Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению владыки Ипполита (бывшего епископа Хустского и Виноградовского)
и епископа Анадырского и Чукотского Диомида

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19
 
ПРАВОСЛАВНЫЙ ВОИН

Члену Церкви должно жить по-церковному, как воин живет по-военному

Святитель Феофан Затворник

    На западе папа, отпав от Церкви, первый принял корень языческой жизни – гордыню. Около этого центра не замедлили сгруппироваться и все другие стихии языческие. К XVI веку они уже довольно окрепли, подняли голову и гласно вступили снова в состязание с христианством.
    Образовался круг людей, проникнутых языческий духом, которые поставили себе задачей снова ввести повсюду языческие начала во всех областях – умственной, нравственной, эстетической, семейной и гражданственной. Время, когда это совершилось, называется западным «возрождением». Таким образом, западное «возрождение» есть собственно восстановление язычества наперекор христианству. Но каково семя, таков и плод. Все нынешнее западное образование, во всех его видах, есть итог того движения, толчок которому дан этим «возрождением». Потому-то оно в духе и в теле, в главном и в частях, – все пропитано началами языческими, враждебными христианству. Всякий, кто касается его и сколько-нибудь сродняется с ними, становится в большей или меньшей степени врагом Христу. Так свидетельствует об этом опыт.
    Казалось бы, какое нам дело до запада! Пусть себе живет как знает. Мы жили просто, под влиянием животворных христианских начал, и знать не знали, что делается на Западе, не знали бы и доселе, если бы не были поставлены в необходимость войти с ними в сношения. Но, вошедши в сношение, мы стали заимствовать от него, вместе с полезным, и качествующий там дух языческого образования, который и у нас начал производить то же, что и там; т.е. кто только касается его и сродняется с ним, – тотчас восстает против Спасителя и святой Церкви Его.

    Содержите христианство все как оно есть и как оно хранится в Церкви Христовой, и твердо стойте в нем, не покушаясь ни изменять, ни поправлять что-либо; совершенствуйте непрестанно самих себя по образцу его, всячески стараясь достигнуть той меры, какую оно ведет и неленостно восходя, куда оно возводит.
    Христианину, члену Церкви, должно жить по-церковному, как, например, воин живет по-военному. Ныне особенно остро стоит нужда всем и часто напоминать об этом, потому что многие христиане, увлекаясь суемудрием, уже знать не хотят устава Церкви, считая его ниже своего ранга, а себя выше его.
    Нет, устав Церкви исходит от Бога. Кто уставу не покоряется, тот противляется Богу. Св. апостолы, мученики и все святые, пожившие по чину Церкви и живот свой в нем положившие, – свидетели того, что в ней ничего нет произвольного и суемудреного, а все учреждено с мудрою соразмерностью и сознанием нужды и возложено на всех как долг.

Домашняя беседа, 1872.

 

Главное для солдата – сила духа и вера в Бога

    Накануне Великого Праздника Победы мы встретились с кавалером двух боевых орденов – «Мужества» и «За военные заслуги», обладателем медали «За боевые заслуги», прошедшим «горячие точки», немало повидавшим на своем боевом и жизненном пути православным человеком, полковником Буровым Юрием Михайловичем.

    Юрий Михайлович, расскажите о себе.
    – Родился 11 мая 1965 г. в Барнауле. Рано остался без родителей, жил у бабушки в Белоруссии, в г. Гродно. Там я окончил школу, а потом Минское Суворовское училище.

    Вы стремились стать военным?
    – В то время было много уважаемых учителей-фронтовиков. К тому же мой дед воевал. Детьми и мы в войну играли, погоны себе нашивали. И я, как мальчишка, мечтающий о военных сражениях, принял решение и пошел в военное училище. Сейчас Армию все ругают, а тогда Армия никого не бросала, но всех воспитывала.
Учился в Казанском танковом училище. Потом служил в Германии, затем в 27-ой дивизии в Оренбургской области. Когда начался развал Советского Союза, я был в Приднестровье в составе миротворческих сил. В 1995–1996 гг. – Чечня. Ранение, контузия…. Всякое было.

    Как Вы попали служить в Саранск?
    – Для военного, что Япония, что Саранск… Поставили на должность, есть круг обязанностей – выполняй присягу.

    Какой бы Вы хотели видеть нашу Армию?
    – Мне больше импонирует менталитет Белой Армии. Белая гвардия - это благородство. Многие, как мы знаем из истории, переходили в красную армию, но зачем же надо было разрушать Православную Церковь?! Церковь – это ведь наша духовность, она тысячу лет просуществовала. Если бы Церковь сохранили тогда, то нашли бы ей общее «примирение», потому что Церковь – это спасение наше. Особенно четко я осознал это после чеченской бойни.
    Когда стоишь под куполом церкви и видишь росписи – красоту, созданную верующими людьми, переворачивается все внутри. Ты начинаешь осознавать свое ничтожество и одновременно величие Творца.

    Вы пришли к Церкви, будучи военным?
    – Сейчас только я понимаю, насколько мудрой была моя бабушка Фекла Павловна. Во время войны она осталась с пятью детьми и сберегла их, живя на оккупированной территории. Она была верующей и пела в церковном хоре. Помню, наступают суббота и воскресение, – она берет свои поминальные книжечки и идет в церковь. Она была не сильна в грамоте и просила меня: «Юрий, запиши: Николай такой-то, Сергей такой-то». И я всех писал – то за упокой, то о здравии. Только при этом она всегда напоминала мне: «Внучек, помоги бабушке, доведи меня до церкви». И я шел с ней в церковь и помогал. Иконки у нас в доме были, и она молилась, а когда, помню, наступал день памяти матери, она всегда говорила: «Надень крестик и никому не говори». Я просто носил крест и думаю, что Господь меня спасал. В то время это был подвиг. Помню, у нас девочка училась в классе, ее отец был священнослужителем. Стыдно вспоминать, как мы над ней подтрунивали. Она была на вид такая тихая девочка, скромная, но училась так здорово, что мы все просто диву давались. А когда я уже стал курсантом и встретил ее, стал просить у нее прощения. Мне так было стыдно, и я думаю, что и она, повзрослев, тоже поняла, что мы были тогда просто дураки.

    А как бабушка на это реагировала?
    – Бабушка меня воспитывала. Она была такая, знаете, церковная и правильная. Она часто рассказывала про храм, о каждой иконе скажет, как надо перед каждым образом молиться.
Жалею, что хоронить ее не смог приехать. Служил далеко, тогда денег не было, а это были 90-е годы, жили впроголодь и я, конечно, смалодушничал, – не приехал, только телеграмму отправил. Прости, Господи. А сейчас считаю, что надо было последние штаны продать и приехать проводить ее в последний путь. Только потом осознал все, приехал, попросил на могилке у нее прощения: «Ты уж прости меня, Фекла Павловна, ты всю жизнь учила меня, жалела, а я вот такой непутевый».

    Юрий Михайлович, и все-таки главная основа семейного воспитания, что в Вас заложила бабушка, осталась?
    – Конечно. Во-первых, она никогда меня не упрекала, только молилась обо мне. До сих пор помню, что она насильно никогда не заставляла меня молитвы читать. А сейчас я уже осознанно хожу в храм.
    Раньше же были гонения на Церковь, а она все равно встанет в пять утра и пойдет пешком, а идти ей было трудно, не молодая уже. Какой силы духа она была! А мы? Церковь рядом стоит, а дойти не можем, даже просто свечку поставить. И какой на нас грех и позор!

    Отчего все это происходит?
    – Сколько лет разваливали и продолжают разваливать наше государство, православную культуру и традиции, армию? У меня двое детей. Конечно, я не самый примерный отец, но все же мальчишек надо воспитывать настоящими порядочными мужиками. Важно сохранить в них достоинство. Нельзя безконечно чувствовать себя униженным. Вот у нас, в армии, чтобы чего-то добиться по любому хозяйственному вопросу, надо идти кому-то кланяться. Особенно остро стоит вопрос жилья. Как так? Человек, военнослужащий, 25 лет служил во благо государства, кто на Севере, в суровых условиях, кто воевал в горячих точках, – и не имеет никакого жилья, – и это на фоне райской жизни, что нам показывают по телевизору. Тут что-то не так у некоторых руководителей с совестью.

    Выходит, что все, что пишут в прессе о зажиточной жизни военных, это миф?
    – Когда мне сказали, что водитель троллейбуса в Москве получает 30 тыс., а я, командир полка, – 20, а газета «Красная звезда» пишет о зажиточной жизни военных, то хотелось просто ругаться. Ну зачем врать, когда сами военнослужащие знают свою реальную зарплату?

    Расскажите, что значит служить в горячих точках, есть ли страх?
    – Я служил в 506-м мотострелковом полку заместителем командира танкового батальона. Настоящий боевой путь прошел, конечно, служа в Чечне. Да, страх присутствует. Но думаю, что это естественно.
    Бывали такие моменты, что я и сам дрейфил, но главное – мы выстояли. До сих пор у нас существует братство и искренние отношения среди боевых товарищей, и они мне, конечно, дороги. Но простите, про Чечню не хочу говорить… Могу сказать, что со мной православная молитва была, она до сих пор со мной. Конечно, тогда было много бравады юношеской, и все же верующий, когда шел на задание, шептал про себя молитву: «Господи, помоги!» Помню, как-то ребята-семинаристы приехали, сверху – ряса, а под ней – полевая форма. Мы с ними работали, а они с нами просто беседовали, помогали добрым словом. Из нашего полка тогда около 250 человек приняли Крещение.

    Что главное для солдата на войне?
    – Сила духа и вера в Бога, в Отечество и своего командира. Я хотел бы, чтобы вернули старый девиз, как раньше на флаге было написано: «За Веру, Царя и Отечество».

    Как Вы думаете, подрастающая молодежь, та, которая воспитывается на «новых технологиях» восприятия мира, способна сейчас к боевым действиям по защите Родины?
    – Вряд ли. Хотя Россия всегда славилась потенциалом. Этот потенциал сохранился в сельских районах – это те, кто занимается нормальным физическим трудом, те, кто учится, кто знает, что матери и отцу надо помогать, кто воспитывается в нравственной среде, а не на примере того, что часто демонстрируется с экрана ТВ, – это позор для всей нации. В 14–15 лет ребенку нельзя думать о разврате, он должен заниматься спортом, полезным делом. Конечно, девочка может дружить с мальчиком, но эти отношения должны быть чисты – как в моем детстве. Мы носили девчонкам портфели, а нынешним детям демонстрируют, как надо предохраняться. Да что такое творится?! Почему дети этих продюсеров в зарубежных колледжах учатся, а наших детей провоцируют, развращают? Пусть их дети учатся на разврате, а наши воспитываются на Основах Православной культуры.

    Юрий Михайлович, как Вы относитесь к священству в армии?
    – Я это только приветствую. При каждой части и соединении должен быть священнослужитель, который добрым словом должен наставлять на добросовестное служение своему Отечеству. Солдаты обязаны иметь правильные духовные ориентиры. Православие – это слава Русского оружия. Недаром наши Святые Отцы молитвенно благословляли защищать Родину. И главное – быть с Царем в голове. Я за Монархию, это русский менталитет. Если сейчас президент не спасет Армию – ее затопчут. Армии нужны профессионалы.

    Что значит быть патриотом?
    – Любить и защищать свою Веру, Отечество, свою мать, отца, семью – это патриотизм. Это сила духа. Тот, кто говорит: «Мама, я здесь родился, я тебя в обиду не дам», – вот это – настоящий патриот. Конечно, когда в ребенке заложен добрый и надежный потенциал, то можно и нам работать с этим юношей, «лепить» из него настоящего защитника Отечества и просто достойного гражданина России.

    Верите ли Вы в возрождение России?
    – Конечно. Сколько лет топтали Россию? Но у нас огромный людской потенциал. Совесть и порядочность за деньги не купишь. Не купишь любовь к Родине. Это все заложено в душе русского человека. А народная русская душа – огромная, неисчерпаемая. Храни Вас Бог!

Беседовала Галина Симонова

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.