственном числе.
    Более того, первый стих Библии тоже свидетельствует о единстве во множестве: «бэрешит бара элогим эт гашамайим эт гаарец», дословный перевод данного стиха следующий: «Прежде сотворил ОНИ с небом с землею». Как мы видим глагол бара «сотворил» в единственном числе, а само первое Имя Бога в Библии - <...> («элогим») во множественном числе. Кстати, разгадка может заключаться и в глаголе «бара» - «сотворил». Арамейское слово Вг «бар» означает «сын», то есть Бог Отец сотворил мир Сыном Своим. Это не противоречит учению Нового Завета об Иисусе Христе. Сказано: и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом (Еф. 3, 9). В то же время и о Святом Духе сказано: Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою (Быт. 1, 2). Итак, при сотворении мира присутствуют и Отец, и Сын, и Дух Святой - ОНИ суть Единый Творец. О подобном единстве во множестве, во множестве Лиц Святой Троицы говорит и следующий стих: Приступите ко Мне, слушайте это: Я и сначала говорил не тайно; с того времени, как это происходит, Я был там; и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его (Ис. 48, 16).
    Но при этом нам известно, что первый мир пал. При начале восстановления Царства Божия Иисусом Христом и на земле, как на небе (Мф. 6, 10), мы видим, как и при начале первого мира, Духа Божия над водами, слышим глагол Творца и зрим Сына: И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Там же. 3, 16-17).
    А созданию человека предшествует Собор всех Лиц Святой Троицы: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему (Быт. 1, 26). Блж. Августин в своей книге «Беседы на Бытие» подчеркивает, что слова «по образу» (в единственном числе) показывают, что существует единая сущность (природа) Божия, однако, когда Бог говорит «Нашему», Он показывает, что один и тот же Бог не просто один, но существует более чем одна (Его) Ипостась [Личность].
    Явившись Моисею, Бог таинственно указал на Свою Троичность словами: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога (Исх. 3, 6). О прославлении Бога серафимами сказано: Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! (Ис. 6, 2-3). Трехкратное прославление Единого Бога нечто собою символизирует. Грамматическая конструкция следующего предложения тоже интересна в свете рассматриваемого вопроса: из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь (Рим. 11, 36). Подобная конструкция в другом же стихе: все Им и для Него создано (Кол. 1, 16). Прямая цитата по данному вопросу: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19).
    Даже главная заповедь о Единстве Творца: Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть (Втор. 6, 4), оканчивается словами не «Господь один», а «Господь един» - «Адонай эхад». «Эхад» - означает именно «един».
    Если о вас скажут, что вы едины, думаю, вы спросите «с кем я един». Единство фактически предполагает единство между кем-то и кем-то или чем-то и чем-то.
    Сама Божественная Любовь, о Которой сказано: Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8), не есть себялюбие... Напротив, Бог есть Любовь, Бог Отец любит Бога Сына, Бог Сын любит Бога Отца. Все Три Лица Святой Троицы пребывают в Любви. Разве не к этой Любви мы призываемся словами: да будут едино, как Мы едино (Ин. 17, 22).
    Сектант: Как вы себе это представляете: один Бог и несколько его личностей?
    Православный: Сущность Бога Одна, а Лиц именно несколько... Обратите внимание на следующий библейский стих: дабы утешились сердца их, соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа (Кол. 2, 2).

Продолжение в след. номере

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.