../christian-spirit.ru/sait.css"


   

   
 
ИСТОРИЯ

 

Преподобномученики Валаамской обители

(память 20 февраля / 4 марта)

   В течение своей многовековой истории Валаамская обитель, находившаяся близ границы владений Великого Новгорода со Швецией, неоднократно разорялась шведами. При короле Густаве Ваза (1523-1560 гг.) в Швеции был период Реформации. Во времена правления его сына Иоанна III военный отряд из новообращенных лютеран, - которые, по словам святого Игнатия (Брянчанинова), «пылали еще фанатическим пристрастием к своей лишь родившейся вере», - преследуя православных корел, по льду перешел с материка на остров и напал на монастырь. 20 февраля 1578 г. 18 достоблаженных старцев и 16 послушников были мученически истреблены за твердость в Православной вере. Их имена с пометкой «побиты от Немец на Валааме старцев и слуг» были внесены в синодик, оказавшийся впоследствии в Васильевском монастыре: священноинок Тит, схимонах Тихон, инок Геласий, инок Сергий, инок Варлаам, инок Савва, инок Конон, инок Сильвестр, инок Киприан, инок Пимен, инок Иоанн, инок Самон, инок Иона, инок Давид, инок Корнилий, инок Нифонт, инок Афанасий, инок Серапион, инок Варлаам, послушники Афанасий, Антоний, Лука, Леонтий, Фома, Дионисий, Филипп, Игнатий, Василий, Пахомий, Василий, Феофил, Иоанн, Феодор, Иоанн. Нападения шведов продолжались. На Валааме нет камня, который не запечатлен кровью подвижническою.
    В XIX веке один из валаамских иноков близ пустыни игумена Назария сподобился видения неведомых черноризцев: «Они шествовали в два ряда из залитой солнечным светом зеленой рощи и пели древним знаменным распевом погребальные молитвословия. Шли они, сложив руки на груди, образом же были пресветлы и очи имели кротости несказанной. Только когда шествие приблизилось к монаху, он увидел, что все черноризцы обрызганы кровью и покрыты ранами. Там, где прошли они, трава оказалась не помятой. Они исчезли так же, как и явились, в зеленой чаще, причем тихие отголоски погребального напева долго носились в воздухе».
    С благословения игумена Дамаскина в день мученичества 34 иноков, 20 февраля (4 марта н. ст.) в Валаамской обители ежегодно совершалась Божественная Литургия «о вечном покое их», с которой пелась и соборная панихида.
    Причислены к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания на Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

| christian-spirit@yandex.ru | http://www.christian-spirit.ru/
Все права защищены © 2005
"Дух христианина ", свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-19589

 


Святитель Лев

(память 18 февраля / 2 марта)

     Лев, сын благочестивых родителей, архидиакон у папы Сикста III, за свое высокое целомудрие и чистоту, по смерти Сикста единогласно против своей воли был избран на престол папы Римского. Когда Атила с Гуннами подошел к Риму и готовился разорить город и сжечь его, то Лев вышел к нему в архиерейском облачении, укротил гнев вождя гуннов и отклонил погибель Рима. Настолько Атила позволил святому человеку себя смягчить, насколько его испугало видение апостолов Петра и Павла, которые стояли около Льва и пламенными мечами заграждали путь Атиле. Таков был великий угодник Божий Лев, наводящий страх не только на невидимых врагов, но даже и на видимых, горячо любимый своими чадами, так как ради них он не убоялся идти к страшному завоевателю с готовностью даже пострадать от него.
    И не только Рим спас св. Лев, но во многом он помог спасению Православия от ереси.
    Во время его святительства после еретика Нестория выступили: Евтихий, архимандрит Цареградский, и Диоскор, Патриарх Александрийский, безстыдные хулители, которые сливали два естества во Христе Господе нашем, Божеское и человеческое, в одно. Своею ересью они сильно смущали Церковь Божию. Святой папа Лев употребил все свое старание к тому, чтобы укрепить и умиротворить Церковь, смущаемую еретиками; он писал к царям, чтобы они созвали Вселенский Собор. Наконец, в царствование Маркиана и Пульхерии был созван против Евтихия и Диоскора Вселенский Собор в Халкидоне, по счету четвертый, на котором собрались 630 Святых Отцов. На этот собор святейший папа Лев послал своих наместников.
    Во время прений с еретиками на том соборе многими овладело сильное сомнение; тогда по повелению Святых Отцов по поводу возражений еретиков прочитали послание святого Льва, папы Римского, писанное к бывшему перед тем Патриарху Цареградскому святому Флавиану, который созвал против Евтихия Поместный собор в Константинополе. Об этом послании рассказывается, что сам святой верховный апостол Петр своей рукой апостольской исправил его. Свидетельство об этом мы находим в Лимонаре святого Со-фрония Иерусалимского. Когда святой Лев написал послание к святому Флавиану, епископу Константинопольскому, против злочестивого Евтихия и Нестория, он положил сие послание на гробе первоверховного апостола Петра, а сам с молитвой и постом просил сего апостола: «Если я, как человек, в чем-либо ошибся, или же чего-нибудь не пояснил, то ты, которому от Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа поручена Церковь и сей престол, исправь сие».
Спустя сорок дней ему во время молитвы явился апостол и сказал: «Прочитал и исправил».
Взяв свое послание с гроба блаженного Петра, Лев раскрыл его и нашел исправленным рукой апостола. Когда это послание святого папы Льва было читано на IV Вселенском Соборе, то все Святые Отцы воззвали: «Святый апостол Петр глаголет устами Льва».
Таким образом, Отцы собора в своих суждениях основывались на послании святого Льва и этим посланием посрамили еретиков. Не только тогда, но и потом грамота эта, утверждающая Православие и заграждающая уста еретикам, была в великом почитании у Святых Отцов.
Перед смертью провел 40 дней в посте и молитве на гробе апостола Петра, моля дать ему, Льву, знать, если прощены ему грехи. Апостол ему явился и сказал, что все ему прощено, кроме грехов недостойного рукоположения священников (из чего видно насколько тяжелы таковы грехи). Святитель снова принялся за молитву, пока не был извещен, что и те его грехи сглажены. Тогда он мирно предал душу Господу в 461 г.

Свт. Димитрий Ростовский «Жития святых»