Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Хустского и Виноградовского Ипполита и
епископа Анадырского и Чукотского Диомида

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17
 
ДОБРЫЙ ПРИМЕР

 

Православие - это дух Христов

Из проповеди архим. Петра (Кучера)

    Одному Богу известно, сколько святых нашей земле дал XX век. По некоторым данным, в России только 100 с лишним миллионов человек приняли смерть от рук безбожников, на фронтах Первой мировой и гражданской войн, на Халхин-Голе и Хасане, в битвах с басмачами в Средней Азии и на Кавказе и в других вооруженных столкновения, и особенно в Великую Отечественную войну. Это была проповедь Православия и отстаивание своей веры! Хоть во время Отечественной войны во главе нашего государства и стояла КПСС, но она только внешне управляла и организовывала, а душу каждого бойца направлял истинный смысл борьбы - это защита Русской земли. А ведь Русская земля - Православная! Наши отцы, деды и прадеды шли в атаку за Родину, за Сталина, а когда душа выходила из тела убитого солдата и являлась пред Лице Божие и Божией Матери, тогда становилось понятным, что он погиб за Православную Русскую землю и за Святое Православие!
    Сколько в советское время верующих было замучено и убито в лагерях! Известен рассказ одной благочестивой женщины, племянница которой была замужем за полковником НКВД. В 30-х гг. туда, где ходят белые медведи, было сослано безчисленное множество русского народа, в том числе и верующих. В 10-ти бараках на севере тайги было сосредоточено 10 тыс. заключенных, по тысяче человек в каждом бараке. Вот наступило время праздновать Пасху, шел 1937 г. Всех выгнали из бараков на работу. Конечно, это такая потеха для безбожников - поизмываться над верующими! Вывели на построение и отдали приказ работать. Но некоторые отказались трудиться по случаю Великого Праздника. Тогда им сказали выйти из строя: «Два шага вперед!» - и отправили обратно в барак, якобы отдыхать. Насчиталось три тысячи таких, которые не пожелали нарушить святого дня. Когда остальных отправили на работу, барак со всех сторон обложили сухими дровами и подожгли. Постройка горела в сопровождении пения «Царю Небесный» и Пасхальных песнопений! Вечером тех, которые вернулись с работы, заставили закидать пепелище снегом. А наутро, когда все проснулись, их охватил страх и оцепенение - на снежной могиле распустились живые розы! Вот что такое Православие!
    Без сомнения можно сказать, что Православие в России взошло на более высокую ступень Христианства! И мы, жители России, исповедники Истинной веры, должны радоваться и по-христиански гордиться, что мы - русские Православные! Господь нам даровал такую веру! Помните, как Иисус Христос сказал апостолам, что Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21). Когда мы молимся, исповедуемся и причащаемся, то ощущаем пребывание в нас Святаго Духа, но Он неуловим, Его невозможно удержать, понять, откуда Он приходит и куда уходит: Дух, идеже хощет, дышит, и глас Его слышиши, но не веси, откуду приходит и камо идет (Ин. 3, 8). Чем правильнее и точнее человек исповедует Православную веру, тем он быстрее приближается к Богу. Как сказано в Псалтири, что от Господа стопы человеку исправляются. И вот, чем более прямые и правильные у нас стопы, тем кратчайшим путем мы идем в Царство Небесное. А правильные стопы - это безошибочные, без всяких человеческих измышлений, лукавств и изобретательств.

 

Священномученик Арсений, митрополит Ростовский

(память 28 февраля / 12 марта)

    Митрополит Арсений родился в 1697 г. в г. Владимире Волынском в семье священника. Начальное образование получил в Польше. В 1715 г. поступил в Киевскую духовную академию. В Новгород-Северском Спасо-Преображенском монастыре принял монашество и рукоположение во иеродиакона (1716 г.). Вернулся в академию и по окончании ее оставлен проповедником и посвящен в иеромонаха (1718-1723).
    В 1728-1729 гг. проживал на послушании в Киево-Печерской лавре и Черниговском Ильинском монастыре. В 1730 г. отправлен в Тобольск для проповеди слова Божия, потом преподавал в Санкт-Петербурге, Архангельске.
    В 1733 г. с весенней навигацией поехал на поклонение святыням в Соловецкий монастырь, где находился игумен Мошенского монастыря Иоасаф, сосланный туда за то, что не только сам перешел из Православия в раскол, но увлек за собою и весь Мошенский монастырь, став из настоятеля наставником безпоповщинского общества. Этого не мог оставить без внимания отец Арсений, который ревностно принялся увещевать игумена-раскольника, принес ему книгу «Просветитель» преп. Иосифа Волоцкого, а также другие книги для его вразумления, много разговаривал с ним и написал ему «Увещание».
    В 1734 г. был направлен священником в Камчатские экспедиции по открытию Северного морского пути.
    В 1741 г. митрополит Тобольский, с 1742 г. митрополит Ростовский и член Святейшего Синода. Святитель Арсений был ростовским архиереем в течение 20-ти лет, управляя Ростовской епархией с великой ревностью, заботясь, чтобы Церковь была воспитательницей народа. Зная любовь и веру простого народа в целительную силу Крестных ходов, митрополит Арсений утверждал новые Крестные ходы и сам участвовал в них. А в 1743 г. был впервые совершен многодневный Крестный ход с чудотворной Владимирской иконой Пресвятой Богородицы из Ростова в Ярославль с заходом во многие придорожные села, который впоследствии стал доброй традицией, прервавшейся лишь в 20-х гг. прошлого столетия.
    В связи с подготовкой разорительного для монастырей екатерининского указа 1764 г. митрополит Арсений подавал в Синод протесты о вмешательстве светских людей в дела духовные, просил вернуть вотчины монастырям. Императрица, ознакомившись с посланиями Святителя, сочла их вмешательством в политику и оскорблением Императорского Величества. Митрополит Арсений был арестован и привезен в Москву, а 1 апреля 1763 г. он предстал перед судом Синода. Судьями были молодые епископы, большинство из которых выдвинул сам митрополит Арсений. Как когда-то позорно низлагали Патриарха Никона, так же оскорбительно спустя 100 лет поступили с митрополитом Арсением.
    Суд постановил: «архиерейства и клобука лишить и послать в отдаленный монастырь». Церемония снятия сана проходила в Московском Кремле в церкви Трех Святителей, рядом с Крестовой палатой, где состоялся неправедный суд над владыкой Арсением. Отдавая архиерейские одежды и знаки сана, святитель Арсений каждому архиерею говорил о том, в каких печалях тот или иной его обидчик умрет. Все эти пророчества впоследствии сбылись, а церковь Трех Святителей спустя два месяца после неправедного суда рухнула безо всяких видимых причин.
    Все это укрепило в народе мнение о митрополите Арсении как о мученике.
    Он был лишен архиерейского достоинства и отправлен в ссылку - сначала в Ферапонтов монастырь, потом в Николо-Корельский Архангельской губернии. По приказанию Императрицы узника перевозили из одного монастыря в другой, чтобы не создавать прецедента для народного паломничества.
    В 1767 г. по доносу началось новое следствие над митрополитом Арсением. Екатерина II повелела лишить Владыку монашеского сана и, одев в крестьянское платье, заточить в Ревельскую крепость под именем Андрея Враля или Вракина. Содержали Арсения под строжайшим наблюдением, а офицерам и солдатам было запрещено с ним разговаривать. С 1771 г. он был фактически заживо погребен - темница его почти не отворялась.
    В Ревельской тюрьме митрополит Арсений сильно заболел. Предвидя скорую кончину, Святитель просил прислать священника со Святыми Дарами. Когда же законопаченную дверь открыли и впустили священника в камеру, тот тут же выбежал обратно - перед ним был не колодник, а архиерей в облачении. Когда офицер вновь ввел священника в каземат, то увидел митрополита Арсения уже простым арестантом.
Святитель Арсений преставился 28 февраля 1772 г. и в тот же вечер был похоронен у северной стены деревянной Никольской церкви. После смерти Владыки на стене темницы обнаружили надпись, нацарапанную, по-видимому, гвоздем: «Благо мне яко смирил мя еси».
    При строительстве в 1821 г. каменного храма во имя святителя Николая могила митрополита оказалась внутри церкви. Профессор Московского университета Иван Михайлович Снегирев (1793-1868) так писал о Святителе Арсении:
    «Почти вся жизнь Арсения представляет нам непрерывную борьбу то с духовною и светскою властью, то с раскольниками и вольнодумцами, то с личными его врагами и гонителями. В его поступках обличается его твердый, прямой до упрямства характер, который не поддается власти и не уступает силе, когда действия их несогласны с его убеждениями и правилами. Его личных убеждений не поколебали ни царский гнев, ни восстание на него собратий, ни лишение святительского сана, ни истома в мрачной и душной тюрьме, ни розыски Шишковского, ни угрожавшая ему смертная казнь. Обрекши себя на жертву, <...> Арсений действовал не тайно, не ухищренно, но прямо, открыто, писал и говорил смело с самоотвержением, потому что смотрел на дело свое как на дело Божие, за которое стоять и жертвовать собою вменял себе в священную обязанность... Народ, сострадая о нем как о несчастном пастыре, почитал его правдивым, благочестивым, ревностным поборником Православия».
    Поместный Собор Русской Православной Церкви 1918 г. признал недействительным постановление духовного суда 1763 г., лишившего сана митрополита Арсения по обвинению в политических преступлениях. В 2000 г. Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил митрополита Арсения (Мацеевича) к лику священномучеников.


Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.