Когда доброта становится традицией
Вот уже 45 лет Сергиево-Посадский Детский дом принимает детей разного возраста с многообразными физическими немощами. Это слепота и глухота, детский аутизм и церебральный паралич или просто нарушение психики. Здесь детей не только учат элементарным основам жизнедеятельности, но и знакомят с литературой и искусством. Воспитатели, учителя, врачи изо дня в день выполняют свой долг. Сегодня они подводят итоги.
Мы говорили как всегда о трудностях, вспоминали прошлое, отмечали изменения, связанные с различными событиями, в том числе и с освящением при Детдоме храма преп. Сергия Радонежского. Разговаривали о детях и педагогах.
Толмачева Лилия Павловна, первый директор Детского дома:
Я начала работать в 1962 г. Мы пришли сюда с пустыми руками, а сейчас здесь есть почти все. Основная отличительная черта нашего детдома, ставшая традицией, - доброта и терпение. И слава Богу, что во всех делах и начинаниях это остается самым главным.
Раньше и храма не было, но ведь когда мы открывали Детский дом, у нас даже порой не то что хлеба не было, нельзя даже было обмолвиться о том, что у нас есть такие дети, простите, потому что у нас «не было» тогда официально ни преступности, ни сифилиса, и таких детей, естественно, у нас «не было»... Нельзя даже было открыто сказать, что есть такой дом.
Козлова Ева Николаевна, воспитатель:
К нам раньше приезжал известный доктор наук Александр Иванович Мещеряков и обучал работе с детьми. Ни пособий, ни книг у нас не было. Чтобы обучить слабовидящего ребенка элементарным навыкам, например, различать цвета, мы дома ночью перед занятиями готовили необходимые пособия - и кубики, и рисунки. Коллектив был дружный, и нам всегда хотелось увидеть хотя бы крошечный результат нашего труда. Дети были разные, в том числе и очень тяжелые. До сих пор помню Колю Панова, которого привезли вечером и поместили в изолятор, так он за ночь съел всю простынь. Детям очень помогает храм. Они как будто замирают, и все навязчивые их движения успокаиваются. Целых два часа они могут находиться в покое, видно, что-то они чувствуют. Это объяснить невозможно.
Галина Константиновна Епифанова, заслуженный учитель России, директор Детского дома:
Я работаю в Детском доме уже 25 лет. Как-то, когда я училась еще в школе, я познакомилась с воспитателем из этого Детдома, и мы подружились. Потом я привела туда весь свой класс. Так мы стали приходить сюда, помогать, и тогда я решила заниматься педагогикой. Когда я пришла в Детдом уже как работник, то многое мне виделось не так, как хотелось бы. А хотелось улучшить условия жизни наших подопечных, сотрудников обезпечить материалами для обучения детей. Создать необходимые условия для педагогов, чтобы они гордились своим домом и работали с хорошим настроением.
Для меня этот Детдом прежде всего - мой родной дом, это моя жизнь. Здесь и моя дочь работает, и внук помогает. Ведь сюда попадают дети порой совсем беззащитные и не обученные ничему, не владеющие никакими навыками самообслуживания. Постепенно начинается работа, ребенок набирает необходимые навыки, и однажды происходит прорыв в его развитии, в понимании окружающего мира, в отношениях с людьми, в общении с детьми - ради этого все педагоги и живут. Конечно, наш Детский дом не может вместить всех обездоленных слепоглухих детей, но сейчас мы создаем у себя Центр, специалисты которого будут ездить по регионам, выявлять слепоглухих, оказывать консультативную помощь, создавать группы таких детей для обучения их на месте. Когда дети отрываются от родителей, в этом много отрицательного. Дети должны быть в семье. Когда родители, по достижению совершеннолетия детьми, не принимают их обратно в отчий дом, им идти некуда.
Елена Николаева Топоркова, зам. директора по психолого-педагогической работе:
В детском доме тружусь уже 35 лет. И только сейчас можно сказать, что у нас появился опыт работы, мы стали профессионалами. Но детей с нарушением движения и поведения стало больше. Тут нужны особенные знания, терпение и любовь, а без этих трех составляющих невозможно понять Промысл Божий. Когда подходишь к ребенку и говоришь себе: «Господи, подскажи! Господи, помоги!», то видишь, как Господь помогает и направляет. Старшие дети приходят иногда очень трудные: со своими характерами, привычками, но когда они исповедываются, причащаются... Они меняются на глазах! Они воспринимают храм по теплу и запаху свечей, по тому, как они чувствуют руками икону, слухом - молитвы. Батюшка о. Мелитон, который служит у нас, - это тоже Промысл Божий. Он по образованию сурдопедагог и обладает всеми навыками для общения со слепоглухими детьми, он их понимает. Наши дети участвуют в службе: кто-то алтарничает, кто-то пономарит и Псалтирь читают. Происходит обоюдное движение душ.
Материал подготовила
Галина Симонова