Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению епископа Хустского и Виноградовского Ипполита и
епископа Анадырского и Чукотского Диомида

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
 
ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ

 

О ЛЮБВИ К БОГУ И К БЛИЖНИМ

    В нашу редакцию поступают письма с вопросами: что же такое настоящая христианская любовь? Должны ли мы любить еретиков и иноверцев? В чем заключается любовь к ним? Одинаково ли надо любить православного христианина, еретика и иноверца? Как относиться к так называемым иудеохристианам? На эти и другие вопросы мы попросили ответить священника Александра Колесникова.

    Насколько для христианина важна заповедь о любви?
    – Во-первых, необходимо уточнить, что мы подразумеваем под этим понятием. Слово Божие говорит нам не просто о любви, но о любви к Богу и ближнему. Один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. 22, 35–40). Из этих слов Господа нашего Иисуса Христа мы видим, что любовь – это не просто заповедь и добродетель, но исполнение всех заповедей и высшая из всех добродетелей. Отсюда видна вся ее важность в духовной жизни для каждого православного христианина.

    А как следует правильно понимать эти слова Спасителя?
    – Чтобы правильно понимать Священное Писание, нужно иметь чистое сердце. К сожалению, в наше время подавляющее большинство людей, в том числе и мы, священнослужители, не обладает этой чистотой в необходимой мере. Посему нам не обойтись без толкований Святых Отцов и учителей Церкви, просвещенных от Святого Духа. Одно из лучших толкований на Евангелие принадлежит блаженному Феофилакту, архиепископу Болгарскому, жившему в X в. Он объединил евангельскую экзегетику всех предыдущих Отцов, основываясь главным образом на трудах святого Златоуста. Вот его толкование:
    «<…> Господь, изобличая злобу искусителей, которые пришли не по желанию поучиться, а по вражде, зависти и соревнованию, показывает, что любовь есть верх заповедей. Он наставляет, что любить Бога должно не отчасти, но так, чтобы всего себя предать Ему. Мы различаем в душе человека три различных стороны: растительную, оживляющую и разумную. Во-первых, человек растет, питается и рождает подобное себе – в сем подобен он растениям; поскольку человек возбуждается и имеет похоти, он имеет общее с животными; а так как он размышляет, то он называется разумным. И здесь надо заметить именно эти три части: «возлюби Господа Бога твоего всею душею твоею» – вот растительная сторона человека, так как растения в своем роде одушевлены; «всем сердцем твоим» – здесь указывается животная сторона человека; «и всею мыслию твоею» – здесь часть разумная. Итак, Бога должно любить всей душой; это значит – надо предаться Ему всеми сторонами и силами души. Это первая великая заповедь, наставляющая нас в благочестии. Вторая, подобная ей, предписывает справедливость к людям. Есть два пути к погибели: дурное учение и развращенная жизнь. В соответствие этому, чтобы мы не уклонились в нечестивые учения, нам повелевается любить Бога, а чтобы не впасть в развращенную жизнь, должно любить ближнего. Любящий ближнего исполняет все заповеди; исполняющий же заповеди любит Бога, так что эти две заповеди соединяются, друг друга поддерживают и заключают в себе все прочие заповеди. Кто, любя Бога и ближнего, будет красть, помнить зло, убивать, прелюбодействовать или блудодействовать?» (Толкование на Евангелие от Матфея).
    Здесь блаженный Феофилакт поднял очень актуальный для современных христиан вопрос о нечестивых учениях. Богооткровенное Православие отличается от прочих религий и учений тем, что помимо необходимости для спасения исполнения нравственного закона утверждает и необходимость содержать в чистоте Православное вероучение.

    Батюшка, пожалуйста, поподробнее осветите эту тему. Дело в том, что при вынужденных дискуссиях с экуменистами или благонамеренными христианами, зараженными некоторыми экуменическими взглядами и идеями, православным часто приходится слышать упреки в отсутствии любви.
    – Думаю, не ошибусь, если скажу, что учение экуменизма – это наиболее страшная и опасная язва современной церковной жизни. Экуменизм – церковный аналог антихристовой глобализации или, как его еще называют, религия грядущего антихриста. Он вобрал в себя все ереси предыдущих веков, всю злобу, лукавство и коварство диавола и, прикрыв их личиной любви, пытается уловить в свои сети даже избранных, т.е. православных христиан.
    Наш современный русский Златоуст, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) в своей статье «Смотрите, не ужасайтесь!» подробно и ясно показал всю лживость и губительность экуменической «любви», которую справедливее назвать ненавистью: «Третья ложь экуменизма, – пишет он, – ложь о том, что его нравственным основанием является любовь, повинуясь зову которой, экуменисты стараются уничтожить в религиозной области все разногласия и разделения, утвердить повсюду мир и единение.
    Любовь – первая и главная добродетель христианина… Но любовь эта, без которой невозможно само существование мира, без которой теряет смысл человеческая жизнь, есть прежде всего любовь к Богу, к тем Божественным Истинам и благодатным Откровениям, которые позволяют человеку победить грех и стяжать себе вечную и блаженную жизнь в обителях райских. Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь, – поучал Христос Спаситель Своих учеников (Мф. 22, 37–38)».
    Такая любовь не терпит никаких посягательств на Истины веры. Такая любовь безпощадно, до последней капли крови, до последнего издыхания борется с ересями, покушающимися на чистоту Божественных заповедей. Такая любовь не допускает и мысли о возможности уравнять истинную Церковь Христову с гибельными ересями, преисполненными пагубных человеческих заблуждений. И эта любовь не имеет ничего общего с теми лукавыми отговорками, которые используют экуменисты, прикрывая свои неблаговидные цели.
    Настоящее христианство, исполненное живой веры, безконечно далеко от смутных «гуманистических» верований околоцерковных интеллигентов, составляющих ныне главную опору экуменизма в России. Не может быть мира между Истиной и ложью – именно это имел в виду Господь, обязуя Своих учеников вести непрестанную брань с гибельными заблуждениями, сказав: Не мир пришел Я принести, но меч<...> (Там же. 10, 34).
    Посему экуменисты всегда спешат упрекнуть православных в отсутствии любви. Они либо не понимают, что такое истинная любовь, либо умышленно искажают Истину.

    Батюшка, довольно неожиданно в беседе о любви встретить упоминание про меч...
    – В какой-то мере это закономерно, ибо христианин, которому заповедана Господом любовь, называется еще и воином Христовым. Несмотря на то, что он старается жить в мире со всеми окружающими его людьми, ему приходится испытывать постоянные брани или, как нынче говорят, вести сражения. Эти сражения можно разделить на внутренние и внешние. Внутри ему приходится воевать с греховными помыслами, пожеланиями и страстями, возбуждаемыми духами злобы. Извне у воина Христова часто бывают столкновения с людьми иного направления, подверженными воздействию тех же злых духов. Мир лукавый не терпит последователей Христовых и воздвигает на них гонения, а они с кротостью их переносят. Даже между христианами подчас происходят какие-то несогласия, ссоры, брани. Тогда и слышатся часто упреки в отсутствии любви.

    Почему это происходит?
    – Это происходит в силу нашего духовного несовершенства. Ведь никто из нас не может сказать о себе, что он стяжал любовь. Даже напротив, если кто-то говорит такое о себе, то можно с большой долей уверенности утверждать, что этот человек в прелести. Ибо сказать о себе «я стяжал любовь», значит сказать «я достиг святости». А такое самохвальство осуждается Господом, завещавшим Своим ученикам смиренномудрие, которое считает себя хуже и ниже всех.
    При том чаще всего тот человек, который других упрекает в отсутствии любви, сам далек от нее. Ибо, по слову Апостола, любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит (1 Кор. 13, 4–7). Обличая других в отсутствии любви, человек обличает скрытые в его душе гнев, гордость и нетерпение.
    Где же твоя любовь? Если ты дерзаешь осуждать брата в отсутствии любви, то знай, что далек ты от любви Божией…
    Бывает, что иногда приходится применять строгость или даже некую грубость в отношении кого-либо. Например, в отношении беззаконников, хулящих веру и оскверняющих святыни. Или же строгость прилична, когда кто из пастырей спасает свое чадо духовное. Все равно при этом чувствуется его любовь, что наказание его не по злобе, а ради пользы и спасения.
    Как и Христос некогда изгонял продающих и покупающих из иерусалимского храма. Кто может сказать, что Господь делал это не по любви, тому анафема. А посмотрите, что говорит апостол любви Иоанн Богослов? Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его (2 Ин. 1, 10). Конечно, приверженцы толерантных и либеральных взглядов, услышав слова сии, возопили бы об отсутствии любви у святого Иоанна Богослова. Но он далее объясняет, что приветствующий еретика участвует в злых делах его (Там же, 11). Вот где настоящая любовь – забота о душе ближнего. Пусть еретик огорчится, пусть скажет, что нет любви у христианина, который не пожелал приветствовать его, зато это оградит православного от участия в злых делах еретика и самого отступника натолкнет на мысль, что не все у него в порядке относительно веры.

    Что же, вообще нельзя никого и никогда обличать?
    – Иногда обличение необходимо. Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха (Лев. 19, 17), – учит нас Господь. Но везде необходимо искусство, рассуждение и мера. Обличение и критика бывают разные. Есть критика конструктивная. Человек, видя какие-то ошибки или недостатки ближнего, тактично, кротко, по-доброму указывает ему на них. Но опять же надо учитывать возраст и положение обличаемого. Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою (1 Тим. 5, 1–2).
    Бывает обличение, что называется в разнос: все плохо, и сам ты плохой, иди отсюда и т.д. Святые Отцы применяли иногда и такой способ врачевания, но действовали без страсти гнева, а рассуждали, понесет ли человек. Например, в «Лествице» преп. Иоанна Синаита описан такой случай. Игумен монастыря ни за что отругал монаха. Ему говорят: «Он не виноват». Игумен отвечает: «Я и без вас знаю, что он не виноват, но как грех отнять хлеб у ребенка, так грех лишать подвижника случаев к оказанию терпения».
    Однако подвижников среди нас сейчас немного, посему приличнее любовное обличение, конструктивная критика. В Пантелеимоновом монастыре на Афоне монахи, когда видят своего брата согрешающим, чтобы навести его на мысль о покаянии, действуют так. Какой-нибудь монах берет епитрахиль, заходит к брату в келлию будто по какому-то другому делу. Проходит какое-то время, обличаемый анализирует встречу, и до его сознания доходит: «Ага, он был с епитрахилью, значит, мне пора на исповедь». Конечно, чтобы понять такое обличение, необходим определенный уровень духовного развития. Тем не менее, этот пример показывает, насколько различны и многообразны способы обличения и критики.

    Некоторые проповедники учат, что надо любить всех людей, не делая различий в национальности и вероисповедании. Как следует относиться к такому учению?
    – Мысль в целом верная, но требует многих пояснений. Например, ты – православный христианин – встречаешься с католиком или каким-либо другим еретиком. В чем должна выражаться твоя любовь к нему? Самое большое, что ты можешь пожелать любимому, это наследовать Царство Небесное. Но тебе известно, что еретики Царства Божия не наследуют. Следовательно, ты должен предупредить католика, что если он пребудет в своем еретическом учении и не присоединится к Православной Церкви, то не спасется. Конечно, с точки зрения плотской экуменической любви, ты поступаешь с ним не очень вежливо. Он может на тебя и обидеться, и пожаловаться кому-нибудь, но мы не должны принимать в расчет эту любовь падшего сего мира, если желаем наследовать Жизнь Вечную. В конце концов, и врач, делая операцию больному, причиняет ему боль, что тоже не очень приятно, но, выздоровев, человек ему благодарен. Так и здесь. Лучше на земле перенести обличение, чем навечно попасть в тартар.
    Или другая ситуация. Ты оказался в обществе преступника, желающего осуществить убийство. В чем должна проявиться твоя любовь к нему и забота о его спасении? В том, чтобы воспрепятствовать его злому умыслу. Возможно, ему будет и неприятен разговор о заповедях, и он на тебя может даже затаить злобу. Однако если ты не скажешь ему обличающего слова, зная о его скверном замысле, то на Страшном Суде будешь судим как соучастник преступления.

 
    Бывали случаи, когда Святые Отцы, достигшие совершенства в любви, требовали казни для еретиков. Например, преп. Иосиф Волоцкий 14 лет ухаживал за больным отцом, был помощником всех нуждающихся, благодетелем голодных. И этот строгий к себе и снисходительный к ближним угодник Божий требовал казни для жидовствующих еретиков. Неужели он в этом случае утратил любовь? Конечно же, нет. Просто преступления жидовствующих превзошли все мыслимые границы.
Старинная миниатюра,
изображающая преп. Иосифа Волоцкого, составляющего обвинительный акт против еретиков
 

    Еретики ругались над иконами, кощунствовали над Святыми Тайнами, занимались колдовством и совращением в свое нечестие представителей Царского двора и династии, вплоть до Наследника Престола. В течение 34 лет с момента зарождения ереси и до ее разгрома в 1504 г. дальнейшая судьба России и само ее существование находились под вопросом. Это преступление было не против одного какого-либо человека, общества или государства. Помимо всего прочего, это было преступление против Бога, продолжение иудейского богоборчества.
    Но как больную овцу отделяют от стада, чтобы не погибло все стадо, так и преп. Иосиф советовал Княжеской власти применять к упорствующим еретикам высшую меру наказания.
    Подобное действие означает «любить врага как врага, а праведника как праведника», – о чем говорит свт. Амвросий Медиоланский (см. его труд «Об обязанностях священнослужителей»).
    Без пояснения всех этих моментов проповедник или наставник будет учить слушателей лжелюбви. Такая проповедь характерна для священников-выкрестов из иудаизма.

    Вы затронули весьма актуальную тему. Многие современные православные пастыри и учителя говорят о возрождении ереси жидовствующих в Русской Православной Церкви.
    – Действительно, в последние 30 или 40 лет в РПЦ наблюдается процессы, которые можно охарактеризовать как возрождение ереси жидовствующих. Наблюдается массовый переход иудеев в Православие. Казалось, этому следовало бы только радоваться, однако есть некоторые моменты, свидетельствующие о необоснованности и преждевременности такой радости. Эти люди, как правило, не проходят должным образом чина отречения от иудейских заблуждений и тайно продолжают придерживаться иудейского образа жизни и взглядов. В лучшем случае, мировоззрение таких «христиан» представляет собой смесь иудейского менталитета с экуменическими и обновленческими добавками. Таких святые каноны повелевают заставлять открыто исповедовать свое нечестие (8-е правило Седьмого Вселенского Собора).
    Но у нас власть не христианская, некому за этим проследить. Посему этим выкрестам сейчас везде зеленый свет. Не усвоив как следует Православного учения и не успев должным образом воцерковиться, они сразу стремятся получить священнический или даже епископский сан. Характерный пример – прот. Александр Мень, учивший о двойном избрании крещеных евреев и призывавший к деканонизации святых, умученных иудеями за Христа.
    Из-за этой пагубной тенденции в настоящее время в РПЦ образовался клан жидовствующих епископов и священников. Дело зашло уже так далеко, что у них есть свои «старцы», схимники и т.д. Как я уже говорил, в основной своей массе они являются носителями экуменической и обновленческой ереси. Посему неожидовствующие стремятся реформировать догматическое и каноническое учение Русской Православной Церкви, «обновить» ее вековую богослужебную практику и устои, найти что-то общее со всеми ересями и сектами и подчинить грядущему лидеру тайного мирового правительства – антихристу.    

 

    Как должен православный христианин, которому заповедана любовь к ближним, относиться к иудеохристианам?
    – Здесь уместно вспомнить слова свт. Филарета Московского, раз и навсегда решившего этот вопрос следующим образом: «Люби врагов своих, сокрушай врагов Отечества, гнушайся врагами Божиими». Иудеохристиане своей деятельностью подрывают вековые устои Церкви и русской государственности. Отсюда ясно, что православный христианин призывается всеми силами и всеми доступными средствами бороться с распространением их учения и влияния, молиться об их вразумлении и всячески препятствовать их разрушительной деятельности.

 
 
Святитель Филарет Московский

    Батюшка, православных христиан, отстаивающих чистоту Веры, противники часто называют антисемитами. Такое наименование справедливо?
    – Что такое антисемитизм? В словаре Брокгауза и Ефрона это понятие определяется как нелюбовь к евреям. То есть сами евреи ее определяют как нелюбовь к себе. Но посмотрим, как их характеризует Предвечная Любовь Господь наш Иисус Христос: Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего (Ин. 8, 44). Неужели и Он, Который пролил Свою Кровь за весь человеческий род, тоже не любил евреев? Такое может утверждать лишь недалекий умом человек.
    Вот слова об иудеях святого Иоанна Златоуста, достигшего высшей любви: «Не удивляйтесь, что иудеев я назвал жалкими. Истинно жалки и несчастны они, намеренно отринувшие и бросившие столько благ, с неба пришедших в их руки <…> ибо тогда как другие восхищали и усвояли себе блага, им [иудеям] ниспосланныя, сами они отвергли их. Они, призванные к усыновлению, ниспали до сродства с псами, а мы, будучи раньше псами, возмогли, по благодати Божией, отложить прежнюю неразумность и возвыситься до почести сынов (Божиих). Из чего это видно? Несть добро отъяти хлеба чадом, и поврещи псом (Мф. 15, 26), – так сказал Христос хананейской жене, называя чадами иудеев, а псами – язычников. Но смотри, как после изменился порядок: те (иудеи) сделались псами, а мы – чадами. Блюдитеся от псов, говорит о них Павел, блюдитеся от злых делателей, блюдитеся от сечения. Мы бо есмы обрезание (Флп. 3, 2–3). Видишь, как бывшие прежде чадами, сделались псами?» («Слово против иудеев»).
    Допускаю, что евреям могут не понравиться слова великого Святителя, однако это не повод, чтобы усомниться в его христианской любви, ибо Церковь Христова этот столп и утверждение Истины нарекла вселенским учителем. Посему и мы не погрешаем против любви, когда вслед за Господом Иисусом Христом и его верными учениками и последователями обличаем неправости талмудического иудаизма. Тем более, что эти обличения относятся не ко всем евреям, а только лишь к иудеям.

    Батюшка, Вы процитировали слова свт. Филарета Московского: «Люби врагов своих, бей врагов Отечества…» Часто ум наш понимает, что надо любить врагов, а сердце не соглашается. Как быть?
    – Необходимо молиться за врагов личных. Если это человек крещенный, воцерковленный, то надо подавать за него записки о здравии на Проскомидию, чтобы вынимались за него частицы. В житии некоего подвижника Глинской Пустыни описан такой случай: он был обижен одним монахом, но терпеливо нес обиду. На каждой Литургии он подавал записки о здравии обидчика. И однажды тот монах, его обидчик, вошел к нему в келлию положил ему на стол теплый хлеб и сказал: «Прости меня, отче, видел я, как ты молился обо мне на Литургии, благодарю тебя». Попробовав хлеб, старец удивился его вкусу. Ничего подобного он никогда не вкушал. Инок отправился к своему обидчику и начал его благодарить за хлеб, но тот отвечал, что ничего ему не приносил. Тогда подвижник уразумел, что, видимо, Ангел-Хранитель того монаха явился ему. Благодать коснулась и сердца того брата, за которого он молился. Тот пришел и попросил у него прощения. Так следует поступать и нам.
    Если же человек невоцерковлен, то можно послать ему какие-либо дары, чем-нибудь угостить его или что-нибудь сделать для него доброе. И во всех случаях должна еще быть личная молитва за обидчика. Преп. Силуан Афонский предлагает такую молитву: «Господи, все мы создание Твое, пожалей раба Твоего (имя) и обрати его на покаяние». Известный Глинский старец схиархимандрит Виталий советовал такие молитвы читать по 12 раз с поклонами. Тогда Господь даст любовь к врагам и обидчикам, а их сердце изменит на любовь к нам.
    Необходимо нам всегда различать врагов, чтобы правильно вести себя с ними в соответствии с заповедями Божими и наставлениями Святых Отцов. Любите друг друга, дорогие мои, почитайте друг друга выше себя, и будет у вас мир и благополучие в приходе или монастыре. А врагов Божиих, которые упорствуют и коснеют в своих ересях, гоните прочь, дабы знали они, что нет ничего у нас с ними общего в вере. Как нет ничего общего между Христом и велиаром, как нет ничего общего у света со тьмой.

Беседовал Игорь Беланов

Иосифо-Волоцкий монастырь

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.