Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла и епископа Рашко-Призренского Артемия

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
 
НА СТРАЖЕ РОССИИ

 

КАЗАКИ

...По первому зову земли своих предков
бил врагов славянства казачий кулак
.
Шёл грудью на смерть и падал нередко,
Но никогда не сдавался казак...
(«Коловрат»)

 

Что означает слово «казак», не знает никто. Да и откуда они взялись, тоже неизвестно. «Казаки от казаков ведутся», - говорят на Дону. Доподлинно известно, что в 1380 году казаки поднесли князю Дмитрию икону Божьей Матери «Донская» и дрались вместе с ним в Куликовской битве. Илья Муромец в древнерусских былинах называется казаком.
Своеобразность восточно-славянской Православной цивилизации очевидна. Мы - не остров. И мы должны были защищаться и от орд кочевников Востока, и от агрессоров Запада. Всю свою историю. Ни одна другая цивилизация не создала такого феномена, как Казачество. Есть поговорка: граница Руси проходит по передней луке казачьего седла. На линии разломов, на линии конфликтов вставали казачьи войска. И не только вставали, а отодвигали опасность. Опоясывали Русь. Польское окатоличивание разбивалось о Запорожскую Сечь. Первый удар по исламу был нанесен донскими казаками у стен Азова.

Казаки в атаке. 1943 г. Южный фронт. 4-й Гвардейский корпус под командованием Н.Я.Кириченко
Фото И. Озерского

Наши предки построили мо­гучее государство. И всегда на переднем краю были казаки. Ермак с горсткой донцов заво­евал для России огромную, не­освоенную территорию - Си­бирь, которая была поделена между осколками Золотой Ор­ды. Османская Империя угоняла славян в рабство. Из Крымско­го ханства, с Кавказских гор выходили орды работорговцев и насильников. И натыкались на казачьи заставы. Когда на­бегам из Крымского ханства был положен конец, Россия вступила в войну с Турцией, чьим вассалом был Крым. Итак, граница отдалялась и За­порожская Сечь утратила свой военный смысл. Екатерина II и Григорий Потемкин пересели­ли запорожцев сначала на зем­лю между Бугом и Днестром, где они сражались с турками под именем Черноморского войска верных казаков, а за­тем, по просьбе войскового пи­саря Антона Головатого, цари­ца отдала казакам Кубань. По­селившиеся там донцы и запо­рожцы вместе дали начало Ку­банскому войску. На Кубани возникло 40 казачьих станиц, 38 из которых носили традици­онные имена куреней Запо­рожской Сечи. Так что после­дующие вопли, как правило, из уст не казаков, о «злой цари­це», якобы разогнавшей Сечь, лишены основания. Казаки (кстати, называвшие царицу «Матушкой») просто оказались на новом рубеже. А что же - раз назвался казаком, будь го­тов к войне. Пока на Тереке и Кубани были казачьи войска - ни о какой трагедии, подобной Бесланской, не могло быть и речи. Как в казачьей колы­бельной:

По камням струится Терек,
Плещет мутный вал;

Злой чечен ползет на берег,

Точит свой кинжал;

Но отец твой старый воин,
Закален в бою:
Спи, малютка, будь спокоен,

Баюшки-баю...

В последующие годы донцы и кубанцы дали начало новым войскам - Терскому, Уральскому, Оренбургскому, Астраханскому, Сибирскому и другим. К 1917 году в Российской Империи существовало 11 казачьих войск и три отдельных городских полка. Обычно ратный труд отделен от землепашества. Крестьяне трудились, рыцари воевали. И только казак сочетал в себе и то, и другое. Казаки приходили на государеву службу с собственным оружием и всю жизнь имели его при себе. Приходили с собственным конем и снаряжением, под командой собственных офицеров. И высшей похвалой такому офицеру были слова станичников: «сколько у родителей в станице казаков взял, столько и назад привел. Никого не дал в трату!» Казак служил в армии 20 с лишним лет, в несколько приемов. Полки набирались из одних и тех же станиц. Отслужив положенное время, казак выходил «на льготу», то есть домой, но готовым явиться по первому вызову. В случае нужды призывались полки «второй и третьей очереди», в которых были казаки разных возрастов. Славный русский гусар - поэт и партизан Денис Давыдов просил Кутузова дать ему в отряд казаков. В Отечественную войну 1812 года они воевали в регулярной армии, в партизанских отрядах, прикрывали отход русской армии и гнали французов прочь. В разгар Бородинского сражения лихая атака донских казаков атамана Платова сорвала планы Наполеона по разгрому русской армии. Однажды они едва не пленили самого Бонапарта, и с тех пор французский полководец имел при себе пузырек с ядом. Наполеон говорил: «Дайте мне казаков и я завоюю весь мир». В 1814 году казаки вошли в Париж и стали лагерем на Елисейских Полях. А в ссылку на остров Эльба Наполеона сопровождали казаки лейб-гвардии Казачьего полка. Служба и быт казаков на Кавказе прекрасно описаны Лермонтовым и Толстым. Россия поддержала христианские кавказские народы, а кавказских мусульман Турция снабжала оружием и подбивала бузить. Тогдашние горцы были достойными противниками и верными друзьями. У них кубанские и терские казаки переняли горскую одежду - черкески с газырями (как в «Кавказской пленнице») и некоторые военные приемы. Большинство городов на Кавказе заложены казаками - как крепость Грозная, ныне город Грозный... Населенные пункты и географические названия в Болгарии и Сербии хранят имена казаков, павших при освобождении балканских православных народов от турок в XIX веке. На полях сражений Первой Мировой воевали свыше тридцати миллионов человек. И, хотя казаков среди воюющих был меньший процент, чем в войнах прошлого, их роль была значительной. Характерно, что на германских и австрийских военных плакатах и открытках неизменно присутствовал образ страшного казака в папахе. Они освобождали Львов, Перемышль, сражались в Карпатах. И не было равных им в рейдах по германским тылам. И, когда «демократические» агитаторы разваливали мораль Армии, увлекая ее в губительную революционную стихию, казаки не выдавали ни своих офицеров, ни оружия распоясавшимся «революционным частям». В начале Гражданской войны казаки не выступили активно, думали отсидеться. Да и кто знал тогда, чем оно обер­нется... Войско не откликнулось на предупреждения атамана Каледина об опасности большевизма. Красные вступали в донскую столицу - Новочеркасск. Атаман застрелился... Но когда комиссары показали свое истинное лицо, казаки сразу же восстали. И не было у красных более стойких и упорных противников. На Дону и Кубани находили убежище, офицеры, не изменившие Вере и Отечеству. Добровольческая Армия была сформирована на Дону. А будущий вождь Белого движения - барон Врангель во главе казачьих частей освобождал Кавказ и Кубань. Вместе с ним казачьи полки уходили в эмиграцию из осажденного Крыма. Их самоотверженная борьба не привела к победе. Но они сохранили честь. Троцкий и Свердлов ненавидели казачество - этот осколок традиционного общества, преданный Православной вере. Политика расказачивания длилась от 1919 до 1937 года. Уничтожали не только офицеров, атаманов, священников, образованных людей, не только казаков, воевавших в белых армиях, но и бывших красноармейцев. Многие казаки под угрозой расстрела переселялись в крупные города и скрывали свое казачье происхождение. Такая политика привела к тому, что в дни Второй мировой многие казаки воевали на стороне вермахта. Выдающиеся полководцы Гражданской - донской атаман, замечательный писатель Краснов и генерал Шкуро возглавили это движение. Они воспринимали новую войну как продолжение борьбы с большевизмом. Таким образом, трагедия Гражданской повторилась... И вот после смертей и битв XX столетия казачество возрождается. Не без проблем, не без трудностей. Казачество - не фольклорный ансамбль, хотя песни и пляски их известны по всему миру. Казак прежде всего - православный воин. Когда родное государство предает братьев, предает православных единоверцев, встать на их защиту для него - так же естественно, как по воскресеньям ходить в храм. Так было и на рубеже веков. В Абхазии, Карабахе, Приднестровье. В первую чеченскую на Кавказе воевал казачий добровольческий батальон имени генерала Ермолова. В первые же дни после румыно-молдавской агрессии на Приднестровье защищать его приехали казаки. Со стен музеев, с памятников на кладбищах улыбаются их мужественные лица. В 1992 году их помощь понадобилась сербам. Война в Сербии, как и многие войны последних лет, велась со средневековой безжалостностью. Антиправославная направленность ее очевидна. Причем циничная жестокость вояк НАТО не уступала зверству мусульманских террористов. Когда гибнут твои братья православные, отстаивая свою честь, свободу, свою землю - не помочь им - боль­шой грех. Сколько таких грехов на нашем народе! И благодаря таким, как казачий полковник Геннадий Котов, как другие казаки-добровольцы, павшие в Сербии, честь Руси еще не попрана окончательно. Когда мусульмане узнавали о том, что в атаку идут русские добровольцы и казаки, они часто сдавали укрепленные позиции без боя. Ныне, когда всякий, кому ни лень, считает за честь унизить нашу Православную веру, воинский дух и готовность казаков снова востребована. Казачьи организации возникают не только в местах традиционного проживания. И принимают туда не только родовых казаков. Но и тех, кто готов отстаивать Веру, род и Православное Отечество любой ценой. Мужчины в казачьей форме появляются возле храмов, которым грозит опасность. Кто удивляется, кто иронизирует. Только вот иронизирующие, как правило - мирные жители мегаполисов. Их не было видно на баррикадах Приднестровья, под минометным огнем в горах Сербской Краины. А казаки были... Да, не каждый персонаж в казачьей форме - воин и герой. Но ведь нет охотников «примазываться» к чему-нибудь плохому ...

Алексей Селиванов

 

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.