Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла и епископа Рашко-Призренского Артемия

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
 
РУССКОЕ БЛАГОЧЕСТИЕ

 

Наказание за «венчанный» брак

В о все века люди оступались, падали, но церковно-началие зорко следило за исполнением закона Божьего и строго наказывало нарушителей церковных канонов. Вот одна из статей повествующая о бракоразводном деле XVIII века.

 

«В 1747 и 1748 г. в консистории производилось расследование о незаконном браке отставного майора Алексея Уварова, который в 1744 году женился на дворовой своей девке Лукерье Андреевой, оставив законную жену Василису Борисову.
Брак венчал священник села Запольского Иларион Григорьев в неуказное время - по захождении солнца, причем тут был дьячек Феодор Прокофьев. На допросе в консистории майор ни в чем не запирался, а показал, что со своей первой женой он разлучился «за скорбию ея» (здесь -болезнь)... 15 лет по разлучении он пребывал без жены и женился на Лукерье с общего между ним и женой согласия, так как она желала принять монашество. По разлучении он дал ей и собственноручное письмо, что она свободна к пострижению, а от нее в свою очередь получил письмо за рукою отца ее духовного, что она желает принять монашество, а ему Уварову жениться на другой препятствовать не будет.
Сделав такое показание, майор добавил, что о своем согрешении он имеет чувствительное раскаяние, что он согласен жить снова со своею законною женою, если та пожелает того. Лукерью же увольняет от себя на волю вовсе без всякого препятствия. Василиса Борисова на допросе подтвердила показание мужа и настаивала на своем давнишнем желании постричься в монашество за болезнью. Приняв во внимание чистосердечное раскаяние майора, консистория определила: «Оный беззаконный Уварова брак разрушить и уничтожить, послать Уварова в пристойный мужской монастырь на два года, где быв ему, по вся дни приходить в церковь Божию к заутреням, вечерням и Божественным литургиям, сверх того исправлять в церкви Божией по вся дни, (кроме воскресных, праздничных и торжественных) на утрени, на литургии и на вечерни по 15 поклонов с молитвою Иисусовою и во все святые посты, а паче в среду и пяток, иметь пост с воздержанием, и то все исполнять ему с сокрушением сердечным, жалея о толиком содеянном им гресе своем, и чрез первый весь год к Святым Таинам его не допускать, а приобщить по окончании обоих годов и по совершении всего вышеписаннаго...
Жену его Василису Борисову за самовольное пущение мужа своего и за позволение ему на другой жениться послать в девичий монастырь на два года и исправлять все равно против мужа своего. По совершении же онаго запрещения, жить Уварову с первою его законною женою по прежнему, а ежели по каким законным препятствиям жить не восхотят, да пребудут в единстве и другому браку до кончины жизни своей не сочетаются и в этом обязать их подпискою... А рабу его Лукерью Андрееву, которая с ним в тот беззаконный брак добровольно вступила, послать в монастырь, отдельный от Уварова, дабы она впредь никакого общения иметь не могла, а в оном монастыре, будучи ей, исправлять все по вышеписанному, а по прошествии двух годов быть ей в том монастыре вечно и в оном ко всякому пению церковному обще с монахинями приходить, также и пристойное по рассмотрению настоятельницы послушание велеть ей исправ­лять... А ежели она в том монастыре пожелает пострижения в монашество, о том учинить как Ея Императорскаго Величества закон повелевает.
Прижитого оным майором с Лукерьею Андреевою младенца содержать ему до указных лет для обучения и воспитания при себе, а в пришедшие указанные лета объявить его, где по указом надлежит.
Бывшего при том противном браковенчании дьячка Феодора Прокофьева, который помянутому попу Илариону не воспрещал и нигде не доносил, по силе правил из церковного причта отрешить и отослать его для причисления в подушный оклад, куда надлежит.
Не было наложено наказание только на попа Илариона Григорьева, так как его в это время уже не было в живых. На постановлении консистории наложена была пространная мотивированная резолюция епископа Серапиона, несколько изменившего то, что предлагала консистория. Майор Алексей Феодоров, сын Уваров, действительно оказавшийся в грехопадении прелюбодеяния, да подымет епитимию по святым правилам прелюбодеяния. Жена его Василиса Борисова за то, что молчанием своим согласие от себя ему, своему мужу, Алексею Уварову беззаконно жениться оказала и где надлежало для препятствия той женитьбы сама собою или через кого иного не доносила, да подымет против мужа своего Алексея Уварова в полы. Дворовая его раба Гликерия, на которой майор богопротивно женился, имеется как настоящая блудница, понеже от времени того неблагословнаго с ним господином своим венчания чрез обыкновенные от священника вопросы она Гликерия той женитьбе согласовала доброхотно, и на венчание с ним майром то и на вступление во оный блудный брак самовольно похотела, а не отвращалась, как надлежало, ибо видно со всего дела, что и рабе своей Гликерии майор Уваров насилования или принуждения никакого не делал к такому грешному с собою сочетанию. Чего ради и епитимии подлежит в силу святых правил блудницы.
Дьячку Феодору Прокофьеву за непрекословие и священника Илариона Григорьева того прелюбодейного венчания за допущение определяется нести покаяние блудника во всем. Священник Иларион Григорьев за неправильное венчание онаго прелюбодейнаго брака, ежели был бы в живых, то всеконечно подлежал бы извержению иерейства по святым правилам, но понеже нет его в живых, того ради наследники его священника из оставшихся его священниковых пожитков штраф и двойную по указу Ее Императорского Величества пошлину за то, что без надлежащей венечной памяти венчал означенный грешный брак, уплатить должны...».

Возможно для кого-то из читателей эта далекая историческая реальность покажется тусклой, ветхой, обветшавшей, абсолютно неприемлемой для настоящей жизни, но это наши корни, наши истоки, и корни наши глубоки, а истоки чисты, разрушить это невозможно, как бы наши враги ни старались.

Материал опубликован по книге:
Труды Владимирской Ученой
архивной комиссии.
кн.XIII. Владимир, 1911.

Побликацию подготовила
Наталья Николаева

 

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.