Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Хустского и Виноградовского Ипполита и
епископа Анадырского и Чукотского Диомида

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
 
ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЗГЛЯД

 

МОЛОДЕЖЬ НЕ ПРИМЕТ ЛУКАВЫХ ПОДМЕН

     Тема молодежи в Православии - одна из самых злободневных. Нередко мы сталкиваемся с проблемой, когда молодые девчонки и ребята уходят из Церкви. Об этом, а также о других задачах, связанных с обращением молодого поколения в Православие, мы попросили рассказать священника Александра Колесникова, заведующего миссионерским отделом ЦПП «Просветитель» Игоря Владимировича Беланова и студента педагогического института Алексея Викторовича Коршунова.

    Сейчас некоторые СМИ активно муссируют тему «нуждается ли Церковь в молодежи»? Как бы Вы ответи­ли на этот вопрос?
    О. Александр: Начну с того, что Церковь - это Тело Христово, а Христос любит и нуждается в каждой живой душе. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3, 20). Поэтому Церковь всегда заботилась об обращении каждой души, независимо от возраста. Вопрос скорее надо бы поставить так: «Нуждается ли молодежь в Церкви?» И здесь отвечу - нуждается. Об этом свидетельствуют подмены и ловушки, которые враг приготовил нашей молодежи.
    Смотрите, вместо Всенощного бдения - ночные клубы и всякие там дискотеки. Вместо церковного послушания - раболепное подчинение власти денег, алкоголю, наркотикам. Происходит подмена потребностей, которая растлевает наше молодое поколение, и с этим необходимо бороться.
    Некоторые считают, что молодежь сама сначала должна осознать и покаяться в своем неправильном образе жизни, а потом уже можно ожидать каких-то перемен к лучшему. Однако это абсолютно неправильно. Человек немощен, и склонность ко греху всегда являлась причиной духовной и нравственной борьбы. Многое зависит от окружающей обстановки.
    И.В. Беланов: Действительно, когда приезжаешь на святое место, в какой-нибудь древний монастырь, то невольно начинаешь испытывать потребность к покаянию. Я не раз замечал, как молодые люди, посещая Троице-Сергиеву Лавру или благословенную Оптину, плакали, ощущая свою греховность именно вблизи великих русских святынь. Окружающая обстановка очень сильно действует на духовное состояние человека любого возраста. Попадая в монастырь, юноши и девушки чувствуют себя совсем по-другому. Они узнают, что существует на земле иной образ жизни, не тот, какой они привыкли видеть повседневно. И они понимают, что он лучше, хотя и труднее. Но как говорили святые Оптинские старцы: «Даждь кровь и прими дух», т.е. потрудись и получишь благодатный мир в душу свою.
    О. Александр: Абсолютно верно. Поэтому если мы действительно желаем спасения нашей молодежи, то обязательно должны стремиться создать соответствующую обстановку в стране. В этом долг каждого христианина. Необходимо бороться с показом развратных фильмов, требовать от государственной власти принятие законов, запрещающих разврат и непристойную рекламу. Закрыть игорные заведения, а не переносить их в определенные зоны, где местная молодежь будет подвергнута сильнейшему искушению.
    Я встречался с паломниками из Краснодарского края, которые обезпокоены тем, что будет с их детьми. Ведь все эти игорные и увеселительные заведения приведут к тому, что возрастет проституция, наркомания, пьянство и прочие показатели негативных явлений, способствующих гибели нашей молодежи. Конечно, необходимо требовать от правительства решения этих проблем.
    Лично меня поражает то, что некоторые представители Церкви ведут себя, право, нерассудительно. Вместо того чтобы противостоять западной волне, разлагающей нашу молодежь, они активно участвуют в этих так называемых тусовках и всячески их поддерживают. Они считают, что если молодежь любит рок, то надо им его дать, что Церковь за «хэви металл» и прочие сатанинские течения в музыке (сюда входит и поп музыка, и рэп). Однако все эти попытки как-то внедриться в неформальные течения приводят лишь к пагубным последствиям как для тех, кто еще не пришел в Церковь, так и для той части молодежи, которая осознала эту необходимость.

    Каким образом это происходит?
    О. Александр: Для молодого поколения Церковь изначально видится как бы по ту сторону мира. В его понимании церковь нужна для того, чтобы креститься, чтобы отпеть умершего родственника и все. Но сам образ Церкви не ясен. Он всегда остается загадочным и неизвестным. Поэтому многие из молодых людей говорят: «Я еще не готов к тому, чтобы стать верующим». Когда же представители Церкви начинают внедряться в молодежные тусовки, то это воспринимается самой молодежью не иначе как форма бизнеса. Я не имею в виду те случаи, когда неформалы идут в храм и там знакомятся со священниками, которые не пытаются с ними заигрывать, а терпеливо их приводят к Православной вере.
    Православие должно всегда оставаться незапятнанным. Ибо только через благоговейное отношение к Церкви как к самому святому на земле люди приходят к Богу.
    А.В. Коршунов: Один мой знакомый неформал, ставший впоследствии монахом, рассказывал, что он видел неправду в окружающем его мире, и это побуждало его к противостоянию в виде неформального способа жизни. Когда же он познал, что есть образ жизни святой, где человек, жертвуя собой ради Жизни Вечной, уподобляется ангелу, то тут же оставил мир и ушел в монастырь.
    Значит, нашей молодежи просто не хватает знания истины. Но истина должна быть не в виде рок-концерта, но твердая, непоколебимая и безкомпромиссная.
    О. Александр: Что мы видим в ситуации с неформалом, ставшим монахом? У человека была духовная потребность, но она подменялась врагом спасения рода человеческого на влечение к неформальному поведению, а теперь эта потребность нашла истинный путь, и душа пошла по этому пути ко спасению. А когда душа встречается с такими вот горе-миссионерами, то так и остается на своем ложном пути. Она только получает подтверждение своим заблуждениям, опираясь на такое якобы Церковное благословение.
    В то же время те, кто уже встал на путь спасения и ведет жестокую борьбу с диаволом, получают удар в спину. Видя, как представители Церкви гоняют футбольный мяч, выступают на сцене, играют в кино и делают прочие непотребства (при этом идентифицируя себя с Православием), неокрепшая душа ослабевает в борьбе против страстей и возвращается к прежнему образу жизни, как пес возвращается на блевотину свою (Притч. 26. 11). И таких примеров немало среди молодежи. Нередко мы встречаемся с такой ситуацией, когда человек, будучи ребенком, прислуживал в алтаре, учился в воскресной школе, любил церковные богослужения и вдруг, повзрослев, совсем перестал ходить в храм, и уже ничего не хочет слышать о Боге и прочее...
    В чем причина? А причина в том, что юноша видит, как батюшка неблагоговейно ведет себя в алтаре, как он подстраивается под мир и становится другом миру, а, следовательно, врагом Богу. Ведь апостол Иаков так и говорит: кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу (Иак. 4, 4). Юные души чутко замечают лукавство, и нравоучениями их не воспитать. Лучшее воспитание - это собственный достойный пример.
    И.В. Беланов: «Спасайся сам, и вокруг тебя тысячи спасутся», - говорит преп. Серафим Саровский. Это и есть правило каждого настоящего миссионера. Как бывало в древности? Пришли два или три монаха, поселились рядом с каким-то селением и живут себе, молятся, заповеди исполняют. И через какое-то время слава о них разносится по всей округе, и множество народа уже идет к ним за советом. Таково истинное миссионерство.
    О. Александр: Действительно, это так. А когда видишь, как священник начинает играть на ударных инструментах, якобы чтобы обратить в Православие молодежь, то становится ясным, что он этим «миссионерством» просто пытается оправдать свою давнюю страсть. Таким образом он свидетельствует, что оступился и сам вернулся к прошлому образу жизни.
    И.В. Беланов: Однако есть еще более страшное «миссионерство», которое направлено на разрушение Церкви. Когда так называемые «просветители» молодежи внушают, что уже нет более таких ценностей как национальность, семья. Например, они утверждают, что необязательно венчаться. Если есть в паспорте печать о браке, то этого достаточно. Но что значит эта печать? Это свидетельство того, что брак освящен Лениным, Путиным, Горбачевым и прочими правителями. А истинный брак должен быть освящен на небе. В Таинстве Венчания Сам Господь незримо благословляет и утверждает брак. Только такой союз между мужчиной и женщиной является законным.
    О. Александр: Мне один старичок рассказывал, как он еще в советское время расписался в ЗАГСе со своей женой и пришел к отцу сказать об этом:
    - Мы, батя, теперь муж и жена. Мы вот расписались в ЗАГСе.
    А отец ухмыльнулся и отвечает:
    - Никакие вы не муж и жена. Вы где расписались? На лысине у Ленина. А надо в Церковь идти, чтобы Бог вас благословил, и чтобы вы расписались в книге Жизни.
    Или вот говорит мне как-то одна женщина:
    - Моя дочь вышла замуж. Живут гражданским браком.
    - А как это - «гражданским», - спрашиваю.
    - Да так, без Венчания и без росписи. Пусть пока поживут, присмотрятся друг к другу.
    Ну и что хорошего из этого сожительства выйдет? С одним пожила, «присмотрелась», с другим, с третьим. И стала самой настоящей блудницей. А все эти «присматривания» - для оправдания. Чтобы совесть обмануть: «Я же порядочная, а ни какая-нибудь там...»
    Хочешь присмотреться - присмотрись. Но без греха, без того, чтобы исполнять роль жены. Если любят друг друга и решились жить вместе, так надо получить на то Божие благословение - и под Венец.
    И горе такой матери, которая разрешает своим детям сожительство «гражданским» браком. Ведь семейное счастье на грехе не построишь.
    Опять-таки нужен пример. Если мать, воспитывая дочь, позволяет себе дома ходить в брюках, а платок и юбку только в храм надевает, то никогда она не воспитает ребенка духовно здоровым. Видя лукавство матери перед Богом и Церковью, юная девица станет тяготеть к развращенному миру, и удержать ее от падения будет непросто.
    И.В. Беланов: Итак, можно подытожить, что главное в воспитании и воцерковлении нашей молодежи - это окружающая их обстановка. И все мы обязаны активно бороться за то, чтобы внешняя среда для молодежи способствовала целомудрию и нравственной чистоте. Это - прежде всего.

    В каком направлении следует вести борьбу, и в чем за­ключается эта борьба?
    О. Александр: Необходимо бороться на законодательном уровне. Например, провести референдум и принять законы, по которым люди привлекались бы к уголовной ответственности за аборты, за развращение несовершеннолетних (до 18 лет), за мужеложство и прочие содомские грехи. Необходимо также признать на законодательном уровне, что Россия, хотя и является многонациональным государством, но все же государствообразующий народ в ней - русские. Почему-то в Армении, в Грузии, в Азербайджане и других странах признаются законом основные народы, а в России русский народ унижен и оскорблен. Откройте историю и вы увидите, что Россия с момента ее образования была и остается территорией проживания русского народа. Любовь к своей нации - это не зло. Это великая добродетель, которая делает из молодого человека патриота, а не безчувственного скота, думающего лишь о том, что поесть и чем поразвлечься.
    Понятие национальности сегодня умышленно стирают в России, переделывая ее по образцу Соединенных Штатов. Если так пойдет дело и дальше, то русский народ станут, как индейцев, загонять в резервации и истреблять. Мы должны повсеместно отстаивать свои права. И всем миром требовать, чтобы внесли поправку в Конституцию РФ. Чтобы признали, что Россия - это исконная территория проживания русского народа.
    К сожалению, некоторые священники считают, что Православие призывает к стиранию границ между национальностями. Часто приводятся слова Священного Писания: Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе (Гал. 3, 28).
    Преп. Иосиф Волоцкий, разъясняя это место Священного Писания, говорит, что эти слова следует понимать так: «слава, честь и мир иудею, и эллину, и всякому человеку, делающему добро и верующему во Христа, принявшему печать Его крещения». Ни о каком упразднении национальности или пола нет даже намека. Древняя Церковь установила национальные названия Поместных Церквей: Сербская, Русская, Болгарская и прочие. И мы не вправе что-либо обновлять или изменять. Если Русская Церковь, то ясно, что она состоит из русских православных, находится на территории проживания русского народа и имеет свои национальные древние традиции. Безусловно, в нее могут вступать через Таинство Крещения и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и евреи, но в основе своей она Русская.
    И.В. Беланов: Сегодня идет активная пропаганда против русскости, против всего, что связано с русским народом. Нас как будто хотят заставить забыть свое национальное наследие, хотят приучить к отсутствию нашего национального достоинства. Слово «Русский» уже воспринимается многими как экстремистское.
    Например, как-то раз наместник одного известного монастыря увидел паломника в майке с надписью: «Мы русские, с нами Бог» и сильно возмутился:
    - Зачем они выпячивают свою национальность? Зачем они пишут такие слова на майке? Это же разжигание национальной вражды...
    Неужели не знает этот наместник, что слова: «МЫ РУССКИЕ, С НАМИ БОГ», многократно спасали Россию от врагов?! Повторяя их, русские воины побеждали во многих битвах. Эти легендарные слова принадлежат великому полководцу Александру Васильевичу Суворову. И разве может русский человек признать их экстремистскими?
    А.В. Коршунов: А возьмите наших Русских святых. Разве могли они отказаться от своей национальности? Святой великий князь Александр Невский, святой Даниил Московский или святой Дмитрий Донской?
    Мы - русские, и должны всегда помнить об этом. В этом наша история и наша сила. И если мы позволим, чтобы нашу национальность упразднили, значит, мы предатели своего Отечества.
    Прекрасный способ прививать детям чувство любви к Отечеству к своей национальности - это военно-патриотические клубы, где они учатся защищать Отечество и, как говорится, хранить честь смолоду. Ведь сегодняшняя молодежь - это вчерашние дети.
    И.В. Беланов: Наша главная задача - донести до сознания молодых людей истинные духовные ценности. Чтобы они не становились толерантными истуканами, а были живыми, исполненными чувства долга и чести, наследниками веры своих отцов.
    О. Александр: И еще, о каком многоконфессиональном государстве может идти речь в России, когда более 1000 лет она Православная? Все другие вероисповедания тут пришлые. Но в силу своего лукавства и хитрости они пробрались в государственные структуры и под прикрытием демократии осуществляют свою диктатуру. Иноверцы пробрались так же в семинарии и академии, православные духовные училища и институты. Под маской Православия они активно разрушают Церковь изнутри, внедряя новшества и подменяя черное на белое, а белое - на черное.
    Ведь насколько важно сейчас молодежи видеть Православие, не испачканное приспособленчеством и не пораженное ядом экуменизма! Ведь каждая русская душа ищет простоты и чистоты, т.е. искренности. А когда они видят одних абсолютно безразличными, а других озабоченными, то вряд ли потянутся к храму. Можно привлекать молодежь на всякие массовки и концерты, на постановки и творческие встречи, но в храм при этом они ходить будут из-под палки или вообще не будут.
    А.В. Коршунов: Я читал, что некоторые околоцерковные личности предлагают решить проблему обращения молодежи введением богословия «для чайников». Этим они показывают свое близорукое понимание проблемы. Каждый юноша и девушка - это, прежде всего, человеческая душа, а не какой-то предмет (чайник). Учение Господа нашего Иисуса Христа просто и понятно для каждого сердца, главное - достучаться до него. А чтобы сердце открылось для Бога, нужны не какието заумные фразы и лукавые предложения карьерного роста, а жертвенная любовь Божия.
    О. Александр: Господь так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного на страдание и крестную смерть ради нас. Вот великий пример безконечной любви. Если мы будем памятовать о ней и хотя бы чуть-чуть приблизим свое сердце и постараемся понять наших детей, нашу молодежь, то, безусловно, они откликнутся. Свет Христов просвещает всех. Облечемся в оружия света (Рим. 13, 12), - призывает апостол Павел, а не в одежды тьмы. Не надо лукавить и низводить чистое, неоскверненное учение Церкви до уровня неформальных развлечений. Будем хранить благоговение и любовь, подвизаясь в исполнении заповедей Христовых, а Господь найдет способ привести тысячи и миллионы молодых душ на путь Вечной Жизни.

Беседовал Дмитрий Морозов

Дети пишут Богу...

 
    Боженька, приглашаю Тебя на мой день рождения, который состоится 5 августа в 10 часов. Буду ждать. Если нет денег, приходи без подарка, - Миша, 2 класс.
  В разных книгах Тебя описывают по-разному. Где бы достать Твою фотокарточку. Хоть допотопную? - Рая, 3 класс.   
    

   Синее небо, Господи, это когда у Тебя хорошее настроение? - Надя, 3 класс.
    Я бы попросила ума моим родителям, а то они меня совсем не понимают. - Надя, 3 класс.
    Милый Боженька, забери меня обратно, здесь так скучно. - Вася, 2 класс.
    Почему у нас раны заживают, а у Тебя есть? - Денис, 4 класс.
    Я сильно позорю Тебя? - Вова, 4 класс.

 
 
    
    Я Тебя уважаю за веру в человека. - Игорь, 3 класс.
    Пришли на землю Своего Сына. Мы Его не распнем. – Павлик, 3 класс.
    Не бойся, Господи, я с Тобой! – Андрей, 1 класс.
    Можно, я буду Тебе иногда сниться? – Валера, 3 класс.
    Может ли хватить детства на всю жизнь? – Марк, 1 класс.
   
Фото свящ. Николая Катальникова
www.foto.orthodoxy.ru


Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.