Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Хустского и Виноградовского Ипполита и
епископа Анадырского и Чукотского Диомида

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21
 
КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО

 

О преодолении ересей Православной Церковью

Продолжение.
Начало в № 3 (69)

4. Присоединение к Православной Церкви
из ереси покаянием или гласным
отвержением ереси с исповеданием Православия
в случае крещения или рукоположения еретиками,
лично (поименно) не осужденными Православной
Церковью и не входящими в еретическое сборище,
которое ранее осуждено Православной
Церковью в целом

    Каждый человек, имеющий отношение к ереси: принял ли он обряд крещения или рукоположения у еретиков, к тому времени лично (поименно) не осужденных Православной Церковью, но и не входящих в еретическое сборище, которое ранее в целом Соборно осуждено Православной Церковью, может присоединиться к Церкви покаянием, как это всегда происходило.
    В первом своем деянии VII Вселенский Собор произвел тщательное исследование возможности приема клириков в Церковь из ереси, так как тогда, при полувековом открытом господстве иконоборческой ереси, многие епископы были рукоположены еретиками. При этих исследованиях «Константин, почтеннейший диакон и нотарий досточтимой патриархии прочитал „из деяний святого и Вселенского IV Собора, бывшего в Халкидоне": „Восточные и бывшие с ними почтеннейшие епископы воскликнули: все мы согрешили, все мы просим прощения. И потом: Фалассий, Евсе-вий и Евстафий, почтеннейшие епископы, сказали: все мы согрешили, все просим прощения. И затем: Встав вместе с ними, почтеннейший епископ Ювеналий перешел на другую сторону, и воскликнули восточные и бывшие с ними почтеннейшие епископы: хорошо, что Бог привел тебя, Православный; хорошо, что ты пришел„»11. Итак, через покаяние и этот переход они были приняты в Православную Церковь. Подобное же обращение имело место и на VI Вселенском Соборе. Святейший патриарх Тарасий на VII Вселенском Соборе при обсуждении сказал, что «очень многие из собравшихся на святой VI Собор были, конечно, хиротонисаны Сергием, Пирром, Павлом и Петром, учителями ереси монофелитской; так как они преемственнозанимали Константинопольскую кафедру»12. Но точно таким же переходом они были приняты в Православную Церковь, и затем в числе прочих Отцов Собора «анафематствовали (только) этих четырех, хотя и были сами ими рукоположены»13.
    Заключая рассмотрение этого вопроса, VII и последний «святой великий и Вселенский Собор, следуя отеческим и церковным определениям, положил принимать обращающихся от ереси, а также и хиротонисанных еретиками, но держащихся Православного учения»14. В последнем случае присоединение к Православной Церкви может также осуществиться через гласное отречение епископа от ереси с исповеданием Православия.
    Вот два примера такого присоединения, которые рассматривались на VII Вселенском Соборе. Уже упоминаемый святой Мелетий, архиепископ Антиохийский, был рукоположен еретиками из разновидности ариан, которые назывались в то время «новыми еретиками», поскольку они тогда еще не были Соборно осуждены. Однако так как он в своем слове перед полнотою народа Божия отверг ересь и поддержал Православие, он стал главой Православных в Антиохии, а позднее - председателем II Вселенского Собора. Также известно, что наставники монашествующих, преподобные Савва и Феодосии, вместе со своими монахами вошли в евхаристическое общение с архиепископом Иерусалимским Иоанном III, который поначалу соглашался с ересиархом Севером и его ересью, то есть архиепископ Иоанн III прежде сам был еретиком. Но вошли они в евхаристическое общение с ним лишь после того, как архиепископ Иоанн III, отрекшись от ереси с церковного амвона, то есть гласно и принародно, анафематствовал «Нестория, Евтихия, Севера и Сотериха и всякого, не принимающего Собора Халкидонского»15, то есть IV Вселенского.
    Этими двумя, по сути, тождественными путями верующие, впадшие в ересь, могут быть приняты в Православную Церковь. В случае присоединения таковых еретиков из мирян Православный Собор может устанавливать особый чин приема в Православную Церковь, который по принципу церковной икономии облегчал бы присоединение таковых еретиков без их перекрещивания, например, так, как это определено по отношению к некоторым еретикам 7-м Правилом II Вселенского Собора и 95-м Правилом VI Вселенского Собора.
    При рассмотрении возможности принятия в Церковь кающихся священнослужителей-еретиков в сущем сане применяют Каноническое Послание святого Афанасия Великого, архиепископа Апександрийскаго, к Руфиниану, где определено: «...Как здесь, так и всюду, рассуждено за благо падших и защитников злочестия прощать, если покаются, но не давать им места в клире, а о тех, которые не первенствовали в злочестии, но были увлечены нуждою или насильно, решено, как давать им прощение, так и иметь им место в клире, тем более что они представили достойное вероятия оправдание, и сие было с ними, по-видимому, не без (особого Божия) смотрения. Ибо утверждали о себе, что не предавались они на сторону злочестия, но чтобы не были поставлены какие-либо нечестивцы и не растлили Церквей, согласились они лучше содействовать насилию и нести на себе бремя, только бы не погибли люди»16.
    Относительно этого послания на VII Вселенском Соборе «святейший Патриарх Тарасий сказал: „Мы находим, что Отцы ни в чем не разногласят, напротив все, имея как бы одну душу, одно и тоже проповедуют, одному и тому же учат; но Отец наш Афанасий изложил это учение так, как будто имел ввиду какую-то особенную цель. Поэтому он положил принимать в клир тех из впадших в ересь, кто не были учителями ереси"»17.
    Кроме того, по образу 8-го Правила I Вселенского Собора, 7-го Правила II Вселенского Собора, 95-го Правила VI Вселенского Собора, послания святителя Василия Великого к Евесянам, принятие кающихся еретиков в Церковь проводят так, как подробно изложено в «Определении III Вселенского Собора против нечестивых мессалиан, которые называются также евхитами и энтузиастами». В нем определено, что все еретики «или подозреваемые в этой ереси, члены ли клира или миряне, согласились с Православными, и если которые письменно уже анафематствовали свою ересь, подобно тому, как прописано в вышеупомянутой Соборной записи, если будут члены клира, да пребывают в клире, если миряне, да будут допущены к общению. Если же откажутся анафематствовать, то пресвитеры, или диаконы, или в другой какой-либо церковной степени, да извергнутся и из клира и со степени и от общения, а миряне да будут прокляты»19.
    Таковой образ приема в Православную Церковь при письменном отречении от ереси кающихся еретиков, о которых говорится в настоящем разделе, следует считать в полной мере соответствующим Православному церковному обычаю. Поэтому касательно таковых еретиков «святейший Патриарх Тарасий сказал: „...Итак мы уже слышали Канонические постановления и Соборные определения, а также и определенное мнение Святых Отцов: одинаково принимались все возвращавшиеся от какой бы то ни было ереси"»20. Таким образом, а именно только после рукописного отречения и анафематствования иконоборческой ереси, VII Вселенский Собор принял в Церковь всех раскаявшихся иерархов-иконоборцев, например, епископов Василия Анкирского, Феодора Мирского, Феодосия Амморейского и многих других.
    Принятие этого благословенного покаяния принадлежит, разумеется, самой Православной Церкви, которая может присоединить к себе отпадших, например, неизменным согласием Церковной полноты народа Божия на присоединение епископов, всенародно анафематствующих свою ересь, как были приняты в Церковь из ереси святой Мелетий, архиепископ Антиохийский, и Иоанн III, архиепископ Иерусалимский.
    Также, присоединение еретиков, о коих речь в настоящей главе, может быть осуществлено определением Православного Собора, а в крайнем случае - решением Православного епископа или назначенного им духовника, которыми управляет Сам Господь.
    Всем Православным христианам нужно принимать эти Богом благословенные действия святой Церкви как путь к совершенству, согласно с волей Иисуса Христа, Спасителя нашего, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2, 4) и Божественной заповедью, которая гласит: немощного в вере принимайте без споров о мнениях (Рим. 14, 1) (в последней идет речь о таковых заблуждающихся, которые по своей нетвердой вере не только не могут проповедовать свое заблуждение, но сами нуждаются в слушании проповеди истины и в назидании).


5. О чинопоследованиях,
отправляемых еретиками, лично
(поименно) изверженными
либо анафематствоваными
Православной Церковью,
а также еретиками в еретических сборищах,
анафематствованых Православной Церковью в целом

    Право извергнуть еретика или грешника из священного сана или отлучить его от Церкви, то есть анафематствовать, принадлежит исключительно Православному Собору либо Православному епископу, которым от Господа дана власть на земле связывать и разрешать от Его Имени21.
    Любые чинопоследования еретика, личное (поименное) извержение или отлучение которого уже определено или подтверждено Православным Собором либо Православным епископом, являются недействительными и не могут впоследствии получить церковного освящения. Чинопоследования еретиков, открыто перешедших или же находящихся в еретических сборищах, ранее целиком анафематствованных Православной Церковью, во всех случаях также недействительны и ложны. К таковым целиком осужденным еретическим сборищам относятся, например, еретики-монофизиты, осужденные IV и последующими Вселенскими Соборами, ибо так сказано в 1 -м Правиле VI Вселенского Собора: «Отметаем и анафематствуем всех, которых они [древние Отцы - А.С] отметали и анафематствовали, как врагов Истины, вотще скрежетавших на Бога и усиливающихся неправду на высоту вознести. Если же кто-либо из всех не содержит и не приемлет вышереченных Догматов благочестия, и не так мыслит и проповедует, но покушается идти против оных, тот да будет анафема, по определению, прежде постановленному предупомянутыми святыми и блаженными Отцами, и от сословия христианского, как чуждый, да будет исключен и извержен»22. Поэтому на VII Вселенском Соборе «святейший Патриарх Тарасий сказал: „...если же кто дерзнет принять хиротонию от отлученных еретиков по провозглашении соборного определения и единомысленного мнения Церквей [Поместных - А.С.] относительно Православия; то подлежит низложению". - Святой Собор сказал: „Это суждение справедливо"»23.
    Поэтому крещеных и рукоположенных всеми таковыми еретиками, в случае их покаяния и желания стать членами Церкви, следует заново крестить истинным Православным Крещением, и если по достаточном испытании они окажутся достойными священнослужения, то заново рукополагать их в священный сан.

Артем Стадник


    11 Деяния Вселенских Соборов. Том IV. Казань, 1908. С. 359.
    12 Там же. С. 365.
    13 Там же. С. 366.
    14 Там же. С. 396.
    15 Деяния Вселенских Соборов. Том IV. Казань, 1908. С. 365.
    16 Каноническое Послание святого Афанасия, архиепископа Александрийского, к Руфиниану. Цит. по: Деяния Вселенских Соборов. Том IV. Казань, 1908. С. 357.
    17 Деяния Вселенских Соборов. Том IV. Казань, 1908. С. 361.
    18 Творения святителя Василия Великого. М., 1854. Ч. 7. С. 214-215.
    19 Деяния Вселенских Соборов. Том I. Казань, 1908. С. 404.
    20 Там же. Том IV. С. 362.
    21 Мф. 18, 18-20.
    22 1-е Правило VI Вселенского Собора.
    23 Деяния Вселенских Соборов. Том IV. Казань, 1908. С. 366.


Окончание в след. номере


Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.