Иконописная мастерская «Петр Билич»
Что слово повествования
предлагает для слуха,
то молчаливая живопись
показывает через изображение.
Св. Василий Великий
|
|
Будучи в Белграде, мы посетили иконописную мастерскую «Билич», которая находится в центре города рядом с храмом святителя Саввы на Браничевской улице. |
|
|
Ею руководят муж и жена - Петр и Татьяна Билич. Петр был в отъезде, и мы задали несколько вопросов Татьяне.
Татьяна, расскажите, пожалуйста, о вашей мастерской.
- Иконописная мастерская «Билич» существует с 1998 г. В отличие от других, она частная, то есть не принадлежит никакому монастырю, как это обычно бывает. Наша мастерская - единственная, где открыт свободный доступ для посетителей: любой желающий может посмотреть, как работают мастера-иконописцы, приобрести любую понравившуюся икону или заказать что-то конкретное. Мастерская занимается иконописью, создает иконостасы, реставрирует старые иконы и выполняет работы по консервации...
Какой иконописной школы придерживаются ваши мастера?
- Наши иконописцы придерживаются старой сербской традиции, и примером в этом им служат «Милутиновы мастера» из XIV-XV вв. Сербская школа иконописи, в свою очередь, базируется на Византийской традиции, к нам в стародавние времена приезжало немало греческих мастеров. Но уже в XIV в. сербские иконы приобрели собственный стиль, который содержал в себе характерные черты, присущие духу сербского народа. Перед нами стоит задача сохранить древнюю сербскую традицию иконописи. Во время Тито-коммунизма в иконописи наступил перерыв, длившийся до недавнего времени, примерно до 80-х гг. прошлого века. Мой муж, Петр Билич, основатель этой мастерской, стал одним из первых после периода духовного упадка возрождать иконопись. Он сам лично пережил момент духовного преображения, будучи преподавателем живописи и художником, и после этого приступил к написанию икон. Петр изучал по книгам историю иконописи и другую специальную литературу, поскольку тогда не было еще никаких иконописных школ. Кроме этого, он брал частные уроки у Милоша Рашкого, удивительного человека, владеющего древней сербской иконописной техникой. Теперь же все меняется к лучшему. У нас действуют православные школы, где изучается иконописное мастерство. Есть курсы иконописи. И у нас в мастерской проводятся свои курсы. Главное - было бы желание.
Каково, на Ваш взгляд, сейчас духовное состояние сербского народа?
- Сейчас многие люди воцерковляются. Есть даже такое мнение, что ходить в церковь - это модно. И на мой взгляд, лучше соответствовать такой «моде», чем оставаться безбожником. Лучше, придерживаясь «моды», поверить в Бога, чем, следуя иным поветриям, впадать в грехи.
Если человек находится в Церкви, то Дух Святой начинает действовать на него, и уже Он будет направлять человека, наполнять его искренней верой. Конечно, многие люди, пришедшие в церковь недавно, мало что понимают, но это не значит, что они никогда ничего не поймут. Для каждого человека существует свой момент духовного преображения и
Богооткровения. Главное - начать, а потом Господь через людей, книги, обстоятельства все прояснит. Кроме этого, если народ ощутил потребность идти в церковь, значит, он откликнулся на некий призыв, и сам этот факт подтверждает действие Духа Святаго. Важнее всего - не заглушить в себе этот зов заботами о мирском и не сопротивляться действию Святого Духа. Все постепенно придет. У каждого из нас когда-то были первая исповедь и первое Причащение.
Как Вы думаете, может ли икона быть источником духовного преображения человека?
- Для меня икона - это святой лик, посредством которого я могу обратиться за помощью к Богу. Когда человек во время молитвы смотрит на икону, то мысли и чувства его сосредотачиваются на святом образе, уходя от посторонних мыслей. Сама эта сосредоточенность уже в некоторой степени преображает человека. Например, если передо мной лик Богородицы, то я уже не смею отвлекаться ни на что земное, Пречистая Божия Матерь как бы берет душу мою под покров и просит Сына Своего помочь мне. Даже просто смотреть на икону - это уже чудо Богообщения.
Сейчас в России возродилась духовная потребность в покаянии. У нас составлен чин покаяния русского народа в грехах богоотступничества и цареубийства. За время коммунистического режима русские люди попрали все святое, утратили веру в Бога и служили всякому злу. Для русских наступило время соборного покаяния в совершенных грехах. Есть ли такая потребность у сербского народа?
- Не могу ответить за весь сербский народ, но скажу лучше о себе. У меня такая потребность есть, я чувствую, что каждую минуту грешу. Наверное, любому человеку следует сначала посмотреть внутрь себя, своей души, чтобы очиститься от зла, а потом нужно установить добрые отношения с близкими. Если бы каждый так поступал, то и весь народ исправился. Ведь народ состоит из отдельных личностей. В любом случае, надо начинать с себя, и если духовный труд личного покаяния будет приносить плоды, то другие люди это увидят и уже независимо от вашего желания станут брать добрый пример. Покаяние дает душе благодатный мир и радость о Боге. Обычные люди этого лишены, и поэтому всякий духовно возросший человек становится невольным примером для других. Нельзя пытаться «переделывать» окружающих, потому что сразу впадаешь в грех осуждения. Например, я часто этим грешу, особенно если дело касается Косова и Метохии. У меня сразу все внутри возмущается и кипит. Но, по сути дела, толку от возмущения нет. Надо молиться, ведь все в руках Божиих. Если бы все православные помолились от сердца за решение проблем на Косове и в Метохии, то Бог бы устроил все к лучшему. Из личного опыта знаю, что молитва творит чудеса. Когда у меня возникают проблемы, я читаю акафисты святым, Богородице или Господу Христу, и все налаживается невероятным образом. Чтобы решить проблему Косова нужен всенародный молебен, молитвенное единство народа.
Как Вы думаете, могла бы Монархия стать источником всенародного единства?
- Я хотела бы видеть Сербию Монархической. Это единственная Богом данная власть. Но, боюсь, народ наш еще этого не понимает. Очень много у нас коммунистов, демократов - все в разные стороны тянут. Но как ни смотри, потребность в покаянии существует. Без покаяния не бывает сердечной молитвы, а молиться нам надо, чтобы Господь нас вразумил и наставил на путь истинный.
Как Вы смотрите на возможность славянского единства?
- На мой взгляд, оно уже существует. Сербы с русскими всегда легче находят взаимопонимание, чем, к примеру с американцами, немцами или французами. Да, мы живем в разных государствах, но пребываем в духовном единстве.
Что бы Вы хотели пожелать русскому народу?
- Хочу пожелать и русскому, и сербскому народам вернуться к своим корням, к своим духовным традиционным ценностям, которые наши державы хранили на протяжении веков. Чтобы вера Православная, а вместе с ней честь и достоинство, прочные православные семьи, смирение, покорность воле Божией, радость о Господе стали крепким основанием нашей жизни.
Беседовала Екатерина Василевич