Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Хустского и Виноградовского Ипполита и
епископа Анадырского и Чукотского Диомида

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
 
ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

 

А.В. Бородина: «Свой результат мы получим в вечности, а здесь мы должны учиться любви…»

    В позапрошлом номере нашей газеты была опубликована статья, посвященная жизненно важному вопросу, касающемуся будущего России, – введению в систему школьного образования курса «Основы Православной культуры». Мы знаем, с какой легкостью в наше время внедряются в школьные программы предметы, морально калечащие души наших детей, без вопросов ставятся грифы на учебники, призванные формировать аморальное космополитическое стадо, или просто на пособия методически малограмотные, но работающие в этом же направлении, и с каким трудом пробивают себе дорогу истинные источники знаний – учебники, из которых дети узнают о Православной вере.
    Спустя два месяца после Рождественских чтений мы вновь встретились с А.В. Бородиной – автором и создателем курса ОПК, которая в условиях жесточайшей критики, несмотря на помехи и серьезные преграды, чинимые ей и недругами Православия, и мнимыми друзьями, на первый взгляд кажущимися православными, твердо продолжает свое богоугодное дело. Сейчас людей с такими чертами характера – единицы, многие на месте этой рабы Божией давно опустили бы руки и свернули с тернистого пути. Естественно, нам и многим нашим читателям хочется узнать, как ей удается нести свой столь нелегкий просветительский крест.

    Алла Валентиновна, мы с волнением следим за Вашей деятельностью, переживаем за Ваш курс «Основы Православной культуры» и не перестаем удивляться Вашей творческой энергии и качеству Ваших учебников и пособий. Вы сотрудничаете с людьми и из с церковной среды, и из профессиональной писательской, и из ученической, и из научной. А это, как правило, люди с самыми разными позициями. Ни для кого не секрет, что серьезные богословские ошибки допускают порой даже солидные православные издательства. Например, в этом году на Рождественских чтениях учителя из регионов возмущались ошибками, допущенными в проекте по Православной культуре, осуществляемом при Издательском совете патриархии.
    – К сожалению, такие вопросы звучат нередко. Я знаю, о каком проекте идет речь. Он и методически очень низкого качества. Но, к сожалению, я могу сказать лишь то, что говорила и тогда: я отвечаю только за свою работу. А проект, который вы упомянули, – на совести других людей.
    Что касается нашей работы, я благодарна вам за внимание и за добрые слова. Тем более, я знаю, чего они стоят. Вы читатель чрезвычайно строгий, я бы сказала, что не просто читатель, а критик очень строгий. У вашей газеты планка настолько высока, что если вы что-то принимаете, то, значит, с точки зрения Православия, все проверено. Вы заметили, как я осторожно говорю: не традиционного, а просто Православия? Конечно, чтобы не получилось масло масляное. Православие может быть только традиционным, другого не существует и не может существовать. И, зная вашу строгую концепцию, могу предположить, что если бы я себе позволила такую оговорку, вы могли бы отреагировать. Хотя так нередко говорят, когда хотят подчеркнуть строгость.
    Но все-таки, чтобы не уйти от вопроса, как мне это удается… Действительно, этого трудно достичь. Область новая, сложная, и нужно, чтобы научно все было правильно, и, что еще важнее, – чтобы все было верно богословски и методически, конечно. Ведь может быть интересная книга, но если она не представляет собой добросовестный методический продукт, то это не учебное и не методическое пособие – это просто книга. Наверное, то, что я сотрудничаю с самими лучшими специалистами, это в большой степени гарантия качества. Они настолько уважительно относятся ко мне как автору и настолько четко понимают направление «Основ Православной культуры», что каждый слышит, о чем его спрашивают, а не несет, что ему хочется. Это очень важное и довольно редкое сегодня достоинство личности – слышать другого, говорить только правду, высказываться о том, что хорошо знаешь. Ведь нам СМИ навязывают другую модель: неси только свое мнение; ведь все передачи стали как близнецы, все построены на «своем мнении» и обсуждении того, о чем представления не имеют. Люди так привыкли себя реализовывать: изучать ничего не надо, трудиться не надо, ответственности ни за что не надо – только болтай всякую отсебятину и все. И на это затрачиваются не 2–3 минуты в сутки, на это уходят часы эфирного времени. Человек, например, вообще является специалистом в другой области, или только учится в вузе, школе, аспирантуре, а зрителям как будто очень важно, что он думает по какому-то важному вопросу, политическому, экономическому, образовательному. Люди друг с другом спорят, «пар выпускают», а нужны деятельные личности, скрупулезный научный труд, методический и т. д.
    И еще одна причина успеха – связь с тем, для кого работаешь, то есть школьники и учителя. Их нужно всегда помнить, слышать, чувствовать.

    Как у Вас получилось создать такой коллектив методистов, писателей, которые Вам помогают? Ведь у Вас выпущено уже так много книг.
    – То есть Вас интересует, как я пишу. В этом смысле, я убедилась, что помощников быть не может. Пишу только одна. Когда я только начинала, была готова объединиться, кажется, с кем угодно, кто мог хоть чем-нибудь помочь. Но оказалось, что никто помочь не может. Почему? Священник видит все только как священник, учитель – как учитель, ученый – только как научный труд… Чужим трудом я тоже не могу воспользоваться, просто мне не интересно, что ли. Я не знаю, как работают другие, но у меня каждый учебник – это рождение, создание принципиально нового – для другого возраста, со своей особой дидактической идеей. Я как-то открыла в книжном магазине один учебник и ужаснулась: автор взяла жития святых мучеников – и весь учебник – эти жития. Лишь бы издать что-нибудь. А как школьники целый год будут «изучать» этот учебник, автор даже не задумывается, лишь бы слепить да издать. Лишь бы захватить место в новом культурно-образовательном пространстве. Видимо, когда средств очень много, это тоже плохо. У нас лишних средств никогда не было, зато мне приходится сто раз подумать, нужно что-то издавать или нет. Я люблю сам процесс творчества, когда наедине с Богом, со своим сердцем…

    Вы нуждаетесь в помощи?
    – Помощь, с одной стороны, как бы всегда нужна, но мы каким-то чудом справляемся. А просить разве можно? Если бы кто-либо хотел и мог, то предложил бы помощь, а если не предлагают, значит, нечего предложить, или Кто-то или что-то не допускает. Мы с соратниками как-то сразу договорились, что ничего ни у кого не просим. Во-первых, финансовая зависимость может принести конфликт идейно-политический, религиозный и т.п. Я ко всем отношусь уважительно, но в самом главном не уступлю ни на йоту. Во-вторых, участие в таком проекте нужно заслужить. В общем, искусственно такое не получишь. Скажем так, своей волей, по своим соображениям, я бы не рисковала привлекать чью-то помощь. Кроме того, я знаю сколько есть талантливых и умных людей со своими замыслами, и сразу начинаю думать о них, вдруг мы начнем просить финансовой помощи, а может быть она тем людям нужна больше?
Поэтому пусть идет, как идет. Книги издать можно, но их нужно распространить, в этом проблема. Необходима помощь от государства.

    Помогает ли наша Церковь?
    – Помогает тем, что она есть. Люди, живущие со Христом, это и есть Церковь. В этом смысле, конечно, именно Церковь помогает. Но обращаться за финансовой помощью на издательский проект в Патриархию, думаю, это совсем некорректно. Кроме того, это в Москве и Московской области, может быть, еще в каких-либо городах мы наблюдаем такой достаток, здесь находятся средства на строительство, реставрацию, поддержание храмов, а в регионах очень много проблем, храмам нужно помогать. Разве можно пытаться тянуть с Церкви? Есть епархии, где священников 3–5 человек, прихожан несколько десятков. Но так важно, чтобы там жило Православие, им нужна помощь.

    Есть люди, которые боятся печататься в нашей газете. А почему Вы сотрудничаете с нами?
    – Скажу правду, искренне скажу, собственно, по-другому и не могу. Я давала интервью самым разным газетам, телекомпаниям, в том числе и зарубежным, участвовала в разных радиопередачах. Думаете, есть хоть одна газета, теле- или радиопередача, которая бы устраивала меня на 100%?
    Есть вообще лживые газеты, есть лукавые, есть более-менее приличные, но все пользуются всякими журналистскими приемами в своих интересах. Поэтому на 100% я никогда никому не верю и все проверяю, ведь может быть и ложь, и опечатка, и ошибка, и недобросовестное исполнение, субъективное преподнесение материала, преднамеренное искажение информации.
    Что же касается вашей газеты, то она пользуется доверием у большинства православных людей. У газеты есть своя концепция, и вы ей не изменяете. То есть ваша газета оригинальна. Православных газет много, они стали похожи друг на друга, как сиамские близнецы. Но и такие они тоже нужны, хотя интерес к Вашей газете гораздо больше, чем, скажем… но не буду сравнивать. Обижать никого не хочу, повторяю, газеты должны быть разные.
    Что людям не нравится, из-за чего снижается интерес обычно? Ну, например, газета называется православной, смотришь, а она уже и совсем не православная. Православием прикрывается самореклама, проскальзывают еретические высказывания, видны либеральные интересы и задачи, тут же календарь, иконы, объявления и т. д. Такие газеты не вызывают интерес – что есть газета, что нет – разницы никакой, этой газеты не будет, останутся другие похожие.
    А ваша газета интересна тем, что она держится взглядов крайне строгих, православных, материал подбирается объемный, серьезный, из разных уголков мира. Ну и внешне, конечно, она очень привлекательная. Но главное – концепция. Здесь строгий, даже критический взгляд. Он имеет место, даже очень распространен и в России, и за рубежом. Такую позицию занимают многие православные люди. И очень важно, чтобы такая газета была. Это говорит о том, что Православие живет, понимаете? Идет внутренняя жизнь, это еще более важно, чем строительство храмов. Люди ищут информацию, убеждаются, что от них ее не скрывают, что она не запрещена, но, как поступать, думай сам. Что-то я, например, никогда бы так не сделала, как делаете Вы. И не все я бы поддержала. И не потому, что я с этим в принципе не согласна, а хотя бы потому, что я этого не могу проверить, изучить, серьезно поработать, чтобы сказать – это так, или – это не так. Поэтому в каких-то вопросах, если я не могу достаточно глубоко разобраться, мне достаточно мнения, благословения, позиции Святейшего Патриарха Алексия II, которому абсолютно доверяю. Но я – это я, а вы со своими сотрудниками и со своими читателями – это вы. Зато всем известно, что в вашей газете присутствует дух бодрящий, напоминающий о принципах, об истории, убеждающий, что в мире есть не только крайне левый во всех отношениях (полный разгул, просто насаждение!) взгляд, но есть и строгое око правых (в правильном смысле – правых).
    Ведь нужен диалог, помогающий идти вперед, а не умирать, лицемеря, лукавя и т.д. Нам всем дана жизнь, чтобы посвятить ее тому, в чем мы уверены, убеждены. В вечности мы получим свой результат, а здесь нужно учиться любви. Нелегко, но другого пути нет. Вас ругают? Что ж такого? Правда дорогого стоит. Пророки иной раз нагими ходили, чтобы привлечь внимание к проблеме, предупредить об опасности. Конечно, чтобы так действовать, нужно быть пророком. Тем более, кому что дано, кто-то большего достигает мягкостью, любовью, кого-то так слышат. Кстати, когда ругают, всегда полезно. Это может быть и наградой. Как, собственно, и ваша оценка. Когда такая газета поддерживает что-то, то это есть гарантия того, что это что-то православно выверено. Дипломатически, по этикету – другой вопрос, но православно без подвоха. А есть и другая пресса, где по форме все соответствует, а читатель говорит: ну все, и отсюда православных выдавили, одни либералы остались, или коммерция прижала.
    Но я не хочу петь дифирамбы, это может быть большим искушением для вас. Повторюсь, что я какие-то вещи по-другому вижу. Но если бы Вашей газеты не было, то сколько сил и средств нужно было бы затратить Патриархии, чтобы такую газету сделать и выдержать именно такую концепцию. Чтобы иметь царский путь, нужны правый и левый край. Левого всего и всякого много, а правый – вы одни, по-моему. Во всяком случае, я думаю, что Ваша газета укрепляет Православие, укрепляет доверие к нему, уважение и объединяет православных, пока все в лоне Церкви. Это делает честь Православной России, что такие вопросы, которые поднимаете Вы, обсуждаются в православной среде, а не у противников Православия.
    Хочется вам пожелать любви, правды и, конечно, мудрости, чтобы быть услышанными, не прибегая к крайним формам. Иначе говоря, никогда не терять источник добра, блага. Держитесь, хороших газет не много.

Беседовала Галина Симонова

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.