Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Хустского и Виноградовского Ипполита и
епископа Анадырского и Чукотского Диомида

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17
 
ТОТАЛИТАРНЫЕ СЕКТЫ

 

Диспут со «Свидетелями Иеговы»

Протоиерей Олег Стеняев

Продолжение. Начало в № 19 (61)

Мощи свт. Николая Сербского в церкви святого Саввы
в день канонизации 24 мая 2003 г.

XIV. О почитании святых

    Сектант: И все же вы не ответили на вопрос о праздновании дня рождения, так называемых именин.
    Православный: У православных не принято отмечать день рождения. Я в день рождения молюсь о своих родителях, и не более того. А «именины» - это не день рождения, а день памяти святого, имя которого человек носит. В Писании о почитании именно умерших святых сказано: Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их (Евр. 13, 7).
    Сектант: Культ святых и поклонение умершим предкам - все это неугодно Иегове.
    Прежде всего, надо отметить, что все умершие лишены сознания: Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению... Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости (Ек. 9, 5, 10).
    Поклонение можно оказывать только Иегове Богу: «Ибо не должен ты поклоняться богу иному, кроме Иеговы; имя Его ревнитель; Он Бог ревнитель» (ПАМ Исх. 34, 14). Также важно понять, что не может быть никаких посредников в виде человеков, ангелов и Марии: Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус (1 Тим. 2, 5). Сын Божий есть единственный Посредник и Ходатай за весь род человеческий. Так называемые святые не могут спасти никого, разве только себя. Написано: Или, если бы Я послал на ту землю моровую язву и излил на нее ярость Мою в кровопролитии, чтобы истребить на ней людей и скот: то Ной, Даниил и Иов среди нее, - живу Я, говорит Господь Бог, - не спасли бы ни сыновей, ни дочерей; праведностью своею они спасли бы только свои души (Иез. 14, 19-20).
    Православный: Я согласен с вами, что дело нашего спасения зависит только от Бога и осуществляется в Истинном Человечестве Христа Иисуса, о чем мы и прочитали в послании к Тимофею. Но православные никогда не согласятся с вами, что мы не имеем предстоятелей и посредников во Христе...
    Сектант: Вы соглашаетесь или не соглашаетесь не со мною, а со словом Иеговы.
    Православный: ...Вы опять меня перебили. Но неважно. Главное - это понять действительный смысл библейского Откровения.
    В Книге Песнь Песней сказано: Если ты не знаешь этого, прекраснейшая из женщин, то иди себе по следам овец (Песн. 1, 7). Одно из известных толкований этого текста следующее: ступай по стопам своих предков; возьми в пример пророка Моисея; вспомни, как он пас стадо на земле чуждой и однако не тужил он и там, был верен (Толкование на книгу Песнь Песней Соломона. Протоиерей Геннадий Фаст. Енисейский благовест, 2000. С. 140). Ап. Павел, например, в категорической форме заявлял: Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу (1 Кор. 4, 16). Действительно, уподобляясь святым, мы уподобляемся Тому, Кто является Единственным источником святости (Богу). Сам Бог, говоря о Себе Самом, свидетельствовал о святых: Я Бог<...> Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова (Исх. 3, 6). Псалмопевец Давид стремился к святости, а значит, и ко святым. Он восклицал: К святым, которые на земле, и к дивным Твоим - к ним все желание мое (Пс. 15, 3).
    Сектант: Мы почитаем святых. Но поклоняемся только Богу.
    Старших, особенно пожилых, мы стараемся чтить (то есть уважать): Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою (1 Тим. 5, 1-2). Также мы почитаем своих родителей и учим этому младших: Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле (Еф. 6, 1-3). Но что подобное доброе отношение к святым и старшим может иметь с вашим верованием в посредничество и ходатайство человеков, одних за других?
    Православный: Писание много говорит о ходатайстве одних людей за других. Например, о Моисее сказано, что когда Господь принял решение истребить израильтян, он (Моисей) ходатайствовал за них (при этом поминая усопших святых, явно прибегая и к их заступничеству). Сказано: Но Моисей стал умолять Господа, Бога Своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою <...> вспомни Авраама, Исаака и Израиля [Иакова], рабов Твоих, которым клялся Ты Собою, говоря: умножая умножу семя ваше, как звезды небесные, и всю землю сию, о которой Я сказал, дам семени вашему, и будут владеть [ею] вечно. И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ свой (Исх. 32, 11, 13-14).
    Сектант: Я не разумею, как можно прийти к выводу, что есть ходатайство каких-то мертвецов за живых людей. И как они, неживые, могут слышать живых.
    Даже если принять во внимание ваше заблуждение о том, что они и по смерти живы.
Но ведь это никак не делает их вездесущими. Как же они могут одновременно слышать молитвы, произносимые разными людьми и в разных местах? Это просто невозможно. Ведь вездесущ только Бог, и только Он всевидящ.
    Православный: Об умерших праведных, имена которых вспоминал и Моисей, сказано: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова <...> Бог не есть Бог мертвых, но живых (Мф. 22, 32). То есть, они по-прежнему живы. Умерев в этом мире, они воскресли в мире вечном. С другой стороны, если говорить о возможности святых общаться одновременно с разными группами людей, отделенных от них пространством, то известно, что некоторые святые обладали подобным даром еще и во дни своей земной жизни. Так, например, ап. Павел, свидетельствовал о себе самом: ибо хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами, радуясь и видя ваше благоустройство и твердость веры вашей во Христа (Кол. 2, 5).
    Вы говорите, что Сын Божий «есть единственный Посредник и ходатай за весь род человеческий». Но как тогда вы истолкуете следующие стихи: Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими; а кто отвергается Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими (Лк. 12, 8-9). Смысл этих слов более чем очевиден. Ангелы принимают активное участие в деле нашего спасения, и даже Сам Сын Божий придает этому определенное значение. Они ходатайствуют за нас пред лицом Божиим, защищая нас и даже мстя за нас. Сказано: Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного (Мф. 18, 10).
    С другой стороны, если говорить о ходатайстве святых и ангелов, учитывая текст из первого Послания Тимофея (Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус (1 Тим. 2, 5)), то здесь возникает необходимость более внимательно рассмотреть данный стих. Да, Христос - един посредник между Богом и человеками. Потому что между Сыном Божиим и Его Отцом присутствует только Дух Святой. И эти взаимоотношения не нуждаются в других посредниках. Но между нами и Христом Иисусом - огромное духовное пространство. И здесь были и есть ходатай и посредники.
    Если вас, например, попросят помолиться за другого человека, разве вы откажетесь выступить в роли ходатая? Ваша молитва будет совершатся во имя Христово. И здесь вы будете предполагать, что Сам Христос вознесет ваше прошение к престолу Отца Своего небесного. Разве я не прав? Сказано: Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас (1 Фес. 5, 12).
    Сектант: В нашем переводе этот стих звучит иначе: «Просим же вас, братья, уважать тех, кто усердно трудится у вас, и руководит вами в Господе, и увещает вас». Как вы видите, здесь нет речи о предстоятелях, но говориться об руководителях.
    Православный: Русское слово предстоятель происходит от двух слов: «пред» (то есть впереди) и «стоящий». Что полностью соответствует греческому слову, употребленному в данном тексте, которое дословно переводится как стоящий впереди.
Об Аароне и его служении, посредника и заступника пред Господом Богом, сказано: И сказал Моисей Аарону: возьми кадильницу и положи в нее огня с жертвенника и всыпь курения, и неси скорее к обществу и заступи их, ибо вышел гнев от Господа, [и] началось поражение. И взял Аарон, как сказал Моисей, и побежал в среду общества, и вот, уже началось поражение в народе. И он положил курения и заступил народ; стал он между мертвыми и живыми, и поражение прекратилось (Чис. 16, 46-48). Причем сам Моисей был посредником между Богом и фараоном (наделенный всеми соответствующими правами). Сказано: Но Господь сказал Моисею: смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком (Исх. 7, 1). Здесь мы видим, что и Аарон был посредником между Моисеем и народом израильским, совершая служение пророка, говорящего от лица самого Моисея.
     О значимости молитвы умерших святых за живых верующих свидетельствует и следующий стих: И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом (Откр. 8, 3).
    Сектант: А что, если здесь имеются в виду только живые святые?
    Православный: Давайте сравним этот стих из Книги Откровения с другим текстом из этой же Книги: И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? (Откр. 6, 9-10). Здесь мы видим, что убиенные мученики в молитве обращались к Богу по поводу живых своих гонителей. Разумно предположить, что, находясь у престола Божия, они молятся и о живых собратьях своих по вере.
    Смерть не отлучает человека ни от Бога, ни от Церкви, и тем более от возможности в молитве обращаться ко своему Господу. И если во дни своей земной жизни человек может молиться за своих собратьев, то наивно предполагать, что по смерти он забывает о них. Ведь все мы во Христе - и живые, и усопшие христиане - составляем одно тело, о котором и сказано: Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы - тело Христово, а порознь - члены (1 Кор. 12, 26-27). Мы страдаем на земле, они славятся на небесах. Посему в Православной традиции Церковь земная называется воинствующей и странствующей, а Небесная называется торжествующей, но все мы составляем одно Тело под одной Главою. Как и сказано: И Он есть глава тела Церкви; Он - начаток (Кол. 1, 18). А живы мы или мертвы, мы остаемся членами Единого Тела: Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли - для Господа живем; умираем ли - для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, - всегда Господни (Рим. 14, 7-8). В Книги Варуха сказано: Господи Вседержителю, Боже Израиля! услышь молитву умерших Израиля и сынов их, согрешивших пред Тобою (Вар. 3, 4).
    Сектант: Но этой книги нет в Еврейских писаниях...
    Православный: Эта древняя библейская Книга написана на пятом году от разрушения Иерусалима, т. е. около 583 года до Р. X.
     В 1902 г. известный гебраист архимандрит Антонон (Грановский) опубликовал еврейскую реконструкцию текста этой Книги, неоспоримо доказав ее еврейское происхождение. Это подтвердилось и во время обнаружения кумранских текстов, среди которых и были найдены еврейские фрагменты этой Книги. Собственно говоря, у евреев только Тора (Пятикнижие Моисея) является каноническим текстом.
    С другой стороны, каноничность всех книг Библии - это дело Вселенской Церкви. Ни Поместная церковь (та или иная), ни синагога, ни Лютер, тем более ни корпорация «Сторожевая Башня» не могут определять каноничность книг Ветхого и Нового Завета. Есть решения Поместных и Вселенских Соборов по данному вопросу, и только они имеют для нас значение. А если вы не признаете решения этих соборов по вопросу о каноничности книг Библии, то тогда ставьте под сомнение и канон новозаветных книг. По крайней мере, это будет для вас и последовательно, и «логично». Правда, с чем вы тогда останетесь... Впрочем... С чем бы вы не остались, как я уже наглядно показал, вы общаетесь не с Библией, а со своим собственным, а, следовательно, и субъективным пониманием Писания...

Окончание следует


Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.