Святитель Николай Сербский
«Духовный сад»
(Главы из книги)
О неблагодарности людской, даже скотам неизвестной
Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего, а Израиль не знает
Меня, народ Мой не разумеет.
(Ис. 1, 3) |
Благодарностью животных явным образом обличается неблагодарность людей. Безсловесный вол знает, кто его господин, и осел знает, чьи это ясли, из которых он кормится, как же словесный человек не знает о Боге, своем Творце и Хранителе? Израиль означает «Боговидец». И каждый разумный человек должен быть Боговидцем, чтобы знать Бога, чувствовать присутствие Бога, служить Богу, как некогда кроткий и дивный Иаков. Но когда разумный человек, чье достоинство заключается в том, чтобы познавать Бога, не познает Его, т.е. когда Боговидец становится слепцом, тогда-то вол и осел возвышаются в достоинстве над таким человеком. Ведь вол хорошо знает господина своего, и осел хорошо знает кормильца своего. В то время как среди людей существуют такие, и чаще всего они бывают вождями, которые не знают своего Господина и Кормильца своего. Безбожие -это самая страшная болезнь во всей вселенной, присущая только человеку. Безбожие есть болезнь не животных, но людей. Относиться к людям, которым предопределено быть Боговидцами, потерять боголюбие, становясь беднее и вола и осла!
О, Боже кроткого Иакова, Израиля, просвещенного Боговидца, помоги нам сохранить достоинство свое человеческое, чтобы каждый день и час познавали и признавали с благодарностью Тебя как Господина своего и Питателя. Тебе слава и хвала во веки. Аминь.
О том, как Бог очищает покаявшихся грешников
Если будут грехи ваши, как багряное, -
как снег Убелю; если будут красны,
как пурпур, - как волну убелю.
(Ис. 1, 18) |
О, безграничная милость Божия! В гневе Своем на народ неверный и неблагодарный, на народ, погрязший в беззакониях, семя злобное, сыновей испорченных, на князей, которые стали князьями Содомскими, и на народ, который стал как народ Гоморрский, - в таковом гневе Господь все-таки не оставляет милости, но призывает к покаянию. Как когда-то после страшных громов пошел сильный дождь. Таков Господь - долготерпелив и многомилостив и не до конца гневается. Если только грешники перестают делать зло, научаются делать добро и приходят к Господу со смирением и покаянием, души их становятся белыми как снег. Господь всесилен и всевластен. Никто кроме Него не может грешную человеческую душу от греха очистить и чистотой убелить. Сколько бы полотно ни стирали в воде с пеплом и мылом, сколько бы ни перестирывали, оно не будет белым, пока его не развесят под светлостью солнца. Так и душа наша не может убелиться, сколько бы мы не очищали ее своим трудом и усердием, пока не распластаем ее под ногами Божиими, расправленную и раскрытую, чтобы свет Божий ее осиял и убелил. Господь и одобряет и поощряет усердие наше в этом труде. Он хочет, чтобы мы душу свою слезами омыли, покаянием стеснили, гнетом совести придавили, в добрые дела одели, и, в конце концов, Он нас призывает, чтобы мы пришли к Нему. «Тогда придете ко Мне, - говорит Господь, - чтоб я судил». То есть: «Я посмотрю и увижу, есть ли Я в вас, а вы посмотрите в меня, как в зеркало, и увидите каковы вы».
О, Господи, медлящий в гневе, смилуйся над нами до страшного дня Твоего. Тебе слава и хвала во веки. Аминь.
* * *
Не волнуйся о праведнике и не завидуй грешному. Всегда помни, что Господь Христос воскресением победил позорную смерть, и что Ирод, Иуда, Нерон, Иулиан Отступник, Валериан, Лев Армянин и другие христоборцы позорной смертью умертвили навек свои успехи и победы. Святого Наркисса патриарха завистники оклеветали за нарушение целомудрия. Невинный Наркисс удалился в пустыню и многие годы провел там, в безмолвии и терпеливом ожидании, чтобы Бог открыл Истину. Три патриарха сменилось после него, и только после этого появились люди, доказавшие ясно его невиновность. Тогда все настояли, чтобы вернулся он из пустыни на свое место. Так Бог оправдал праведника. Кровавый царь Валериан с сатанинской страстью убивал христиан по всему миру. И чем закончил? В войне с персами был побежден и взят в рабство царем Сапором. Сапор не хотел его сразу погубить, но использовал его вместо подножки, когда хотел сесть на коня. Каждый день его слуги вместе с конем приводили ему Валериана, и Сапор наслаждался тем, что становился ногой на шею римскому царю. Злую жатву собирает тот, кто сеет злое семя.