Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Хустского и Виноградовского Ипполита и
епископа Анадырского и Чукотского Диомида

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17
 
КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО

 

О преодолении ересей Православной Церковью

1. Православная Церковь и ереси

    Православные христиане веруют во «едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь»1, которая есть Божеское учреждение для прославления людьми Имени Божия и через это Божественного спасения Православных христиан. Церковь на Небесах (торжествующая) и Церковь на земле (воинствующая) - одна. Один Господь Православной Церкви - Господь наш Иисус Христос; одна вера в Церкви - Православие Богодухновенных Апостолов, Святых Вселенских и Поместных Соборов и Богоносных Отцов; одно крещение (Еф. 4, 5) в оставление грехов - Крещение трехкратным полным погружением во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19), которое совершается только в Единой и единственной в мире Церкви Христовой.
    Православная Церковь, как целое - непогрешима и непобедима, и врата ада не одолеют ее (Там же. 16, 18), как обещал Господь Вседержитель. Но отдельные христиане могут заблуждаться в различных церковных вопросах, что приводит к разделениям во мнениях о тех или иных церковных предметах, отчего внутри Церкви могут появляться споры (1 Кор. 1, 11), как пишет апостол Павел Коринфянам. Упорство заблуждающихся в ложном мудровании порождает нестроения в Православной Церкви. Исходя из наставлений апостола Павла, дважды обличенного в неправославном мудровании и не исправившегося после этого, следует уже считать упорствующим в нечестии еретиком, ибо сказано Апостолом: Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден (Тит. 3, 10-11).

    Свт. Василий Великий в 1-ом Правиле своего Первого Канонического послания к Амфилохию, епископу Иконийскому, передавая учение древних Отцов Церкви, сообщает, что «иное нарекли они ересью, иное расколом, а иное самочинным сборищем. Еретиками назвали они совершенно отторгшихся и в самой вере отчуждившихся; раскольниками - разделившихся в мнениях о некоторых предметах церковных [не касающихся самой веры -А.С] и о вопросах, допускающих уврачевание; а самочинными сборищами - собрания, составляемые непокорными пресвитерами или епископами и ненаученным народом. Например, если кто быв обличен во грехе, удален от священнослужения, не покорился Правилам, а сам удержал за собой предстояние и священнослужение, и с ним отступили некоторые другие, оставив Кафолическую Церковь, - сие есть самочинное сборище. О покаянии мыслить иначе, нежели как сущие в Церкви, - есть раскол. Ереси же суть, например: манихейская, валентинианская, маркионитская и сих самых пепузиан. Ибо здесь явная разность в самой вере в Бога. Вот почему от начала бывшим Отцам угодно было крещение еретиков совсем отметать; крещение раскольников, как еще не чуждых Церкви, принимать; а находящихся в самочинных сборищах - исправлять приличным покаянием и обращением и вновь присоединять к Церкви. Таким образом, даже находящиеся в церковных степенях, отступив вместе с непокорными, когда покаются, нередко приемлются вновь в тот же чин»2.
    Итак, ересь есть нечестивое мудрование и его какая-либо проповедь, искажающее само вероучение Православной Церкви. Не только отдельные христиане, но и целые Поместные Церкви уходили в ересь, за что были Соборно осуждены Вселенской Православной Церковью и стали отторгнутыми от нее целиком - вместе со всем клиром и народом, как это случилось с древней Православной Церковью запада, которая впала в великие ереси папизма и протестантизма, и, в конце концов, во всеересь - экуменизм. Также Поместные Церкви могут уходить в раскол, например, самовольно отделяясь от Вселенской Православной Церкви переходом на новостильный (Григорианский) календарь.
    Священнослужители, отступающие от Православной веры, то есть согрешающие в правильном понимании веры и учиняющие либо возобновляющие или поддерживающие ересь, с началом проповеди ереси полностью отделяют себя от Православной Церкви. Это положение засвидетельствовано на VII Вселенском Соборе: «Иоанн, боголюбезнейший местоблюститель Апостольского престола на востоке, сказал: „ересь отделяет от Церкви всякого человека". - Святой Собор сказал: „Это очевидно"»3. Так же учит святитель Василий Великий в том же 1-ом Правиле, говоря об отступниках, к которым он относит не только еретиков, но и раскольников: «...Отторженные, сделавшись мирянами, не имели власти ни крестить, ни рукополагать и не могли преподать другим благодать Святаго Духа, от которой сами отпали. Вот почему приходящих от них к Церкви, как крещенных мирянами, древние повелевали вновь очищать истинным церковным Крещением»4. О том же свидетельствует и сама архиерейская присяга, приносимая новопоставляемым епископом с обещанием блюсти все Каноны и Догматы Православной Церкви: «Аще же обещанное зде мною что преступлю, - клянется епископ, - или божественным Правилом явлюся противен... тогда абие [тотчас - А.С.] да лишен буду всего сана своего и власти, без всякаго извета и слова, и чужд явлюся дара Небесного, при посвящении возложением рук даннаго мне Духом Святым»5. Поэтому, именно с того времени как священнослужитель начал в каком-либо виде проповедь самостоятельно измышленной или же услышанной ереси, он становится еретиком и врагом Христа и Его Церкви. В это же время священнослужителя оставляет Божественная Благодать, дарованная ему в Таинстве Священства для совершения церковного священнослужения.
    Священнослужители и миряне, думающие о себе, что они Православные христиане, но при этом находящиеся в евхаристическом общении с еретиком предстоятелем или настоятелем, есть такие же еретики и враги Божии. Именно поэтому многие Священные Каноны, как, например, 45-е Правило святых Апостолов под угрозой отлучения от Церкви воспрещают даже молитву с еретиками, которая есть одно из свидетельств нечестивого единомыслия. Посему преподобный Иосиф Волоцкий наставляет нас: «Пусть для тебя всякий будет достойным, кроме того, кто учит ереси. Если же окажется еретиком, то постараемся не принимать от него ни учения, ни причастия, и не только не будем причащаться у него, но будем осуждать его и всеми силами обличать, чтобы не оказаться причастными к его гибели»6.

2. Способы врачевания нестроений в Православной Церкви,
связанных с искажением еретиками церковного вероучения

    Нестроения в Православной Церкви, связанные с искажением еретиками церковного вероучения, врачуются только двумя способами: либо вольным покаянием этих еретиков, либо отлучением их от Церкви (анафематствованием) и извержением из сана по приговору Соборного суда Церкви.

3. О чинопоследованиях, отправляемых еретиками
до их личного (поименного) анафематствования
Православной Церковью либо извержения из священного сана

    Итак, любого еретика с момента начала проповеди ереси оставляет Божественная Благодать, дарованная ему в Таинстве Священства для совершения церковного священнослужения. Однако, безблагодатное чинопоследование обряда, отправляемого еретиком, который еще лично (поименно) не осужден Православным Собором, но и не принадлежит к еретическому сборищу, в целом анафематствованному Православной Церковью, может получить полноту и совершенство Православного Таинства при условии примирения с Православной Церковью всякого верующего, принимавшего участие в этом обряде. Таковое примирение с Православной Церковью может быть осуществлено либо гласным отвержением ереси с исповеданием Православия кающимся епископом пред лицем Церкви, то есть полноты народа Божия, либо исповеданием греха ереси у Православного священнослужителя, но в последнем случае согласно Священным Канонам «на всякого же кающегося, если преступление его было явное и гласное, смущающее всю Церковь, да возлагаема будет рука [Православного епископа -А.С.] в притворе храма»7, разумеется, принародно.
    Освящение совершенного таковыми еретиками безблагодатного обряда в примирении с Православной Церковью кающегося епископа (получившего свою церковную степень и даже крещение у таковых еретиков) путем гласного отвержения ереси и исповедания Православия пред лицем Церкви имеет множество примеров в церковной истории. Например, епископ Мелетий, возведенный на престол Антиохии в 360 г., был рукоположен епископами, исповедующими разновидность арианской ереси, которые, однако, в отличие от ересиарха Ария, еще не были Соборно осуждены Церковью. Но присоединение епископа Мелетия к Православной Церкви в сущем сане и занятие им епископской кафедры совершилось очень просто, что свидетельствовалось на VII Вселенском Соборе, тщательно разбиравшим именно этот вопрос в первом своем деянии: «Святой Мелетий был хиротонисан арианами; но, взошедши на амвон, провозгласил слово „Единосущный" [Отцу Сын Божий - А.С.], и хиротония его не отвергнута»8, то есть святитель Мелетий с амвона, что значит на всю Церковь, гласно опровергнул арианскую ересь, отвергавшую Божество Спасителя, после чего его епископская хиротония у Соборно не осужденных еретиков получила Божественное освящение.
    Кроме того, в деяниях того же VII Вселенского Собора изложено, что Председатель Собора святой Патриарх Тарасий сказал: «Что вы скажете об Анатолии? Не был ли он Председателем святаго IV [Вселенского - А.С.] Собора? А между тем, он был хиротонисан нечестивым Диоскором в присутствии (со-служении) Евтихия. Так и мы принимаем хиротонисанных еретиками, как и Анатолий был принят. Опять же воистину есть Божие изречение, чтобы дети не были умерщвляемы вместо отцов, но чтобы каждый умирал за свой грех (см.: Иез. 18, 4), и наконец [точный перевод: «в итоге» -А.С] хиротония [Анатолия -А.С] от Бога [то есть принимается - А.С.]»9. Анатолий же был принят в Церковь открытым отвержением ереси перед Вселенским Собором, который являет собой полноту Православной Церкви. VII же Вселенский Собор принял в Православную Церковь епископов, гласно отвергающих иконоборческую ересь, которые были не только хиротонисаны, но и крещены еретиками, что видно из того, что до их присоединения к Церкви «Ипатий и бывшие с ним епископы сказали: „Мы насилия не терпели, не были также и увлечены; но родившись в этой ереси, мы в ней были воспитаны и возросли"»10.

Артем Стадник

    1 Никео-Царьградский Символ Православной веры.
    2 1-е Правило Канонического послания Василия Великого.
    3 Деяния Вселенских Соборов. Казань, 1908. Т. IV. С. 353.
    4 1-е Правило Первого Канонического послания Василия Великого.
    5 Цит. по: Никодим, еп. Далматинский. Правила Православной Церкви с толкованиями. СПб., 1911. Т.1. С. 437.
    6 Там же. Слово седьмое.
    7 52-е Правило Карфагенского Собора.
    8 Деяния Вселенских Соборов. Т. IV. С. 361.
    9 Там же. С. 363.
    10 Там же. С. 358.

Продолжение в след. номере

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.