Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению владыки Ипполита (бывшего епископа Хустского и Виноградовского)
и епископа Анадырского и Чукотского Диомида

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
 
АКТУАЛЬНО

 

Повеждь Церкви

Каноническое рассмотрение правомочности действий епископа Диомида

    

    После обнародования Обращения епископа Анадырского и Чукотского Диомида некоторые СМИ обвинили Владыку в неканоничности Обращения: якобы он не имел права обращаться ко всем христианам, но только к клирикам и мирянам своей епархии. С другой стороны обвиняли еще и в том, что подобными действиями владыка Диомид якобы устраивает раскол в Церкви.
    В связи с этим редакция нашей газеты попросила священников РПЦ составить соответствующее ситуации каноническое суждение в свете постановлений Вселенских и Поместных Соборов, святоотеческих писаний и историко-канонической практики Православной Церкви. На нашу просьбу откликнулись два священнослужителя, труд которых мы и публикуем.

    Говоря о мнимой неправомочности Обращения Епископа к православным, находящимся за пределами вверенной правящему архиерею епархии, последователи данной точки зрения, видимо, не различают понятий «обращение» и «послание».
«Послания» (в некоторых случаях они именуются «окружными») представляют собой канонический документ, или, иными словами, распоряжение, постановление, которое епископ в виде назидания преподает подчиненным ему клирикам, монахам и мирянам.
    Примером может служить 90-е правило свт. Василия Великого, в котором он проявляет даже строгость к клирикам Кессарийской епархии: «Простите же мне, яко первее аки не верив, потом же, аки поверив, угрожаю. Аще кто после сего моего послания что-либо таковое соделает: да оступит от здешних олтарей…»
    Безусловно, епископ не имеет права давать указания (распоряжения) неподчиненным ему клирикам другой епархии (2-е правило Второго Вселенского Собора: «Областные епископы да не простирают своея власти на Церкви, за пределами своея области, и да не смешивают Церквей»), поэтому «окружные послания», как правило, всегда предназначались для устроения благочиния внутри области, которой управлял епископ. В то же время они могли и могут служить правилами для иных епархий, поскольку любое послание не может быть новшеством или чем-то отдельным от церковного учения и обязательно должны соответствовать Апостольским правилам, постановлениям Вселенских и Поместных Соборов Православной Церкви.
    Отличие «послания» от «обращения» заключается в том, что «обращение» не несет в себе указаний и требований к исполнению. Напротив, обращение – это призыв обратить внимание на те или иные церковные нарушения или даже отступления. И обратиться ко всем православным имеет право любой епископ, священник и даже мирянин.
    Исторические свидетельства борьбы с отступлениями от чистоты Православной веры представляют нам неоднократные примеры обращения не только епископов, но и священников ко всей Церкви. Очевидно, что подобные действия совершались во исполнение евангельских слов Господа Иисуса Христа: повеждь Церкви (Мф. 18, 17).
    В V веке, когда Церковь сражалась с несторианской ересью, свт. Кирилл, епископ Александрийской Поместной Церкви, обращается с увещеванием не только к Константинопольскому Патриарху Несторию, но и ко всем православным Константинопольской Церкви. Кроме того, Святитель обращается к епископу Антиохийскому Иоанну, Акакию, епископу Мелитинскому, к Донату Никопольскому. При этом ни у кого не возникало мысли, что своими обращениями святитель Кирилл нарушает какие-либо каноны, хотя он адресовал их епископам и клирикам, не принадлежащим к Александрийской епархии.
    Другой пример находим в истории борьбы с ересью жидовствующих.
    «Божиим Промыслом еретическое нечестие обнаружилось лишь тогда, когда на святительской кафедре Великого Новгорода, ставшего колыбелью ереси, Господь воздвиг великого поборника Православия – преосвященного Геннадия. <…> В 1490 г., после смерти митрополита Геронтия, на первосвятительскую кафедру был поставлен архимандрит Зосима, тайный последователь жидовствующих. <…> В октябре 1490 г. святитель Геннадий направил антиеретическое послание митрополиту Зосиме, а затем – послание к Ростовскому, Суздальскому, Тверскому и Пермскому архиереям, убеждая их требовать безотлагательного созыва Собора и самого строгого суда над еретиками. <…> В это время (около 1493 г.) по призыву новгородского Святителя на борьбу с жидовством со всей силой пламенной веры и ревности о Господе встал преподобный Иосиф Волоцкий. Он видел, что призывы святителя Геннадия к верховной власти об искоренении ереси не достигают результатов, и пошел по иному пути: обращался к епископам, монахам, благочестивым мирянам с воззванием противостать злоумышленникам, „за Христа пострадать и за Пречистую Богородицу“. <…> В конце 1504 г. был созван новый собор против еретиков. Преподобный Иосиф был главным их обличителем. Пламенное, проникнутое силой Слова Божия и святоотеческих писаний слово Святого полностью обличило и опровергло жидовствующих» (Митр. Иоанн (Снычев). «О Преподобном Иосифе Волоцком и ереси жидовствующих»).
    Об этом же писал преподобный Иосиф в своем труде «Просветитель»:
    «Такое возникло смятение среди христиан, какого не бывало с той поры, как воссияло в Русской земле солнце благочестия. Многие из иноческого чина, в монастырях и в пустынях живущие, а также благородные и христолюбивые мирские люди сокрушались сердцем. Не терпя гибельной бури богохульства, они с горькими слезами молили Бога, чтобы Он прекратил эту погибельную зиму жидовства, согрел сердца памятью о Единосущной Троице, просветил истиной и возжег солнце благочестия. Каждый из них по своей силе старался искоренить погибельные плевелы жидовства вместе с гнусным их сеятелем Зосимой. И они обличили его отступление и содомский разврат. Он же начал против них жестокую войну: одних лишил Божественного Причастия, священников и дьяконов отлучил от сана, говоря, что нельзя осуждать ни еретика, ни отступника. Он также говорил: даже если святитель или священник будет еретиком и отлучит кого-либо или не благословит, то и на Божием суде так будет. Несведущие в святых книгах боялись обличать его отступничество; читающие же святые книги знали, что должно не только осуждать еретиков и отступников, но и проклинать их, и не только проклинать, но и предавать лютым казням. Они не переставали обличать митрополита и всем рассказывали о его еретичестве и о гнусных делах, митрополит же оклеветал их перед великим князем. Вскоре князь сослал невиновных в изгнание, и они претерпели многие преследования: оковы, тюрьмы, разграбление имущества. Другие же не страдали вместе с ними в изгнании, но утешали их письмами и помогали всем необходимым; из святых книг они выбирали обличения против еретических речей и посылали изгнанникам, укрепляя их против еретиков» (Преп. Иосиф Волоцкий. «Просветитель». Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1994).
    Свт. Иоанн Златоуст писал: «Общий грех всех, если нет правды. Каждый, кто может, должен высказаться за нее. Хоть и умереть придется, не уклонись обличить и наставить брата твоего, ведь мучение это будет за Христа. Иоанна Крестителя не принуждали кланяться идолам, но он увидел, как попираются Божии законы, и за это душу свою положил. И ныне умоляю вас: не объединяйтесь с безбожными ни за едой, ни дружбой. Кто не может насытиться любовью ко Христу, тот не может насытиться и ненавистью к врагам Его.
    Когда не обольщают никого неверные, тогда уклонись от осуждения, но если они хотят обольстить православных или хулят Господа, то не только следует осудить их, но и пощечиною освятить руку свою и так пресекать грех их».
    Что же касается того, что епископ Диомид благословляет издания, юридически зарегистрированные в других городах, то это канонически допустимо. Публикации СМИ не могут рассматриваться как «окружное послание» или «постановление», побуждающее к неукоснительному исполнению клириков и мирян. Православные СМИ – это своего рода общественный диспут, призванный к обсуждению возникающих вопросов. Он не может быть ограничен каким-либо территориальным пространством. В диспуте могут подниматься любые темы, озвучиваться любые мнения, однако целью диспута является сравнение того или иного мнения со святоотеческим учением Церкви и утверждение Истины. Причем мнение может высказывать любой член Церкви: от епископа до мирянина.
    Преподобный Иосиф Волоцкий в своей книге «Просветитель» писал: «Теперь скажем еще об одном еретическом мнении: если, мол, и подобает судить или осуждать еретиков или отступников, то подобает это святителям (и Соборам), а не инокам, которые отреклись от мира и от всего, что в мире, и которым подобает лишь внимать себе и никого не осуждать – ни еретика, ни отступника.
    На это мы ответим следующее. Если инокам не подобает осуждать ни еретика, ни отступника, то как же Антоний Великий осуждал их? Ведь он говорил, что слова еретиков страшнее яда змеиного, и наказывал ученикам своим не иметь никакого общения с мелетианами или с арианами. И святой Пафнутий-исповедник, бывший на Первом Соборе, вместе со Святыми Отцами осудил Ария в заточение. А преподобный Пахомий всегда осуждал еретиков и говорил, что вступающий в общение с еретиками и читающий писания Оригена, Мелетия, Ария и прочих еретиков, сходит на дно ада. Также и Макарий Великий вышел из пустыни ради того, чтобы осудить еретика и прекратить его ересь, что и сделал. И преподобный Ефрем Сирин, услышав, что умножаются еретические мудрования Аполлинариевы, оставил пустыню и пришел в Константинополь, и не только осудил Аполлинария, но и предал его злой смерти своим благорассудным искусством. Дивный же Исаакий Далматский поселился в пустыне с самых младенческих лет, но когда услышал, что Валент распространяет ариеву ересь, пришел в Византию и не только осудил Валента, но и предал огню. И Василий Великий жил в Понте, пребывая в безмолвии вместе со святым Григорием Богословом; когда же услышали о множестве еретиков, пришедших в Кессарию, то оставили свои жилища и отправились в Кессарию, и оставались там, пока не прогнали всех еретиков… И на все Вселенские и поместные Соборы приходили иноки, оставляя монастыри и пустыни и стекаясь в город. Таким образом, совершенно ясно и понятно воистину всем людям, что и святителям, и священникам, и инокам, и простым людям – всем христианам подобает осуждать и проклинать еретиков и отступников».

Священник
Александр Комаров,
иеромонах Геронтий
(Костенко)

Просветитель преподобный Иосиф Волоколамский
Афонина С

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.