Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Хустского и Виноградовского Ипполита и
епископа Анадырского и Чукотского Диомида

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
 
ГЛАВНАЯ ТЕМА

 

Великий Пост - просвещение душ наших

Окончание. Начало

    Чтобы вместить радость Воскресения Христова, через воздержание надлежит иметь очищенное от грехов сердце, поскольку по Воскресении первые слова Господа были: Радуйтесь (см.: Мф. 28, 9).
    Подобно тому, как земледельцы, чтобы получить обильный урожай, сначала очищают почву, вспахивают ее, а затем, когда весенние ручьи омоют землю, бросают зерно, так и мы - прежде, чем радоваться и праздновать со Христом Пасху, - должны себя очистить, омыть слезами покаяния, удобрить душу добродетелями и только тогда достойно приступить к Великому Празднику праздников и Торжеству торжеств.

    Какова роль поста в спасении души?
    - Роль поста такова же, как и значение молитвы. Святые Отцы Церкви учат, что пост и молитва есть два духовных крыла, которые могут вознести горе душу. Молитва - это есть ограждение себя во всех обстоятельствах Всесвятым, Всеблагим именем Господа Иисуса Христа. Поэтому Господь призывает: «На всяком месте молитесь!».
    На сытый желудок молитва не идет, поэтому воздержание дисциплинирует человеческие силы и содействует расположению души к молитве, поскольку если немощствует тело, немощствует и душа, бодрствует тело - бодрствует и душа. Насыщаясь телесно, человек становится ленивым и неподвижным, и душа его не может вместить в себя тот благодатный мир, который подает Господь. А когда будет дарован мир душе человека, тогда, по слову преп. Серафима Саровского, тысячи вокруг такого человека спасутся. Спасутся благодатью Божией.
    Но благодать Божия дается только православным. И пост необходим для духовного самоочищения. Если человек не сможет очистить душу, то не сможет стяжать и мир в душе своей, не сможет, живя на земле, подготовить душу к Жизни Вечной. Писание нам говорит, что ничто нечистое в Жизнь Вечную не входит. Вся же нечисть изгоняется постом и молитвой (Мф. 17, 21). Во всех обстоятельствах жизни надлежит нам молиться. Весел ли кто, пусть поет псалмы (Иак. 5, 13), - говорит святой Апостол Иаков.
    Будем благодарить Бога, чтобы тщеславие не отняло духовную радость. Преп. Иоанн Лествичник говорит: «Пост тщеславного остается без награды, и молитва его безплодна, ибо он и то и другое делает для похвалы человеческой». Ну, а если кто грустит, пусть тоже молится и просит милости Божией, чтобы не одолевало уныние. Пребывая с именем Божиим, православный христианин всегда огражден от козней вражиих.
    Конечно же, враг всячески старается отвлечь людей от пути спасительного всякими зрелищами, пиршествами и прочей праздной суетой. И больно смотреть, когда православные, соблюдая внешние посты, предаются всяческим развлечениям, распрям, гневу и прочее. Остается только одно: молиться, чтобы Господь Сам умудрил и вразумил таковых людей через слова проповеди священнослужителей. Господь наш Иисус Христос говорил фарисеям, которые соблюдали только букву закона, духа же закона любви Божией не постигали: «Горе вам!» Горе и сегодняшнему миру, который погряз в темноте греховной, в суете жизни, забыв о том, что мир сотворен Богом, что мир предназначен для того, чтобы человек, познавая этот мир, познал и возлюбил Бога. Но без помощи Божией ничего не бывает. Нам, православным, надлежит быть носителями духа Христова и все творить со смирением, научаясь кротости, ибо спасен будет не тот, кто много претерпит, а тот, кто претерпит до конца.

    Как научиться иметь твердое упование на милосердие Божие и в то же время осознавать свою греховность?
    - Мы научаемся, как надлежит нам, погрязшим в грехах, обращаться к Богу со страхом и трепетом о прощении грехов, о милости - не ради нас, грешных, а ради имени Святаго Его, ради Жизни Вечной, ради Любви Его. Всю жизнь земную надлежит усердно, прилежно стяжать добродетель смирения, а оно, по слову преподобных Оптинских старцев, не дает человеку пасть. Это и есть твердое упование, когда человек не видит за собой добродетелей, а во всех сотворенных добрых делах зрит руку Господню. Конечно, надо молиться и просить Бога, но мы, к сожалению, не можем подчас правильно просить, потому что не умеем благодарить Господа за то, что мы уже имеем. Мы своим ограниченным умом и греховными чувствами пытаемся постичь духовные истины, забывая, что Истина может вместиться только в чистом сердце, и тогда она хранит человека. Будем помнить о том, что в нашей греховной нечистоте надлежит приступать к Богу с трепетом, страхом, благоговением, и что тогда Господь подаст просимое. Для этой цели Церковь установила ежедневно и не однажды прочитывать 50-й псалом Псалтири Давидовой, где есть слова молитвы: ...сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Смирение всегда уповает на Божию любовь и за все благодарит Бога.

    Существует практика, когда люди, считающие себя христианами, соблюдают только Великий Пост. Достаточно ли этого, или же следует соблюдать все посты, в том числе среду и пяток?
    - В Православной Церкви годичный церковный круг очень мудро устроен, и надлежит строго жить по церковному календарю, из года в год, изо дня в день, чтобы постигать духовное совершенствование. Годичный круг содержит в себе время радости и время покаяния в грехах, чтобы силы ума, силы души и сердца, а также слова и дела, чувства и мысли направить в русло Жизни Вечной. Пост есть лучшее средство побороть чувственные порывы нашей греховной природы и обуздать гибельные страсти. Пост делает нас способными к молитве и размышлению о Боге.
    Кто постился хотя бы раз по-настоящему, тот уже познал силу поста и знает, насколько приятен и благостен пост для души. Такой человек постится постом приятным и не имеет тягости от воздержания. Напротив, душа его парит во время поста, умиляясь в молитве к Богу. Для таковых пост, по слову преп. Макария Великого, есть наслаждение.
    Святая Православная Церковь через пастырей Церкви уменьшает строгость поста только для крайне немощных и больных христиан. Конечно, надо говорить об этом на Исповеди, чтобы не впасть в грех самооправдания. Безусловно, Церковь снисходит к больным и дает им послабление, но оно должно быть обусловлено духовным благословением. Здоровые люди обязательно должны поститься по Уставу. Кто не постится в среду и пяток и не соблюдает других постов, установленных Святою Церковью, тот не почитает тех дней, в которые Господь за нас страдал (в среду Его предал Иуда, а в пятницу Он был распят). Преп. Серафим Саровский тех, кто не соблюдал среду и пяток, называл предателями. Вот таков страшный суд Святого Отца нашего.

    Как научиться незлобию в отношении врагов и какую помощь оказывает в этом Великий Пост?
    - Об отношении к врагам свт. Филарет (Дроздов), который имел большой духовный опыт, учит нас: «Любите врагов своих, сокрушайте врагов Отечества, гнушайтесь врагов Божиих».
    Преп. Нил Мироточивый называет пост оружием. Это и есть оружие против злопамятства. «Сколь потребна ржа для железа, столь же пользует и пост злопамятного человека», - говорит он.
    Конечно, нужно помнить, что мир, по слову Господа нашего Иисуса Христа, во зле лежит (1 Ин. 5, 19). Но зло не может разрушить мир, который сотворил Бог. И человечество не может построить рай на земле. Царствие Божие, - говорит Господь наш Иисус Христос, - внутрь вас есть (Лк. 17, 21), внутри нашего сердца, внутри нашей души. Царство Божие начинается с того, когда водворяется в душе мир. Каждый православный человек должен быть носителем мира, света Христова и любви Божией. У нас есть самый главный ориентир в жизни - это Святое Евангелие, Каноны Церкви Божией, учение Святых Отцов, которые ведут каждого человека к преображению души: от жизни греховной - к возрождению и жизни святой.

    В великопостной молитве преп. Ефрема Сирина мы просим Господа среди прочих прошений избавить нас от духа уныния. Как бороться с этим грехом?
    - Когда ум становится слугой верующего сердца, тогда человек меньше ошибок совершает. А в целом вера есть подвиг для разума, поскольку ум человеческий не может вместить веры, лишь сердце вмещает этот Божественный дар веры - веры твердой, ясной, непоколебимой. Прежде всего, веры в Бога и веры Богу, веры в Жизнь Вечную, в безсмертие души человеческой. В Бога и бесы веруют и трепещут. А верные Бога слушаются, но веру Господь испытывает. Сначала нам Господь дарует многое, благословляет на духовное возрастание, а потом - попускает испытания, как праведному Иову. И праведно живущие тоже терпят испытания, ибо сказал Господь: Все, желающие благочестиво жить во Христе Иисусе, будут гонимы (Тим. 3, 12).
    Православный путь всегда был, есть и будет тернистым, узким и скорбным. Сатана восставал против Христа, восстает и против Церкви Христовой, будет восставать до скончания века, но не победит, ибо сказал Господь: Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей (Мф. 16, 18).
    Обычно дух уныния вселяется в человека от ропота или же страха перед будущими гонениями. Нам Бог даровал замечательное лекарство - за все благодарите (1 Фес. 5, 18). Если человек обретет навык за все благодарить Господа, то навсегда распрощается с ропотом, а, следовательно, и со смертным грехом уныния.
    Что же касается апостасийных событий, то Господь нас предупреждает: не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть (Лк. 21, 9). Пытаются враги нарушить единство нашей святой Православной Церкви и чистоту нашей спасительной святой Православной веры: смешать все веры во единую экуменическую. Как говорит преп. Лаврентий Черниговский: «Будут купола золотить, а души чернить». Враги стремятся в ограде Святой Православной Церкви посеять разные заблуждения. В трудное мы живем время, но - не безутешное, потому что, чем больше скорби, тем ближе Господь.
    Когда Господь попускает испытания и скорби, тогда надо усиленно молиться, чтобы не впасть в уныние. Святые Отцы говорят: «Да будет радость ваша сдержанной, а печаль умеренной», и тогда человек будет находиться на среднем, спасительном - царском пути, но при этом надлежит над собой каждому трудиться. Каким образом? Приобретать твердую решимость в стремлении к Жизни Вечной. За решимость Господь дарует силы духовные. Решимости не будет - помощи Божией не будет, потому что человек свободен и волей, и разумом, и желанием. Поэтому надлежит идти твердо при содействующей благодати Божией. Во всех обстоятельствах жизни Господь помогает человеку и дает благодать, если тот с твердой решимостью идет к тихой пристани Жизни Вечной.
    Мы живем в антихристовый век экуменизма и глобализма. И сейчас важно сделать правильный выбор, чтобы не оказаться в стане врагов Церкви - еретиков-экуменистов, а быть в духе Истины. Да укрепит Господь каждого православного.

    В той же молитве просим: «Господи, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». В чем духовная сила этих слов?
    - Великим Постом мы воздерживаемся, прежде всего, от греховных помыслов, отсекаем греховные чувства, воздерживаемся в словах, сохраняя внутреннее воздержание. Если воздерживаться от вкушения пищи в дни поста, а ближнего своего осуждать, укорять, досаждать, то такой пост не приносит желаемой пользы. Пост телесный - есть средство для подвига внутреннего, духовного. Но, чтобы хранить эту радость духовную, надлежит сердце свое омывать слезами покаяния. Сохранять дух смирения, прежде всего с молитвой преп. Ефрема Сирина: «Господи, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего».
    Когда человек считает себя хуже всех, тогда оправдывает ближних, видя в каждом как бы ангела, и осуждает, укоряет себя. Это и есть иго Христово, которое благо и легко. Тот, кто не осуждает окружающих, тот как бы живет среди преподобных, а потому по слову Священного Писания и сам становится преподобным: с преподобным преподобен будеши... (Пс. 17, 26). Однако бес тщеславия внушает иногда мысли, что Бог мне дал, а другому не дал, значит, я лучше, чем другой. Этим мы теряем благодать, ибо незаметно впадаем в осуждение ближнего. Но чтобы не потерять свет Христов, надо каяться и молиться непрестанно. Ибо мир души, успокоение совести нам дают внутреннюю, духовную радость. Господь говорит: по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 35).
    Всем желаю мира, радости в душе, а те внешние скорби, которые посещают, да послужат для очищения грехов. Помоги Господи всем нам, православным. Храни вас всех Господь на многая благая и спасительная лета.

Беседовала Галина Симонова

 

Обращение православной общественности Украины управляющему делами Московской Патриархии митрополиту Калужскому и Боровскому Клименту (Капалину)

    Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыко! Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II 16 августа 2007 г. обратился с сердечным поздравлением в связи с 15-летием архиерейской хиротонии к епископу Хустскому и Виноградовскому Ипполиту (Хилько).
    В своем поздравительном слове Патриарх Алексий II отметил долгий и плодотворный апостольский путь епископа Ипполита, который нес различные послушания, возлагаемые на него священноначалием: «Будучи епископом Белоцерковским, викарием Киевской епархии, Вы были назначены наместником Киево-Печерской Лавры, пребывая под молитвенным покровом святых и богоносных старцев и укрепляясь их благодатным примером. Позже Вы управляли Донецко-Мариупольской, а затем Тульчинско-Брацлавской епархиями».
    Патриарх высоко оценил служение епископа Ипполита: «Памятуя об архипастырском долге, Вы неустанно призываете всех верных чад Православной Церкви к духовному, молитвенному и евхаристическому общению, укрепляя их благодатным примером и возгревая дарования, приносящие добрые плоды (Ин. 15,16)». Его Святейшество Алексий II высказал надежду, что и в дальнейшем владыка Ипполит будет «с таким же усердием и любовью отдавать все свои силы и способности служению Богу, во благо Матери Церкви, которая на Украине пребывает ныне в непростых условиях» и пожелал «крепости телесных сил, духовной радости, утешения и долготерпения в дальнейших архипастырских трудах на многая и благая лета».
    Дорогой Владыка Климент!
    Мы много лет знаем епископа Ипполита. Он опытный духовный пастырь, душу свою полагающий за овцы, и всегда был и остается стойким и мужественным борцом за единство Украинской и Русской Православных Церквей. Епископ Ипполит всегда публично и открыто заявлял о своей непримиримой позиции по вопросу разделения Церкви.
    К сожалению, его позицию в УПЦ разделяют далеко не все. В связи с этим в последние годы против него велась активная кампания по дискредитации и оклеветанию. И как результат, решением Священного Синода УПЦ от 14 декабря 2007 г. епископ Ипполит был отправлен на покой за якобы деструктивную деятельность. В чем была усмотрена таковая деятельность, никто ни ему, ни его пастве не смог объяснить.
    В своем поздравительном слове к епископу Ипполиту Святейший Патриарх Алексий II сказал: «Сердцеведцу Христу было угодно призвать Вас на служение Матери Церкви».
    Владыке Ипполиту всего 52 года, и он полон Христовой Любви, сил и энергии для того, чтобы выполнять высокую миссию, возложенную на него нашим Сладчайшим Иисусом Христом.
    Высокая духовная Любовь к Богу и своему пастырю, о которой заповедовал наш Спаситель Иисус Христос, побуждает нас, дорогой владыка Климент, смиренно просить Вас о заступничестве и помощи нам, грешным. Не оставьте нас своим пастырским вниманием и опекой.
Ради Господа нашего Иисуса Христа помогите восстановить справедливость, чтобы епископ Ипполит мог и дальше нас, врученных Богом ему овец, вести в Небесные обители, где мы все вместе сможем славить нашего Всемилостивого Бога, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. С любовью о Господе, Ваши смиренные послушники:

    Православная общественность Украины
- Председатель Союза Православных Братств Украины (СПБУ), Валентин Лукияник;
- Председатель Всеукраинского Православного братства св. Александра Невского, Юрий Егоров;
- Всеукраинская общественная организация «За Русь Святую и веру Православную», Сергей Бабанин;
- Спецкор газеты «Русь Державная» по Украине, Валерий Гончаренко;
- Духовно-патриотический союз «Новороссия», Руслан Запорожский;
- Войско Верных Казаков Черноморских им. гетмана Богдана Хмельницкого, атаман Олег Дрямин;
- Объединение православных журналистов г.Одессы, Анатолий Новиков;
- Братство Царя-мученика Николая II, Александр Радионов;
- Собор Чающих Богоустановленную Власть, Сергей Ярославцев;
- Николаевская областная общественная организация «Единое Отечество», Максим Запорожский;
- Братство прп. Лаврентия Черниговского, г. Николаев, Евгений Онищенко;
- Бердянская организация «Единое Отечество», Георгий Рындин;
- Днепропетровская организация СПБУ, Геннадий Литвинов;
- Союз православных граждан Украины в Крыму, г.Севастополь, учредитель Павел Буцай;
- Крымская республиканская молодежная орг. «Возрождение», Симферополь, Сергей Лукичев;
- Крымское отделение ММФ «Прорыв», г. Симферополь, Надежда Полякова;
- Российская община Евпатории АРК, Павел Маленев;
- Союз Верных Казаков Слобожанских, атаман Сергий Преин;
- Чугуевская городская казачья община «Пластунъ», атаман Олег Шакиров;
- Союз Православных Братств Украины Харьковской области, Н. Шевелева;
- Союз Православных Братств Украины, Запорожской области, Юрий Панченко;
- Союз Православных Братств Украины, г. Запорожье, Г. Басан;
- Союз Православных Братств Украины, Одесской области, Валерий Макагон;
- Союз Православных Братств Украины, Черновецкой области, М. Манкиш;
- Союз Православных Братств Украины, Сумской области, В. Леонидов;
- Союз Православных Братств Украины, Львовской области, В. Монжар;
- Союз Православных Братств Украины, Закарпатской области, Ярослав Пичик;
- верующие и духовенство Хустской епархии.


Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.