Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Хустского и Виноградовского Ипполита и
епископа Анадырского и Чукотского Диомида

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
 
СЛОВО ПАСТЫРЯ

 

«Поститесь постом приятным...»

 
    Продолжается Великий Пост, – время сугубого покаяния. Что такое пост по существу и можно ли назвать постом соблюдение только одних правил о невкушении скоромного? Об этом и о многом другом мы попросили рассказать владыку Диомида, епископа Анадырского и Чукотского.

    Владыко, как правильно поститься?
    – Я считаю, что пост – это один из путей ко спасению, который нам дал Господь.
Мы знаем, что жизнь наших праотцев в раю проходила в посте – заповедь не вкушать от древа познания была дана им Богом ко спасению, чтобы они себя воспитывали воздержанием, т.е. не вкушали запретного плода. Это и был первый пост, данный человечеству.
    Пост – это завет древний, не устаревающий, через который необходимо духовно возрастать и совершенствоваться. В то же время, это и церковная дисциплина; 69-е Апостольское правило гласит: »Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен». Пост, по слову преп. Аввы Дорофея, есть десятина года.
    Как надо поститься? Как предписано в церковном уставе, Типиконе: первые два дня не вкушать ничего, затем разрешается вареная пища без елея (масла), в четверг опять ничего не вкушаем, в пятницу – преждеосвященная Литургия, а в субботу уже разрешается вино и елей. Как правило, мы строго постимся первую неделю и последнюю, каждую неделю такой пост соблюдают лишь строгие подвижники, а обычная практика – это строгая первая седмица. Если у кого болит желудок или кишечник, те могут взять благословение у священника как-то ослабить пост. Не надо становиться самоубийцей, причинять вред своему здоровью. Пост должен принести пользу и для тела, и для души. Поэтому священник, учитывая телесные немощи человека, по своему усмотрению благословляет кому что необходимо. Если же самочинно делать себе какие-то послабления, то это грех, а с благословением греха уже не будет.
    Впрочем, известен такой пример из жизни святого праведного Иоанна Кронштадтского. Святой был сильно болен и врачи сказали, что он должен нарушить пост, иначе умрет, но Иоанн спросил свою мать, а та не разрешила преступать пост. О. Иоанн ее послушался и выздоровел. Такова сила поста.
    Пост – это не самоцель, а средство ко спасению, необходимая для нас благодатная сила. Она помогает нам в борьбе с нашими страстями и служит духовному совершенствованию. Конечно, во всем нужна рассудительность и мера, ведь человек должен знать свою силу – на что он способен, чтобы пост был ему помощником.
    Великим Постом мы вкушаем рыбу только на Благовещение и в Вербное Воскресение, а в Лазареву субботу разрешается рыбная икра.
    Пост строгий, но он дает благодатные силы человеку достойно встретить праздник Пасхи, Светлое Христово Воскресение. Господь же, видя усердие человека, помогает ему. Святые Отцы Церкви часто пост сравнивали с нагруженным кораблем, который, попадая в шторм, разгружается, освобождаясь от груза, становясь выше над волнами, которые уже не наносят ему вреда. Так и человек, если он меньше употребляет пищи, то он легок и подвижен, а если ест много, то подобно загруженному кораблю, обременяет сам себя.
    Пост – это не только воздержание от пищи, но и очищение от страстей, борьба с ними с Божией помощью. Мы должны воздерживаться от ветхого зла, подавлять в себе гнев, не злословить, быть добрыми, отзывчивыми, помогать ближним, молиться за них, быть терпеливыми и в то же время не гордиться этим, не кичиться тем, что вот, мол, какой я подвижник, тогда человек сразу теряет все. Почему Господь и говорит, что мы не должны внешне казаться постниками пред людьми. Господь видит подвиг человека. Я считаю, что пост необходим всем – и больным, и здоровым, потому что пост есть наше отношение к Богу, и если наш праотец Адам согрешил, нарушив предписание Божие, то мы постом как бы выражаем обратное: то есть мы становимся последователями уже нового Адама – Христа. И как Христос молился и постился 40 дней, так и мы должны подражать Ему.

    Владыко, в наш век многие забыли о целомудрии. Какова его роль в спасении души?
    – Целомудрие – это великая добродетель, необходимая человеку, если ее упразднить, человек начнет духовно разлагаться, деградировать. Сейчас все навязанные человечеству неправославные понятия развращают людей, уводят их от чистоты, от непорочности и целомудрия. Развращенный человек не может быть хорошим воином, хорошим гражданином, хорошим семьянином и просто хорошим человеком, потому что он становится морально уродливым. Поэтому без этой нравственной добродетели нет спасения.
    Все «просветительские» программы, направленные против целомудрия, на воспитание молодежи на западный манер – гибельны для государства. Не так было в России до 1917 года. Даже сами американцы, ощутив на себе разрушительные последствия подобного «просвещения», стали проповедовать целомудрие и семейные ценности. Поняли, что развращение молодежи – это сильнейшее оружие, способное уничтожить целые государства. Потому они и развращают русскую молодежь, чтобы народ наш вырождался, государство разрушалось. В основе каждого государства стоит крепкая семья. А какую семью могут создать извращенцы, морально уродливые растленные люди? Они только могут своим пороком заразить нормального человека. Почему Господь и истребил огнем Содом и Гоморру, чтобы этот порок дальше не распространялся.
    Целомудрие или, как еще называют Святые Отцы эту добродетель, – цельная мудрость, необходимо человеку, иначе он перестает быть человеком. Целомудренный человек – это образ и подобие Божие.

     Как Церковь относится к гражданскому браку?
    – В царской России Церковь не была отделена от государства, и брак был и церковным и гражданским одновременно. А сегодня получается, что государство берет на себя юридическую функцию, а Церковь – Таинство совершения Брака. Я как православный епископ признаю, что брак – это Таинство Венчания в храме. Бывает, что люди не состоят в гражданском браке, но венчаются, чтобы создать и сохранить благочестивую крепкую семью, и такой брак – настоящий.

    – Как бороться с похотливой страстью?
    Если человек стремится к духовному, он приобретает духовное, если к материальному плотскому, то обретает качества животные. Пост воспитывает духовное начало, чтобы оно преобладало над нашей похотливостью, нашей греховностью – страстностью и т.д. А как бороться? Человек должен понимать, что его предназначение быть не животноподобным, а ангелом. Царство Небесное – это не пища и брашна, это пребывание человека в Боге, духовное состояние единения души с Господом. Поэтому человек должен стремиться к Нему. Вот почему Святые Отцы строго постились и мало вкушали даже вне поста. Чтобы молитва их была чистая и безстрастная, проникновенная, с Богом… Это ведь духовное с Ним единение.
    Подражая животному, человек становится похотливым, а, подражая ангелам, – духовным. Почему иноки стремятся к ангельскому состоянию? Потому что, как говорят, «иноки – свет миру, а инокам свет – ангелы», безплотные существа.

    – Как уберечь детей, подростков и молодежь от навязываемого СМИ растления?
    Родители должны уделять особое внимание воспитанию детей, не быть безразличными к тем программам, которые навязывает современное образование, а образованию, в свою очередь, навязывают разные структуры и т.д. А поскольку чаще всего родители безразличны к этому процессу, то детей спокойно растлевают. Лучший выход – это повсеместное создание православных гимназий, школ, где будет свой микроклимат, способствующий положительному воздействию на душу ребенка. Надо, заботясь о будущем своих детей, ограждать их от влияния тлетворного мира.
    К сожалению, наше государство сейчас не заботится о детях. Сколько безпризорных детей скитаются по вокзалам? Все меньше остается спортивных площадок, детских садов, доступных для простого человека. Нет национальной политики. Мы ругаем советское время, но все же тогда воспитывали чувство патриотизма и заботу проявляли. Государство понимало, что Родине нужны солдаты, инженеры, строители, а сейчас этого нет. Россия разлагается, как Византия, к сожалению.

    Насколько важно сегодня хранить целомудрие в вере?
    – Мы должны стремиться, чтобы целомудрие в вере, духовное целомудрие, стало незыблемой частью нашей жизни. Вера дана нам неискаженной и чистой, и мы обязаны ее такой сохранить. А если мы начинаем объединяться с другими верами, с той же католической, то тут же заражаемся их ересями и соглашаемся с их заблуждениями, теряя при этом целомудрие.
    Вера наша не должна иметь никаких примесей, ересей, никакого порока, никакой страстности. Только подлинная и целомудренная вера все испытания пройдет легко. Ведь у нас как раньше было? Супружеские отношения не освящались до венчания. То есть сначала венчались и только потом вступали в супружеские отношения. А у католиков как раз наоборот, то есть встречаются, живут и только потом, если друг другу подходят, разрешается венчание. То есть они приходят к браку не в целомудренности, а в развращенности. Но целомудрие надо хранить – это основа нашего спасения.

    – Расскажите о современном монашестве. Какие сегодня существуют сложности для монахов?
    Раньше было как? Ушел монах в монастырь, отрекся от мира и безвыездно находится в монастыре, отлучается лишь только по послушанию. Жизнь в монастыре делала его более созерцательным, монах боролся со своими страстями. А сейчас у нас в России такого монашества, настоящего, нет, сохраняется оно лишь где-то на Афоне, в горах, в пустыни, в отшельнических келлиях. В монастырях мало таких монахов, которые живут в своей келлии и никуда не выходят, если уж только схимники. Сегодня все иначе. Монах побыл в монастыре, сделал свою работу, а потом сел в машину, которая стоит тут же, около монастыря, и уехал в неизвестном направлении. Давал обеты быть в монастыре, а получается, что обеты нарушает. Раньше монах жертвовал все свои средства на монастырь и оставался в нищете, а сейчас почти у каждого машина, сел, уехал, куда хочешь, отдохнул или расслабился. А от чего расслабляться? Монахи должны утешение искать не в каких-то там удовольствиях, а в молитве. Монашество разрушается. Надо своей святой жизнью народу являться, а всех материальная сторона жизни закабалила. Коммерческие лавки в монастырях вместо молитв, святости и духовности. Некоторые говорят, что я против Святейшего. Это клевета. Я поминаю Патриарха. И прекрасно понимаю, кто стоит за всеми этими саммитами и экуменическими шабашами.

    – В чем Вы видите разобщенность Православных Поместных Церквей?
    Традиции Русской Православной Церкви опираются на опыт Святых Отцов. Новый стиль разрушает наши традиции. Старый стиль – это духовный ритм, это биение церковного сердца. Представьте, что мы этот ритм затмим другим. Он ведь сразу даст сбой. Надо держаться за старый стиль, а новостильникам объяснять, что они должны вернуться к святоотеческим традициям. Сейчас многие говорят, тот же самый митрополит Кирилл (Гундяев), что апостасию уже нельзя остановить. Но мы должны определить свое место в этих процессах. С кем мы: с Христом или антихристом. Если со Христом, то должны противиться всем этим антихристианским системам. Для этого каждому на своем месте необходимо что-то делать, а не просто констатировать, что апостасию уже нельзя остановить. Мы же сами своими отступлениями и творим эту апостасию.
    Ведь постом и молитвой мы можем что-то нехорошее предотвратить, приостановить. Известно, как простой человек пророк Илия помолился, и наступила засуха, помолился – дождь пошел, и все только потому, что он постился и молился, проводил строгую и целомудренную жизнь. Один человек многое может, если он живет в Боге. Мы часто забываем, насколько наша жизнь скоротечна. Пост заставляет нас всех остановиться на время, отойти от суеты, задуматься о спасении своей души. Пост и есть духовная встряска для каждого из нас.

    Что бы Вы пожелали нашим читателям на оставшуюся часть Великого Поста?
    – Желаю поститься постом приятным и помнить, что этим мы сохраняем верность Господу, и Господь, взирая на наше сердце, всегда поможет в наших нуждах, пошлет и ангела-хранителя, который оградит нас от всякого зла в этом мире, и в то же время поможет нам преуспеть в добродетели.
    Во время Поста мы приобретаем добрые задатки в душе, появляется духовная наработка в борьбе со страстями, которая и в дальнейшем нам пригодится. Те же песнопения, которые нас настраивают на покаянные чувства, вскрывают духовную глубину в нашем покаянном плаче, чтобы мы очистили свои несовершенства и приходили к Богу чистыми. Почему и праздник Пасхи, Воскресение Христова, мы должны встретить очистившись от всякой скверны, чтобы этот Праздник Праздников покрыл нас особой благодатью в Воскресшем Господе нашем Иисусе Христе. Всем хочу пожелать крепости духовной и телесной, помощи Божией и соблюдения поста духовного.

Беседовала Галина Симонова

 

    В феврале с.г. в связи с тезоименитством Святейшего Патриарха Алексия II епископ Анадырский и Чукотский Диомид и Святейший Патриарх Алексий обменялись посланиями, которые мы публикуем по благословению владыки Диомида.

    Ваше Святейшество, благословите!
    Ваше Святейшество, сердечно поздравляем Вас с Днем Вашего Рождения и Днем Вашего Тезоименитства.
    Желаем Вам духовных и телесных сил в несении Первосвятительского Креста, сердечной и духовной радости во Христе Иисусе Господе нашем и всеукрепляющей помощи Божией в Вашем служении на благо Святой Матери Церкви, дабы пребывать в чистоте и единстве с Церковью Небесной.
    Да хранит Вас Господь в здравии и благоденствии на многая и благая лета!
    Вашего Святительства недостойный послушник епископ Диомид с паствой.

    Ответ Святейшего Патриарха Алексия II:

    Его Преосвященству, епископу Анадырскому и Чукотскому Диомиду
    Ваше Преосвященство, дорогой Владыка!
    Сердечно благодарю Вас за поздравление с днем Тезоименитства и молитвенные благопожелания.
    Бодрствуя в деле твердого охранения веры православной, утверждая колеблющихся, укрепляя церковную дисциплину и сохраняя традиционные нравственные устои жизни, мы личным примером, силой убеждения, горячей любовью к Богу и Его святой Церкви призваны возжигать огонь веры в сердцах пастырей и пасомых.
    Выражая признательность за Ваше внимание, взаимно желаю Вам, дорогой Владыка, крепости душевных и телесных сил, терпения и помощи Божией в дальнейшем архипастырском служении во благо Святой Церкви.
    В предстоящие дни Великого поста молитвенно желаю милости и помощи от Господа, дабы пройти сие благое и спасительное поприще с пользой для души и в радости встретить Христа Воскресшего.

С любовью о Господе, Патриарх Московский и всея Руси Алексий
Февраль 2008 г.
г. Москва

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.