Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Хустского и Виноградовского Ипполита и
епископа Анадырского и Чукотского Диомида

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17
 
СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

КУРС ОПК: БОРЬБА НЕ ПРЕКРАТИЛАСЬ

Автор и разработчик курса «Основы Православной культуры» А.В. Бородина

   На XVI Международных Рождественских Образовательных чтениях тема «Православные ценности и современное образование» была, пожалуй, самой актуальной. Несмотря на принятый Госдумой в третьем, окончательном чтении антиправославный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта», в котором вообще нет ничего о содержании образования (более того, министр Фурсенко вознамерился заменить предмет «Основы Православной культуры» секулярным курсом «История мировых религий»), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отметил, что предмет ОПК призван «посеять семена добра в детской душе, приобщить ее к нравственному опыту прежних поколений». Митрополит Калужский и Боровский Климент в своем докладе подчеркнул, что «в минувшем году стало очевидным формирование общественной силы, выступающей за то, чтобы наша Церковь занимала более активную общественную позицию по вопросу преподавания ОПК в государственной и муниципальной общеобразовательной школе и в сфере общественной морали. Сотни тысяч людей выразили поддержку выступлений Святейшего Патриарха за сохранение преподавания ОПК в школе. Когда Церковь говорит о необходимости этого предмета, то здесь речь идет не о привнесении в школу каких-то религиозных атрибутов, а о сохранении культурных традиций российского общества, о возрождении отечественной педагогики в образовании, которое даже в самые трудные времена воспитывало патриотов своей Отчизны, о духовно-нравственном измерении российского образования».

    Мы побывали в Библиотеке-Фонде «Русское зарубежье», где в рамках программы состоялась конференция по ОПК, на которой выступила автор и разработчик этого курса А.В. Бородина:
    «Глубокочтимые участники секции „Основы Православной культуры в системе образования"!
    Международные Рождественские Образовательные чтения ежегодно предоставляют нам возможность рассматривать тему „Основы Православной культуры", находить единомышленников, способы продвижения курса, оказывать помощь педагогам-практикам, работающим по нашей программе.
    Задачи секции со временем меняются, становятся все более конкретными. Если первая секция была для нас просто трибуной для привлечения внимания к проблемам ОПК и способом поддержки, даже формой благодарности тем людям, которые в чем-либо помогли мне по защите первого учебника и проекта целом, то сегодня проведение секции требует от нас решения профессиональных педагогических задач. Ситуация для предмета ОПК изменилась, борьба не прекратилась, но она теперь иная, более изощренная, и главными средствами наших противников стали следующие: 1) формы подмены содержания и названия; 2) „мягкая" клевета, сменившая прежние яростные нападки, теперь проявляющаяся в более осторожных „мнениях", чаще в кулуарах, в том числе нередко через либеральных реформаторов, вошедших в церковную среду, не считающихся с требованием народа и официальной позицией Церкви, игнорирующие слова Святейшего Патриарха по этому вопросу; и 3) замалчивание, то есть информационная блокада нашего проекта. Достаточно сказать, что на экраны телевизоров не был выпущен ни один из отснятых разными телеканалами позитивных сюжетов с моим участием, в которых я показывала литературу и спокойно рассказывала о курсе ОПК, его целях, задачах, особенностях, что могло бы давно погасить все споры и направить энтузиазм на конструктивное решение проблемы. Мои выступления в срочном порядке кто-либо заменял: г-да Фурсенко, Капица, Калина, Кураев или даже г-жа Батракова Г. М., вводившая половое растление как обязательный курс в государственных школах Северо-Западного округа г. Москвы. В то же время в качестве „альтернативных" лоббируются проекты, в которых православное содержание сведено к минимуму, размыто, богословски неверно, или методически непрофессионально, или разделяет православную культуру на региональные секторы и, конечно, которые даже не называются „Основами Православной культуры". Особенно в этом усердствуют специалисты Департамента образовательной политики Министерства образования и науки РФ, Министерства образования Московской области и Московского департамента образования.
    Причем стало известно, что некоторые издательства в течение многих лет печатают продукцию с нарушением авторских прав и с просроченными или несуществующими грифами. Например, перевод чужого иностранного учебника по христианству и религиям мира издается под авторством переводчика и рецензента и с давно просроченным грифом. Вот где необходим правовой контроль. В то время как учебно-методическое обезпечение нашей программы имеет целый ряд соответствующих грифов и рецензий, прошло апробацию в различных условиях, получило признание профессионалов, и может быть использовано именно в светской системе образования <...>.
    Видимо, кроме нашего проекта „Основы Православной культуры", ни один образовательный проект не рассматривается как серьезное препятствие для либеральных чиновников и реформаторов Православия, противников православного возрождения, качества образования и воспитания подрастающего поколения, социальной и политической стабильности, а значит, процветания России.
    Борьба идет именно с нашим проектом, потому что он богословски точен, закрепляет именно православные традиции, не дает возможности подмены содержания, размывания понятий, вытеснения юлианского календаря и церковнославянского языка, научно обоснован, профессионально выстроен в соответствии с возрастными особенностями и программами базового образования, имеет надежную методическую систему, обезпечивает преемственность дошкольной, начальной, основной, старшей школьной ступеней, вузовского и послевузовского образования и что тоже очень важно для России - дает огромные перспективы для творческой научной, методической деятельности и государственного строительства. Все это способствует сохранению единого образовательного, культурного и территориального пространства России, закреплению и развитию связей русской культуры с православным миром нашей планеты, корректному, плодотворному и безопасному для отечественных традиций выстраиванию отношений со всем миром и другими культурами и конфессиями <...>
    Некоторые специалисты, не вникнув в суть проблемы (а, может быть, слишком хорошо вникнув), предлагают найти другую формулировку, якобы из лучших побуждений, чтобы защитить меня от нападок: „Неужели Вам себя не жаль, на Вас клевещут и открытые либералы, и нередко те, кто выдают себя за патриотов и православных? Понятно, что это те же либералы, цели которых - реформировать и расколоть Церковь. Но пока Вы боретесь за основы Православной культуры с их канонами, апостольскими и соборными правилами и традициями, они идут (и в буквальном смысле ездят) по Вашим следам, что-то издают и распространяют, делают карьеру, решают коммерческие дела, получают звания, должности, но главное, оттесняют и заменяют Ваш труд. Нужно обмануть, взять другое название, исправить содержание, и никто не осудит Вас с Вашим авторитетом, с Вашими заслугами. Вас поймут, а, может быть, даже не заметят, ведь и в церковной среде некоторые так делают".
    Что я могу сказать в ответ? За сочувствие благодарю, если это сочувствие. Но напомню, что есть в мире то, от чего нельзя отступиться - есть понятие истины - истины религиозной и истины научной, нарушать которые - преступление перед Богом и человечеством. Кому не ведома истина религиозная, они никогда не поймут, почему цена спасения человечества столь велика, почему нельзя было быть „немного распятым", почему Евангелие нужно было распространять, не допуская лукавства, не искажая и не скрывая того, за что именно убивали, гнали, мучили; почему нельзя искажать Символ веры, почему Апостолы не могли сделать то, что мудро с обывательской точки зрения. Зачем нужно было исповедовать Христа открыто, если можно было скрыть до времени свою причастность к Христу и знания, полученные от Христа, и жить не несколько лет, а сто или двести, сделать карьеру, приблизиться к императору или высокопоставленному чиновнику (теперь - министру), скопить много средств, купить рабов и окрестить по личному распоряжению и учить их, склонившихся перед „мудростью" и могуществом своего властителя.
    Не к этому ли стремятся некоторые деятели околоцерковных молодежных движений, считающие, что ОПК не нужно всем детям, потому что им, деятелям, чтобы стоять на пьедестале, нужны слепые и глупые рабы. Зачем им христиане, которыми будет управлять Христос, зачем им такой Соперник? Как „мудр" и заманчив может быть с точки зрения человеческого прагматизма путь погибели, предательства. Не только для XIX в. оставил Ф. Достоевский свою Легенду о Великом Инквизиторе. Будьте бдительны, дети и их родители, учите „Основы Православной культуры".
    А теперь, что касается истины научной. „Основы Православной культуры" стали главной образовательной, культурной и политической темой последних семи лет, с выхода в свет первого учебника под этим названием. Над темой „Основы Православной культуры" я работаю более тринадцати лет; форма подачи, концепция, содержание, методика, нормативно-правовое основание, жанры учебно-методического обезпечения, эксперименты и условия апробации, экспертизы и рецензирование - все это составляет основное направление моей деятельности этого периода.
    Но идеи духовного образования появились в нашем обществе гораздо раньше, с конца 80-х - начала 90-х гг. прошлого века. Эти идеи различно формулировались: Закон Божий, православное просвещение, духовно-нравственное воспитание, религиозное и религиоведческое образование и т. д. Наше национальное пробуждение шло параллельно с инициативами извне, которые даже опережали наше творчество. В отличие от наших, чужие инициативы располагали материальными средствами, и сразу нашли опору в научной и чиновничьей среде. Духовную область противники отечественных традиций не собирались исключать, наоборот, она должна была получить финансирование и наполнение. Даже Закон Божий устроил бы некоторых либералов, но только не православный и открытый, а в какой-нибудь невыстроенной, завуалированной форме, чтобы стать средством формирования рабов. Без препятствий прошли диссертации, готовились ученые со степенями, создавались учебные курсы, частные организации с внушительными по тем временам названиями - Международные педагогические академии, институты экспертизы образовательных программ и т. д. Шла подготовительная работа для выделения новой области, подключения к ее разработке государственного финансирования и лиц, получивших звания, статус, должности и широко раскрученных в либеральных СМИ. Долго шли разговоры на духовную тему. И вдруг появляется первый учебник „Основы Православной культуры". Это кажется случайным, он около двух лет ходил по инстанциям, и вдруг за какие-то полтора месяца учебник издается, практически таким, каким его подготовил автор, с теми же иллюстрациями. Конечно, тут помогли люди, которым стала дорога эта книга.
    Но вместе с тем здесь присутствовала „прагматическая мудрость" новых политиков образования, согласно их планам, учебник должен был убить сразу двух зайцев: во-первых, протаранить путь для создания новой области (условно-духовного образования) и, во-вторых, идти на заклание, то есть пройти такой путь поругания и уничижения, чтобы никому более не повадно было писать учебники, кроме тех, кого подключат новые „руководители". Вот за это право стать „руководителем", возглавить новое направление, распределять финансы и диктовать содержание, через которое можно менять религиозные традиции, ментальность народа, уничтожать его и т. д. идет борьба до сих пор.
    Но гонения, как и в истории христианства, оказали свою услугу Православию. Учебник получил известность, и родился целый курс „Основы Православной культуры", новая область знаний.
    Борьба с курсом ОПК развернулась мощным фронтом, с тех пор пошла череда запретов: изменили формулировки в законодательстве о праве учителя самому выбирать учебные пособия, недавно - акты об отмене регионального компонента, о введении единых образовательных стандартов.
    Все идет в соответствии с замыслом. Хотя для нас - болезненно и медленно. Но многим уже стало ясно, что еще важнее оказалась миссия ОПК, связанная со спасением человека. Но нередко люди, не понимающие этого, боятся набить шишки и ждут, когда государство создаст обязательные и удобные условия для введения курса.
Что можно сказать? Выбор всегда есть и будет за каждым человеком. Даже когда уже несут венцы, человек в праве от них отказаться, а насильно спасения быть не может.
    Хочу напомнить ситуацию, когда прокуратура и суды защищали автора первого учебника по ОПК от „левозащитников", которые требовали признать факт распятия Христа иудеями недействительным и исправить Евангелие. И Евангелие, евангельскую Истину защищали светские люди. Сотруднику Московской прокуратуры пришлось принимать бой и доказывать, что эти вопросы может решать только Церковь.
    Право на подвиг, о котором мог только мечтать каждый православный подвижник, было и у издателя-монаха, но он устранился сразу, как только начались первые сражения. Наша история знает немало случаев, когда миряне оставались в памяти благодарных потомков как защитники Истины, Церкви Православной и Православного Отечества. И этот подвиг защиты Евангелия, сохраняющийся в народной памяти, есть еще один пример уже из современной жизни, когда просто от честности и порядочности человека зависит истина и религиозная, и научная. Кто-то всегда должен защищать и то, и другое.
    Некоторые боятся, что за то благо, которое они понесут в мир, будут искушения, болезни, потери. Но все это, и даже смерть, имеет место в человеческой жизни независимо от того, встали ли люди на путь спасения или нет. Разница лишь в том, из-за чего люди болеют, страдают, умирают, и на что могут они рассчитывать после этого.
Прочтите слова Святейшего Патриарха Алексия II, который на протяжении стольких лет говорит о необходимости введения культурологического курса „Основы Православной культуры". Для членов Церкви это должно быть важнее своих личных мнений и соображений по вопросу названия курса.
    Атеистам, оккультистам и неверующим, чтобы не тратили напрасно силы, убеждая меня изменить название или содержание, я скажу языком программирования творческого успеха: попробуйте написать такую книгу и с таким названием, которые хотя бы на полгода заставят людей спорить, обращаться к Священному Писанию, к истории и другим наукам, подтолкнут их к творчеству или к другим инициативам, наполнят их жизнь новым содержанием <...>
    Главные задачи по продвижению ОПК в школы: 1) продолжать политическую борьбу за введение курса „Основы Православной культуры" в Федеральный компонент образования в качестве учебного курса; 2) продолжать разработку учебного курса; 3) создавать курсы подготовки учителей для успешного преподавания ОПК.
    В Москве и в других регионах люди просят организовать курсы по нашей программе и учебно-методическому обезпечению. Выполнение этой задачи потребует серьезной организации, значительных материальных средств, базы для проживания и учебных помещений. Вместе с тем, такие курсы получат серьезные перспективы для реализации творческих научных, культурных и социальных программ. Поэтому я готова принять к рассмотрению предложения от участников нашей конференции, располагающих какими-либо возможностями. Обладая таким интеллектуальным багажом (я имею в виду и материализованный издательский продукт, и опыт работы), мы на любой светской или церковной площадке сможем создать хорошие курсы подготовки учителей к преподаванию ОПК».

    Некоторые учителя, убедившиеся в важности и необходимости преподавания ОПК на собственной преподавательской практике, поделились с нами своими мнениями.

    Елисов Андрей Владимирович, учитель истории, победитель конкурса «Учитель года» (Нижегородская обл., с. Савас-лейка):
    «В области образования я работаю шестнадцатый год. Мои предметы - история, обществоведение и правоведение, ОПК преподаю уже в течении трех лет.
    Мы живем в России и обязаны знать нашу историю, национальную государствообразующую культуру, основанную на Православии. Мы должны научить детей основам православной культуры через историю и через методику, которая способствует нравственному воспитанию. Из пособий, имеющихся на сегодняшний день, самый удачный комплект учебников ОПК у Аллы Валентиновны, она ближе всех к данной цели и не нарушает нашего закона об образовании, где указано, что воспитание и обучение являются основой образования.
    Я глубоко убежден, что учитель должен быть носителем христианской системы ценностей: тогда он будет воцерковляться, участвовать в церковных таинствах, соблюдать заповеди. В противном случае результата не будет даже при наличии самого лучшего учебника. Какой-то учитель литературы сказал, что „Библию написали пьяные люди", и такие мысли на разные темы не часто, но произносятся... Что ученики усвоят у такого учителя даже, например, о Достоевском, какая Православная культура у нас будет?
    Наша проблема заключается в том, что светская система ломает ребенка, его „духовный позвоночник" приспосабливается к учителю-атеисту, к учителю-либералу, к учителю „может быть верующему", и он постоянно пребывает в поиске того, как угодить „порой" учителю. Нам надо не искать идеологию, а опираться на наше историческое наследие, о котором можно спокойно говорить на уроках ОПК по курсу Бородиной. Ни одной жалобы за все три года преподавания ОПК ни в младшей, ни в средней, ни в старшей школе мы не получили. У нас есть ученики, которые ходят на факультатив по ОПК, 50% из них посещают и Воскресную школу. Есть дети, которым родители запрещают ходить в Воскресную школу, боясь того, что они „ударяться в религию". Поэтому они отправляют свого ребенка на факультатив, где он может усвоить небольшие основополагающие понятия, которые ему необходимы в жизни.
    Учитель для меня - понятие круглосуточное. Учительское попечение, как и любовь, не знает выходных дней и напоминает собой духовное „03". Вот почему местом моей встречи с учениками является не школа, а сердце. Если ученикам, которые были со Христом, негде было приложить голову, а спали они, если можно так сказать, у Него на груди, то в какой-то степени и ты, если согласился на это служение, должен этому соответствовать, а если тебе этого не достает, надо каяться в этом.
    Наша задача - подвести детей к храму, сказать им, что такое икона, иконостас, священник, а вот войдет ли он в храм - это дело Господа. Многие может быть, как в Евангелии написано, придут в последний час. Один из моих учеников уже стал священником. Сейчас он - отец Иоанн. Так что пути Господни неисповедимы. Суть не в том, чтобы „затащить" ребенка в Церковь и считать, что он уже спасен, а в том, чтобы в нем была заложена культура Православная, чтобы он не ругался матом, не курил, в карты не играл. Конечно, вера должна идти из семьи, ведь семья - это материк воспитания, а школа - это остров. И остров даже самый лучший никогда не сможет заменить материк».

    Панфилова Елена Александровна, учитель начальных классов и преподаватель ОПК (Московская обл., г. Люберцы, школа №25):
    «Я начала работать факультативно по программе Аллы Бородиной именно в начальных классах с 2004 г., но некоторые педагоги преподают этот предмет и в старших классах.
    Мы ведь ходим, как по минному полю, и пока есть возможность дать детям православное образование, это нужно делать. Для меня учебники Бородиной самые доступные и приемлемые, в них грамотно отобран материал и корректно составлены вопросы. Это хорошая методическая база для начальных классов, и обучение полностью продумано. Алла Валентиновна максимально облегчила работу учителя, а сам процесс познания - это уже творчество учителя.
    Ведь все уроки связаны между собой, и разве можно, скажем, изучать литературу, не будучи знакомым с основами Православной культуры? Между прочим, дети, обучающиеся по курсу ОПК, воспринимают другие предметы более активно и глубже, чем те, которые учатся по обычной программе. Ведь школьники могут спросить то, чего не спросят дома. У нас в классе есть матрешка деревянная, в которую дети бросают записки с вопросами на любую тему, и они разные, например, о возникновении жизни на земле, что такое зло и добро. Я вижу, как постепенно, день за днем при изучении „основ Православной культуры" у ребят растет духовная потребность в знании предмета и в общении друг с другом. Вижу, как меняется ребенок из мусульманской семьи, ребенок из семьи, втянутой в секту свидетелей Иеговы, который тоже ходит на ОПК. Мне самой тоже приходится совершенствоваться, чтобы быть готовой к правильному ответу. Главное, чтобы зернышко православное проросло. И если наши дети не бросят камень в проходящего мимо, это уже хорошо».

    Журавлев Юрий Юрьевич, педагог дополнительного образования ОПК (гимназия МОУ Псковской обл., г. Остров):
    «Любой нормальный человек должен воспринимать основы Православной культуры как уроки Православия. Я не ставлю задачи заставить ученика специально что-то заучивать, а пытаюсь научить детей почувствовать Дух Православия. Дети в отличие от взрослых не склонны форма-лизировать. У человека есть врожденное понятие Бога и его формально объяснить невозможно, а ребенок понимает это лучше взрослого, т.к. он воспринимает все очень искренно.
    Для меня урок - это духовное делание, молитва и я не могу сказать детям: „дети вот здесь Христос или вот у меня Христос", я могу сказать только „дети, Христос посреди нас". Я, как учитель, не могу дать какие-то такие основы, которые за сорок минут могут переломить весь строй жизни, которым они живут всю остальную неделю, все часы этого безумия, в которое они погружены и которое не контролируется родителями. Но Христос сказал, „что невозможное человеку, возможно Богу". Я не могу рассчитывать только на свои силы. Как я могу проникнуть в душу детскую? Я лишь делатель на ниве Божией и могу дать им слово, а взращивает и поливает Господь. Общение с учениками - это таинство.
    Скажем, я рассказываю о страстях Христовых, о последних днях Спасителя семиклассникам. Двое при этом сидят на последней парте, и громко разговаривают, шутят, и вдруг, я не знаю, как это происходит, они перестают смеяться и начинают внимательно слушать, они преображаются. Слава Богу, что в нашем маленьком городе во всех школах проводятся уроки Православия, хотя воскресные школы у нас не востребованны.
    Курс Бородиной самый гармоничный. Сначала было слово, и его нужно посеять, а потом оно должно жить. Надо донести через слово до ученика родные и близкие понятия о том, что такое Церковь, крест, икона, Родина. Первые несколько лет пошли только на завоевывание авторитета, и война эта идет постоянно, ведь родителям важнее, чтобы их ребенок стал либо присяжным заседателем, либо главным бухгалтером, какие уж тут уроки Православия. И приходится убеждать родителей в том, что без Православия у ребенка нет будущего. Мы делаем маленькую работу, только говорим о том, что, если вы не хотите утонуть в житейском море, вам нужно прийти к одной Истине - ПРАВОСЛАВИЮ».

Материал подготовила
Алевтина Бирюкова


Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.