Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла и епископа Рашко-Призренского Артемия

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
 
НЕБО НАД СЕРБИЕЙ

 

Что для нас Сербия

Продолжение. Начало в №№2, 4-6.

Алые косовские пионы, которые и сейчас цветут у подножия монумента на Гази-Местане, по преданию, выросли из капель крови сербских юнаков. Сегодня историки продолжают спорить о результатах Косовской битвы; после «победы» на Косове турки, как известно, повернули назад, приостановив свое «победоносное» продвижение в глубь Европы.
Показательно, что в конце XIV столетия сами западные европейцы сравнивали битву на Косовом поле со знаменитой битвой при Пуатье (732 г.), положивший конец арабскому наступлению с Юга. В Италии, в Германии, в той же Франции люди отдавали должное мужеству сербов, сражавшихся за христианскую веру и свободу - и не только свою. И тогда уже пораженная многими язвами, уврачевать которые можно было бы только елеем истинной веры, а никак не с помощью яда католицизма, в ту пору Западная Европа все еще сохранила немалую толику прежней чести и достоинства. Если бы тогдашние европейцы могли видеть своих жалких потомков, поддержавших в 1999 году военную агрессию США против сербского народа, они, вероятно, содрогнулись бы - если не от стыда, то от презрения.
Мужественная, неравная борьба сербов с новой - заокеанской Хазарией, безусловно, напомнила бы им о вековом противостоянии древнейшего континента Карфагену, маврам, туркам, монголам. Напомнила бы о совместной борьбе славян и германцев с жестокими аварами, обуянными той же, хазарской гордыней и сгинувшими без следа («погибоша аки обры»).
О символичной роли славян в общеевропейской истории - начиная еще с гуннского нашествия, чей смертоносный разбег, окончательно разбившийся о выщербленные римские утесы и невысокие еще германские скалы на Каталунских полях Галлии (451 г.), впервые захлебнулся на бескрайней русской равнине к западу от Урала.

  Православные христиане ведут брань не против плоти и крови; в этом их принципиальное отличие от наших несчастных западноевропейских братьев, не устоявших в Истине, несмотря на свое славное прошлое.
На богослужении в сербском храме
Фото: www.kosovo.сom

(«Так было в первые века после пришествия Христа, когда Европа была тезоименита Христианству и была с ним одним существом. Прославление Христа и Его проповедание всем народам было Богом определенной миссией европейского континента.. . В свою христианскую эпоху Запад был православным и видел духом и умом», - напоминает нам преподобный Иустин (Попович), один из величайших светильников веры минувшего XX столетия). На Косове христолюбивое сербское воинство одержало прежде всего великую нравственную победу, свободною волею - вслед за своим князем - избрав Царствие Небесное вместо «краткого царствия земного».
Каков бы ни был временный, земной результат знаменитого сражения, в вечности сербы в любом случае остались победителями. Поэтому они гордятся даже проигранной Косовской битвой не меньше, чем мы своей победой на Куликовом поле. Во все времена это трудно было понять до конца западным европейцам. Но мы с вами понимаем. Понимаем, почему личность святого благоверного князя Лазаря - главного косовского мученика - столь значима даже для невоцерковленных сербов (в процентном отношении количество людей, регулярно посещающих храм, исповедующихся и причащающихся, по Сербии в целом, к сожалению, примерно такое же, как и в России; но есть и существенное отличие: все сербы без исключения осознают себя православными, это для них - дело чести).
Почему, скажем, обращается к этому образу современный (и широко известный) поэт Зоран Костич в своем стихотворении «Лазарь» («При жизни князь - и царь по смерти. Легенда целого народа...»). Мученичество и героизм, неразделимые в сербском сознании, и по сей день являются стержневой составляющей народной психологиии, для коей всегда было характерно ярко выраженное волевое начало, или, как говорят сами сербы, борбени активизам:

И все, что Князь в борьбе кровавой
Утратит, как последний воин,
От Бога примет Царь со славой,
Венца средь первых удостоен.

Коль скоро мы говорили о сербской традиции, о менталитете (forma mentis), князь Лазарь здесь, безусловно, - центральная фигура. «Но кто еще так свято и честно служил Христу Богу, как оный дивный Лазарь Косовский? - спрашивает святитель Николай Сербский. - Он сотворил все Богу угодные деяния - как и Неманичи; правил же, или лучше сказать, служил в более тяжкие времена, нежели Неманичи». Князь Лазарь - величайший сербский мученик. И он же - величайший герой, идущий на смерть - и в жизнь вечную - с мечом в руке.
Серб, по словам современного философа Желько Познановича (Ж.Познанович. Сербская идея. М., 2000. С.18), рождается воином. Мечом молитвы препоясаны его святые, но и сам разящий меч в деснице его становится пламенной молитвой Господу. Серб освящает руку свою раной, наносимой древнему христоненавистнику, по глаголу святителя Иоанна Златоуста: «Освяти руку свою раной, нанесенной еретику!» Это - старая, святоотеческая традиция; то, что сегодня, по прошествии целых столетий со времен преподобного Иосифа Волоцкого и святителя Геннадия Новгородского, стало как-то непривычно для Святой Руси (к сожалению, куда привычней звучали в начале XX века «глубокомысленные» рассуждения Бердяева о том, что преп. Иосиф Волоц-кий - де не сохранился в сознании русского народа «как образ святого»; а в конце столетия - пассажи диакона Кураева о миссии «православных китайцев»).
Но сербы это сохранили. В частности, сыграло свою роль и чисто географическое положение , хотя, конечно же, это - не главная причина. Тем не менее факт остается фактом; православные сербы остро ощущают свою принадлежность к Европе, осознают себя европейцами, противостоящими ближневосточной и иной скверне. «Мы славяне, говорят сербы, но мы же и европейцы. И пусть Европа, порабощенная..., отреклась от нас - мы не отреклись от нее и даже под бомбами НАТО продолжаем скорбеть о ее падении» (Ж.Познанович. Там же. С.10).

Илья Числов,
Председатель Общества
Русско-Сербской дружбы
Продолжение следует

 

 

Святитель Николай Велимирович

Узкая тропа над бездной

Из книги «Сербский народ как раб Божий»

  Наивысшая форма драмы есть трагедия. История сербов - вся трагична. Путь сербского народа ведет по опасной крутизне над бездной. Этим путем может пройти без страха лишь лунатик. Такие ужасы подстерегают на этом пути. Если бы сербы смотрели вниз, в пропасть, над которой грядут, они устрашились бы и упали, и пропали. Но они глядели ввысь, в небо, на судьбо-подателя Бога, с верою в Него - и шагали бессознательно или едва сознавая, что делают. Поэтому они смогли преодолеть путь по отвесным скалам, какими ни один белой расы доселе не проходил.
Народ сербский срывался порою с крутизны, но выкарабки- вался вновь на узкую тропинку отвесного полотна. Он знал, что это - единственный правый путь, путь его судьбы и спасения. Оди­ночки срывались и больше не возвращались. Они пропадали. Но главная часть народа всегда возвращалась на верный путь. Трагический путь страдания и воскресения, путь Христа, Коему сербы дали обет служения.

На узкой тропе над бездной помощь оказывает не теоретик, но практик, не способен помочь и философ, который лишь предчувствует и предугадывает, а менее всего ученый, который все знает в обратном порядке и ничего не знает наперед.
На узкой тропе над бездной помочь может только тот, кто этим путем уже прошел и потому может быть настоящим и действительным проводником. На страшном пути, которым шел сербский народ в течение последних 800 лет, проводником был Иисус Христос, Оный, пришедый из града, к коему человечестве грядет, дабы показать дорогу, чтобы именно стать стезей и вожатым.
От Адама и до скончания времени и пространства вселенной - никто, кроме Него, не пришел оттуда, от конечной цели, от града неведомого,- указать путь и привести путников к цели и граду небесному.
Уразумел сие сербский народ, весь израненный и окровавленный на лунатической крутизне поэтому и презрел всех теоретиков, махнул рукой на все чужеземные философии и кабинетные науки, словно честный Драшко на червоточную Венецию, и ухватился за полу Господа Иисуса Христа, как единственного верного вожатого.
Страдают в этом мире и нехристиане, и христиане. Напрашивается вопрос: если язычники и безбожники страдают, почему христиане страдают тоже? Поистине, великий вопрос, он мучит души многих не укрепившихся в вере Христовых последователей. Между тем, хотя страдания неверных и верных как будто и одинаковы, смысл и цель страданий несоизмеримо различны.
Представьте себе высокую гору, крутую и отвесную, и на вершине горы - великолепный град. Гору эту опоясывает кругом путь, широкий и блистательный, который никуда не ведет, ибо проложен вокруг горы. Наверх же, по крутизне, ведет тесная тропинка - ко граду на горе. Одни путники грядут сим широким и окружным путем вокруг горы, не зная, ни зачем идут, ни куда идут, и без какой-либо надежды на некую лучшую жизнь в конце пути, равно как и без надежды на какую-либо награду. Другие путники идут той крутой стезей, ведущей наверх, зная, почему обливаются потом и куда идут.
Те, первые, суть язычники и неверующие, сыны мрака и царствия земного; те же, вторые, - христиане, чада света и Царствия Небесного. И потому они хотя и обливаются потом, но переносят все с легкостью, ибо знают, что идут к себе домой, на вечную родину свою, во град Царя Вышнего, на лоно Отца Небесного. И знают еще, что их рука Господня поддерживает, и что с ними их Ангелы Хранители. Сие ясное провидческое сознание укрепляло сербский народ в течение всех столетий, исполненных муки и страдания.
Не только слушая Евангелие, выучились сербы правде жизни. Не только из книги научились они этому. Но в точно такой же мере почерпнули это из жизненного опыта. Mногие люди обмирали и вновь возвращались к жизни. Их души покидали тело и, ведомые Ангелами Божиими, путешествовали по тому свету душ и духов. Редко когда было село или город, где бы подобные случаи не происходили. И свидетельства сих свидетелей были согласны. Существует тот свет; как мир светлых духов, мир духов мрака. Праведники на том свете пребывают в лучезарном сиянии и несказанной радости, тогда как грешники и нераскаявшиеся праведники во тьме и муке, там, где плач и скрежет зубов.
И потом еще были многие явления с того света, особенно во времена родного страдания. Были видения, и во сне наяву, видения спасительные, подтверждавшие все истины Христова учения. Людям с чистым и простым сердцем являлся Сам Христос, являлась и Богородица, и Ангелы Божии, и святые и души умерших предков. Наряду с этим в каждой артели и в каждой деревне рассказывали о происшествиях, кои свидетельствовали, что Бог казнит злого, а доброго милует. Все это огромное устное предание, каковым сербы - как народ мученический и исполненный откровения - особенно богаты, все это предание, кое целый мир не смог бы вместить, будь оно записано, служило сербу подтверждением всецелого учения Христова. О, как же протестанты безнадежно бедны без какого-либо предания!

Перевод с сербского
Ильи Числова

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.