Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Хустского и Виноградовского Ипполита и
епископа Анадырского и Чукотского Диомида

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
 
НЕБО НАД СЕРБИЕЙ

 

Сербское Царство

Продолжение. Начало в № 7 (73)

    Малое как часть великого
    Малый народ – удивительное явление. Иногда он вовсе даже и не малый. Просто кажется таковым. Тогда как на самом деле является консервативной, смиренной и долготерпеливой составляющей некоего великого народа или целой расовой общности. И он осознает это... осознает себя как закваску и расовую сущность чего-то большого и вечно coзидаемого»5. «Через борьбу национальную, расовую, природную мы приподнимаемся над грехом и смертью», – говорил святитель Николай Сербский6. Малая балканская родина была для великого апостола Европы и славянства краеугольным камнем явственно ощущаемого древнего единства, обретшего свой подлинный смысл во Святой Соборной и Апостольской Церкви, а любовь к ней – первой ступенью небесной лествицы, ведущей в вечное Отечество, частью горячей и искренней любви к Господу нашему Иисусу Христу, Коему род сербский верно служил на протяжении веков.
    Сербию часто называют сердцем Балкан. Есть, безусловно, определенный чисто географический символизм в самом ее срединном, доминирующем положении в регионе. Здесь сходятся главные водные артерии: Тиса, Морава, Сава, Драва впадают в Дунай в его среднем течении, а Дрина – в Саву. Здесь пролегли важнейшие транспортные пути в Центральную Европу, как когда-то проходили древние римские дороги, связующие части единой необъятной Империи.
    Есть символизм и метагеографический – символизм исторического и сакрального пространства. Там, где расположен сегодня третий по величине сербский город Ниш, на пересечении древних путей, в гранде-крепости Наиссусе родился Император Константин Великий – повелитель Первого и основатель Второго Рима. (А далеко на западе, на территории современной Хорватии, будет чуть позднее воздвигнут на самом берегу Адриатического моря роскошный уединенный дворец, где в постоянном страхе и ожидании возмездия станет доживать последние дни жестокий гонитель христиан Диоклетиан).
    На месте впадения Савы в Дунай существовало в древности кельтское поселение. Имя ему было Сингидунум. Потом так стали называть римскую крепость. А в IX веке по Р.Х. впервые упоминается славянское название Белград – Белый город. Белым Скадаром называли когда-то албанский город Шкодер (албанцы, потомки самой дикой, нероманизированной части иллирийцев, пересидевшей в своим глухих ущельях державную славу Рима, появились в районе Скадарского озера и на побережье гораздо позднее славян). Был свой белый город и в Приморье: далматинский Белград, Белград-на-Море. Были и другие. Но самым известным всегда оставался тот первый и главный Белград на Дунае, коему в ХV веке суждено было стать столицей Сербии.
    Синеокий богатырь Дунай фигурирует в древнерусских былинах. Имя этой великой славянской реки, более полноводной и могучей, чем германский Рейн, хорошо известно у нас, хотя она и не течет по Русской равнине. Крупнейший современный ученый-славист Олег Николаевич Трубачев (1930–2002), в чьих работах убедительно доказана исконность славянского присутствия на древней земле Европы – общей родины всех индоевропейских народов, считал, что речь идет об «этнической памяти». «Степень интимности образов и мотивов Дуная, характерная для русских народных песен, едва ли вообще сравнима с чем-нибудь аналогичным и едва ли объяснима чужим заимствованием. Достаточно полистать собрание народных песен П.В. Киреевского, где на Дунай ходят по воду, в нем мочат холсты, почтительно величают его на чисто русский манер „по батюшке“ Дунай, сын Иванович, более того – смешивают его в своих представлениях с Доном („За Доном, за Доном, за тихим Дунаем“, „С Дону, с Дону..., с за Дунаю!“)»7.
    Среднедунайская теория прародины славян академика Трубачева удивительно-промыслительным образом согласуется со свидетельством Нестора Летописца («сели суть Словени по Дунаеви») и лишний раз подтверждает неслучайность многих древне-современных параллелей. Выходец из священнической семьи, неоднократно причащавшийся перед кончиной Святых Христовых Тайн, настоящий русский интеллигент О.Н. Трубачев хорошо знал и по-настоящему любил Сербию (сербским языком он владел в совершенстве, как, впрочем, и всеми остальными европейскими и славянскими языками). Не в последнюю очередь потому, что явственно видел в сербах ту древнюю основу национальной славянской жизни, коей так недостает сегодня всем нам.
    В самом сербском имени (ср. лат. servare – «охранять», «спасать», «сберегать») заключено это значение крайнего славянского форпоста, ставшего с веками западным рубежом Православия. Лужицкими сербами, «сорбами» до сих пор именуют самых западных уроженцев славянского мира, проживающих на территории нынешней Германии.
    Впрочем, сербство есть синоним не только широкого распространения и порубежья. Сербство – это «закваска», концентрированное выражение славянской этнической памяти, сведение воедино, казалось бы, навеки разобщенного и разъединенного. И не только славянского.
    «С синих кряжей Ливаницы, словно туча грозовая, сквозь зеницы певчей птицы, смотрит Босния седая», – скажет современный поэт. Здесь, среди скал, переходящих в лесистые горы, теряющиеся за горизонтом, струится по острым камням, бурлит, ныряет в ущелья и вновь вырывается на голый простор стремительная, пенистая Дрина. Как и на Дунае, многие ее теснины могли бы быть названы Железными Воротами. Дрина, река-рубеж, некогда граница между Восточной и Западной римской империей (после ее раздела в 395 г. при императоре Феодосии), стала исторической границей между Востоком и Западом.
    Для православного русского человека Восток и Запад сегодня взаимоисключающие понятия. Святая Русь, подножие Престола Господня, в принципе и не нуждается в географической локализации. Но православный серб всегда осознавал себя частью Европы. «Шрамы кровных разрывов» прошли по его живому телу. И хотя он, не колеблясь, сделал правильный выбор, безпощадно отсекая пораженные грехом члены (см.: Мф. 18, 8–9), дерзновение и надежда подсказывали ему, что не все пока потеряно и для его падших единокровных братьев, еще способных очнуться на краю пропасти и отомкнуть железные врата покаянной молитвой.
    «У Христа Спасителя было изначально две дочери, – пишет свт. Николай Сербский, – Азия и Европа. Азия представляла собой старшую дочь, а Европа младшую. И сильно возлюбил Христос младшую дочь Свою, и младшая дочь любила Христа и тысячу лет (выделено нами – И.Ч.) жила с Ним, не помышляя о разделе»8. Неужели безумные столетия навсегда перечеркнули ту прежнюю, счастливую жизнь, – спрашивают святитель Николай и преподобный Иустин, – и выражают надежду, что «примет Европа истинное крещение и обратится ко Христу»9. Дорога сия любимая дочь Христа сербскому сердцу. Да и кто такие славяне (русские, сербы), как не европейцы? Конечно, по большому счету человеческая история есть процесс апостасийный. И все же исконные связи не рвутся в одночасье. Тем более не рвут их в годину разора и великих испытаний.
    Когда-то М.Я. Данилевский противопоставлял Россию и славянство Европе. И был прав. Ведь тогда речь шла о цивилизации. Об укладе и державном пространстве, сократившемся сегодня до сгустка крови, до вспышки памяти о единой вере и судьбе, с особой ясностью постигаемой в час утраты. «От Индии праотцы сербские восприняли множество слов, древнеиндийских и санскритских. Но еще важнее этого – вера в судьбу... Глубочайшая вера сербского народа есть вера в судьбу. Не в слепую судьбу, но в судьбу промыслительную, плановую и праведную»10.
    «История сербов – вся трагична. Путь сербского народа ведет по опасной крутизне над бездной, – пишет святитель Николай, – если бы сербы смотрели вниз, в пропасть, над которой грядут, они устрашились бы и скоро упали и пропали. Но они глядели ввысь, в небо, на судьбоподателя Бога, с верою в Него... Поэтому они смогли преодолеть путь по отвесным скалам, какими ни один народ белой расы доселе не проходил»11. Европейский (и индоевропейский) выбор сербского народа не есть выбор человеческий. Се есть судьба, «промыслительная, плановая и праведная». Царский путь.
    С учетом этого выбора, по-иному воспринимается и непокорная бурливая Дрина, и Динарский хребет, отделяющий лазурную Адриатику от суровой Боснии. Крупнейший сербский поэт XX века Йован Дучич (1871–1943), чей прах погребен в стенах храма в Новой Грачанице, сам уроженец славной Герцеговины и королевский дипломат, видел в них символ не разъединяющего, но связующего и укрепляющего начал:

И Дрина, навсегда связавшая два брега,
Как два предсердия в груди одной,
Два ангельских крыла, как два побега,
Из корня одного молитвы неземной.

    Связуя сегодня Сербию и Черногорию (бывшую Югославию) и героическую Республику Сербскую (первое православное государство в новейшей истории Европы, расположенное к западу от древней «границы цивилизаций»), Дрина питает всю кровеносную систему Балкан, в чьей груди мерно бьется сербское сердце, сквозь пространство и время посылая свои импульсы как ближним, так и далеким частям некогда единого целого.

Илья Числов,
председатель Общества
Русско-Сербской дружбы

    5 Исидора Секулич. Балканы. Белград, 2005. С. 45.
    6 Владыка Николай. Избранные произведения. Голос Церкви. Валево. Т. 12. С. 124.
    7 Трубачев О.Н. Продолжение разысканий о древних славянах на Дунае. Сербский лексикограф. Белград, 1989. С. 11.
    8 Владыка Николай (Велимирович). Сербскому народу из-за тюремной решетки. Цетине, 1996. С. 145.
    9 Дух святых над Сербией. Российское отделение Валаамского общества Америки. М., 1999. С. 79.
    10 Святой Николай Сербский. Сербский народ как раб Божий. М.: Паломник, 2004. С. 8.
    11 Там же, С.90–92.

Продолжение в след. номере

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.