Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Хустского и Виноградовского Ипполита и
епископа Анадырского и Чукотского Диомида

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17
 
ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

 

ПреподобныйТит, пресвитер Печерский

(память 27 февраля / 11 марта)

Рис. Д. Кузнецовой

    Как открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие (Рим. 1, 18), как нисходит мир Божий (см.: Флп. 4, 7), превосходящий ум и охраняющий тело и душу стремящегося к нему человека, все это видим в житии блаженного Тита, инока Печерского монастыря, почтенного саном пресвитера. На подвиги, достойные вечного блаженства, преподобный Тит был наставлен следующим обстоятельством: у него был брат не по плоти, а по духу, черноризец того же монастыря по имени Евагрий, по сану диакон. Великая и нелицемерная любовь соединяла двух иноков, так что все дивились их единодушию и взаимной любви. Но ненавидящий всякое добро диавол, обвыкший сеять плевелы среди пшеницы, и между ними посеял вражду. Гневом и ненавистью он так омрачил их сердца, что они не могли даже взглянуть друг другу в лицо, и поэтому всячески старались избегать один другого. Когда один шел в церкви с кадильницей, тогда другой убегал от каждения; если же один не отходил, то другой проходил мимо него, не покадив. В столь греховном мраке они пребывали долгое время, так что, по диавольскому внушению, даже дерзали возносить Божественные дары и причащаться их, не примирившись друг с другом, не испросив прощения. Много раз просила их братия примириться, но они и слышать не хотели. Однажды, по Божиему смотрению, случилось преподобному Титу так сильно захворать, что он уже не думал остаться в живых. Тогда он горько стал плакать о своем прегрешении и смиренно послал сказать к диакону Евагрию: «Прости меня, брат, ради Господа за то, что я оскорбил тебя гневом своим».
    Но тот не только не простил Тита, но стал еще более поносить его и даже проклинать. Однако братия, увидев, что Тит уже умирает, силой привели к нему Евагрия, чтобы он примирился с братом. Увидев его, больной, приподнявшись, упал к ногам Евагрия, говоря со слезами: «Прости меня, отче, и благослови!»
    Но немилостивый и безчеловечный Евагрий отвратился от брата и пред всеми сказал полные ненависти слова: «Я никогда не хочу примириться с ним: ни в сем веке, ни в будущем!»
    Оказав это, он вырвался из рук братии и упал. Иноки хотели поднять его, но нашли его мертвым. Они не могли ни сложить ему рук, ни затворить уст, ни закрыть очей - словно он умер давно. В это время блаженный Тит встал совершенно здоровым, как будто бы никогда не болел. Все ужаснулись, видя внезапную кончину одного и быстрое исцеление другого. Они начали спрашивать блаженного пресвитера Тита, чтобы это значило?
    И он поведал им то, что ему было открыто об этом свыше: «Во время болезни, - так начал блаженный Тит свой рассказ, - я, еще одержимый гневом, увидел, как ангелы отступили от меня. Они рыдали о гибели моей души, а бесы радовались, что я имею гнев на своего брата. Посему-то я и начал просить вас, чтобы вы пошли и испросили мне у брата моего прощения. Когда вы привели его ко мне и я поклонился ему, а он отвернулся от меня, я увидел одного немилостивого ангела с пламенным копьем, коим он ударил не простившего меня, и тот упал мертвым. Тот же ангел подал мне руку, поднял меня, и вот, я выздоровел».
    Устрашенные рассказом, иноки много плакали об умершем Евагрии. Сами же особенно стали блюстись гнева, прощая друг другу всякое слово обидное, памятуя слова Господни: всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду (Мф. 5, 22). Также и святой Ефрем Сирин сказал: «Если кому случится умереть во вражде, то такового ожидает неумолимый суд». Тит, видя, как за примирение со своим братом он получил примирение с Богом и был избавлен от смерти не только телесной, но и душевной, с этого времени даже и не думал гневаться на кого-либо, но, отбросив гнев, приобрел постоянную любовь к братии, которая, как корень мира, есть союз совершенства, она исходит от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры (1 Тим. 1,5), она долготерпит, милосердствует, <...> не завидует (1 Кор. 13, 4), содержит в себе все добродетели и особенно: пост, целомудрие, постоянную молитву. Принося безкровную жертву, пресвитер Тит держал в памяти евангельское слово: любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв (Мк. 12, 33). Он стяжал себе столь невозмутимый мир, что, пылая чувством совершенной любви, не мог, скорбя, не сказать: нет мира в костях моих от грехов моих (Пс. 37, 4). Посему и на небеси блаженный Тит удостоился получить упокоение, стремясь к которому, он после многих трудов и подвигов отошел ко Господу.

Свт. Димитрий Ростовский
«Жития святых»


Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.