Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению владыки Ипполита (бывшего епископа Хустского и Виноградовского)
и епископа Анадырского и Чукотского Диомида

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
 
АКТУАЛЬНО

ИБО ВРЕМЯ БЛИЗКО...

О Церкви Христовой и ее борьбе с еретиками в наше время

Богословский ответ на «Письмо епископа Диомида» Юрия Максимова в свете святоотеческого учения Православной Церкви

Продолжение. Начало в №10 (76)

    Максимов пишет: «Очень многие из тех, кто полагает себя „ревнителем“ и любит обличать экуменистов, молящихся с еретиками, при этом считает возможным молиться вместе с раскольниками – от греческих старостильников до суздальцев и прочих отщепенцев, самовольно порвавших общение со своими епископами <…> И ведь этот соблазн распространен среди наших собратьев не менее, а то и более, чем соблазн молиться с еретиками!»
    С этим утверждением Максимова можно соглашаться или не соглашаться, но в любом случае владыка Диомид не запятнал себя ни молитвами с еретиками, ни общением с раскольниками. Однако хотелось бы знать, откуда почерпнул Георгий Максимов информацию о совместных молитвах православных с суздальскими валентианами. Подобные встречи – тоже явление экуменистическое. Насколько мне известно, владыка Диомид категорически против таких молений, поскольку они являются нарушением канонов.

Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых

    Максимов пытается нокаутировать читателя довольно смелой гипотезой, навешивая на «ревнителей канонов», как он презрительно их именует, ярлык модернистов. Процитировав толкования первого стиха 1-го псалма «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых» свт. Афанасия Великого, свт. Василия Великого, блж. Феодорита Кирского, свт. Игнатия Брянчанинова, он делает вывод: «Как видим, навязываемое авторами письма толкование первого псалма противоречит святоотеческому толкованию, оттого и заслуживает наименования „модернистского“, совершенно непристойного для православного христианина». Тут налицо юношеская дерзость и невежество автора. Как говорится, с больной головы на здоровую...
    При этом Максимов как бы не замечает, что первое же приведенное им высказывание (свт. Афанасия Александрийского), с помощью которого он пытается доказать «модернизм» владыки Диомида, опровергает его собственные слова.
    Свт. Афанасий Великий в том же труде пишет: «Блаженными [Давид] называет тех, которые не ходили на совет нечестивых, не стояли на пути грешных и не сидели на седалище губителей. Ибо у иудеев три рода людей восстали против Спасителя: книжники, фарисеи и законники, и они справедливо названы нечестивыми, грешными и губителями…» (Толкование на псалмы 1, 1). То же самое утверждает Святитель и в словах, приведенных Максимовым: «Советом же нечестивых можно назвать собрание и сходбище людей лукавых. И поелику вредно вступать в сношения со сборищами нечестивых, то псалмопевец ублажает того, кто ни в чем не сходится с ними. Таков был Иосиф Аримафейский, предавший погребению тело Господа и Бога; ибо сказано о нем, что не бе пристал совету предавших Иисуса (Лк. 23, 51)».
    Сщмч. Ириней Лионский дает толкование псалма сходным образом: «И поэтому Дух Святый говорит чрез Давида: Блажен муж, который не ходит на совет безбожных (Пс. 1, 1); это – настроение тех племен, которые не знают Бога. Ибо эти безбожные суть те, которые не покланяются действительно сущему Богу...» Из слов святого борца с ересями абсолютно ясно, что «совет нечестивых» – это сборища еретиков и инославных, не знающих истинного Бога.
    Похоже, Максимов не читал Святых Отцов, а выбрал то, что пришлось на руку его «юношескому богословию». Подобным образом, как известно, поступают сектанты.
Надеемся, что не корысть, а невежество побудило Георгия Максимова выносить приговор епископу Диомиду, обвиняя его в «модернизме».
    Когда собираются еретики – католики, протестанты, монофизиты; а также иноверцы: иудеи, магометане, буддисты и вообще язычники, и разговор идет не об обращении их от заблуждений, – таковое сборище и есть совет нечестивых. Тем более, если совет этот принимает документы оскорбительного для Православия содержания.
Неужели Максимов согласен с тем, что нравственные ценности мусульман (например, многоженство) соответствуют нравственным ценностям Православия? Как знаток ислама вряд ли он с этим согласится.
    Свт. Афанасий Великий нечестивыми называет еретиков. Он пишет: «Посему, когда и нечестивые толпою стекаются, чтобы праздновать Пасху в обществе святых и во время празднества славят Бога, Бог отклоняет (славословия) их, говоря грешнику: вскую ты поведаеши оправдания Моя (Пс. 49, 16)? <...> Посему-то грешники и все чуждые Кафолической Церкви – еретики и отступники, поелику они отринуты от участия в славословии святых, по справедливости пребывают в отлучении от праздника» (7-е праздничное послание).
    Свт. Василий Великий нечестивыми также называет еретиков, учивших, что зло – это несотворенная сущность. «Так и зло не само по себе осуществляется, но следует за повреждениями души. Оно не есть нерожденно, как говорят нечестивые, которые благому естеству делают равночестным естество лукавое, признавая то и другое безначальным и высшим рождения» (О том, что Бог не виновник зла).
    Преп. Андрей Критский нечестивыми называет убийц мучеников: «Ибо хотя нечестивые уже испытали гнев Божий, но оставшиеся из них тем не менее нуждаются в наказаниях или для своего обращения или для поражения навеки» (Толкование на Апокалипсис. Отдел VI, ст. 16).
    Итак, нечестивые, согласно Святым Отцам, это и есть иноверцы и еретики, которые проливали и до сих пор проливают христианскую кровь.
    Максимов пытается приписать автору Обращения чужие слова и утверждения, представляя его противником миссионерства: «Если бы этот стих Псалтири или какая-либо иная заповедь Писания запрещали бы православным посещать собрания иноверцев, то, конечно, апостол Павел не пришел бы в Ареопаг – сборище языческих вольнодумцев, и не выступал бы с речью в синедрионе – собрании фарисеев и саддукеев, и святой равноапостольный Константин Философ не отправился бы на собеседования к хазарам, среди которых были иудеи и мусульмане… Из этого, – весьма опрометчиво заключает он, – мы видим, что дело не только лишь в формальном несовпадении толкования „ревнителей“ со святоотеческим, но само это несовпадение проистекает из содержательного расхождения веры Святых Отцов и взглядов тех, кто считает делом дурным едва ли не всякое общение с неправославными».
    Максимов и не заметил, что взялся учить миссионерству человека, который посвятил этому делу всю свою жизнь. Напомним ему его собственные слова: «Работая над ответом, я многое узнал о Преосвященнейшем Диомиде как безкорыстном и самоотверженном пастыре, настоящем монахе, миссионере…» Сравнивать апостола Павла, который рисковал жизнью, чтобы обратить в Православие язычников, с митрополитом Кириллом (Гундяевым), который жертвует православным вероучением ради укрепления связей для своей собственной выгоды, – уместно ли такое сравнение?
    Не учел Георгий весьма ощутимой разницы: если святые выходили на проповедь ради просвещения людей истинами Православия и нередко за это принимали смерть, то нынешние экуменисты в собраниях еретиков ищут компромиссов и плотской выгоды вместо того, чтобы обращать их на путь спасения.
    «Рассмотрим же и вторую цитату, – пишет далее Георгий Максимов, – смыслу которой якобы противоречат совместные встречи православных с инославными: Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся (Тит. 3, 10)». Далее он приводит выдержки из блж. Феофилакта Болгарского, преп. Ефрема Сирина и свт. Иоанна Златоуста, которые якобы говорят, что эти слова из послания к Титу относятся к неисправимым еретикам, совершенно развращенным, которые осуждены сами собой, то есть безответны.
    Но и здесь Георгий применяет все тот же сектантский прием с цитированием отдельных фраз, выдернутых из контекста. Преп. Иосиф Волоцкий ясно говорит: «Если же кто-то возбраняет исполнять заповеди Господни или провозглашает еретические учения, то от такого следует не только отворачиваться, но и убегать, как от змеи. На такого следует и гневаться, по пророческому слову: „Гневаясь, не согрешайте“. И Господь наш Иисус Христос говорит: „Если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь“. И еще: „Если... правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя“. И апостол говорит: „Не участвуйте в безплодных делах тьмы, но и обличайте“. И еще: „Извергните развращенного из среды вас“, „ибо какое общение праведности с беззаконием?“ И еще говорит апостол: „Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся“. И много сказано об этом в Священном Писании» (Просветитель). И в другом месте: «С крепкими в вере имей мир, от еретика отвращайся…» (Там же).
    Свт. Киприан Карфагенский также говорит: «Кроме того, пусть братья наши решительно уклоняются и избегают бесед с теми, чье слово, как рак, распространяется (2 Тим. 2, 17). Апостол ведь говорит: Худые сообщества развращают добрые нравы (1 Кор. 15, 33), и еще: Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден (Тит. 3, 10–11)<...> Хотя я знаю, что братья наши в Риме, охраняемые вашей предусмотрительностью, и сами достаточно осторожные и бдительные, не поймаются на удочку еретиков и не поддадутся обману, так крепко запомнили они наставления и заповеди Божии. И так велик у них страх Божий, но все же избыток тревоги или любви заставляет меня писать это: не завязывайте с такими людьми никаких сношений, не ешьте вместе с ними, не разговаривайте с ними; отделимся от них так, как они бежали из Церкви: написано ведь: Если и Церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь (Мф. 18, 17). Блаженный Апостол не только советует, но приказывает удаляться от таких: Завещаем же вам, братья, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего безчинно, а не по преданию, которое принято от нас (2 Сол. 3, 6). Союза между верой и неверием не может быть<…>»
Казалось бы, что может быть яснее? Католики, монофизиты, протестанты, различные сектанты – это и есть те самые еретики. Если горишь ты апостольской ревностью – проведи с ними одну-две беседы. Если кто-то обратился к Православию, хорошо. Нет? Оставь его по совету святого апостола любви Иоанна Богослова. Посмотрите на плачевный результат сорока с лишним лет участия РПЦ в шабашах ВСЦ: никого не обратили в Православие эти встречи, зато ради единства с еретиками нас активно призывают жертвовать канонами.
    Георгий Максимов приводит «положительный» факт, что, мол, РПЦ прервала экуменические контакты с епископами США и лютеранами Швеции, одобряющими содомский грех. Но ВСЦ не прервал этих контактов. За время своего существования ВСЦ пришел к одобрению содомитов, однополых браков, к признанию возможности не только женского, но и содомитского священства. Не верится в то, что Георгий этого не знает или не понимает падения ВСЦ.
    Иерусалимская, Грузинская и Сербская Православные Церкви уже несколько лет как вышли из скандально известного ВСЦ. К этому призывали и наши архиереи. «Русская Православная Церковь должна не ограничиваться полумерами, а окончательно покидать все экуменические организации», – говорил архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин. Но митрополит Кирилл (Гундяев) и иже с ним далеки от воли народной. Они не желают прекращать общение с еретиками и не желают следовать заповеди апостольской, повелевающей после первого и второго вразумления отвращаться от еретиков. Напротив, они сами обращаются в ересь и все больше и больше предают Православие.
    Далее Максимов разбирает следующие слова из Обращения: «Учащаются приветственные „братские“ послания православных инославным, противоречащие словам апостола Иоанна Богослова: Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его (2 Ин. 1, 10–11)». Здесь мы видим все тот же парадокс «богословия» у Максимова.
    Блж. Феофилакт Болгарский это место толкует следующим образом: «Тех, кому пишет послание, апостол предостерегает, чтобы они приходящего к ним без сего исповедания (учения Христова) не только не принимали под кров свой, но и не удостаивали приветствия, потому что приветствие от нас должно быть делаемо только тем, кои единонравны и единоверны с нами. Ибо кому мы должны молить благополучия, как не единонравным и единоверным с нами? Если же будем приветствовать нечестивых, что прилично только в отношении к единонравным и единоверным, то этим самым показываем, что мы в общении с ними, и что они уже увлекли нас в свое нечестие» (Толкование на Второе послание св. ап. Иоанна Богослова).
    Вот еще одно святоотеческое толкование – свт. Марка Ефесского. «Итак, братие, бегите от них [греколатинян] и от общения с ними; ибо они – „лживии апостоли, делатели нечестивии, преобразующеся во Апостолы Христовы. И не дивно: сам бо сатана преобразуется во Ангела Света: не велие убо, аще и служителие его преобразуются яко служители правды, имже кончина будет по делом их“… И возлюбленный Ученик говорит так: Аще кто приходит к вам и сего учения не приносит, не приемлите его в дом и радоватися ему не глаголите: глаголяй бо ему радоватися сообщается делом его злым. Итак, поскольку это – то, что было заповедано вам Святыми Апостолами, – стойте, крепко держитесь преданий, которые приняли, как писанных, так и устных, дабы не лишиться вам своей крепости, если станете отведенными заблуждением беззаконных» (Окружное послание против греколатинян и постановлений Флорентийского собора).
    Итак, мы видим, что автор Обращения и в данном случае следует учению Святых Отцов. Но даже те примеры из житий св. мч. Иустина Философа, свт. Николая Мистика, свт. Фотия Константинопольского, свт. Марка Ефесского и преп. Макария Великого и их посланий, которые Максимов приводит в качестве доказательства правоты экуменических приветствий, не подтверждают его антицерковного мнения. Ибо, как уже было доказано, владыка Диомид не собирался отрицать апостольский подвиг. А вот игнорирование разницы между миссионерством и экуменизмом – это признак духовной слепоты. Миссионер ставит целью обратить заблудшего к Истине, а экуменист – примирить ересь с Истиной. Поясню это на примере.
    Недавно комиссия Ватикана по догматическим вопросам заявила, что единственная истинная вера – это римо-католическая ересь. Комментируя заявление латинян, епископ Егорьевский Марк сказал, что Русская Православная Церковь никогда не ставила перед собой задачи обращения католиков в Православие. Вот Вам, Георгий, отличие дел святителя Марка Ефесского от поступков епископа Марка Егорьевского.
    Господин Максимов ошибается, утверждая, что Святые Отцы приветствовали еретиков и иноверцев в таких выражениях, по сравнению с которыми обращения иерархов РПЦ выглядят сухими, холодными и сдержанными. Если внимательно вчитаться в форму обращений Святых Отцов, то можно заметить, что они весьма осторожны и аккуратны в выражениях. Они никогда не называли еретиков или иудеев братьями, не поздравляли их с богопротивными празднествами, тем более не участвовали в ритуальных еретических действах.
    У большинства же наших иерархов дело обстоит иначе. Вот два образчика таких посланий. 31 мая 2004 г. в московской синагоге праздновали сороколетие Берла Лазара, главного раввина хасидской секты России. Поздравить юбиляра от Отдела внешних церковных связей приехал епископ Егорьевский Марк. Он зачитал поздравления Патриарха Алексия II и митр. Кирилла (Гундяева). Приведем тексты этих поздравлений:
    «Главному раввину России, члену Президиума Межрелигиозного совета России и Межрелигиозного совета Содружества Независимых Государств Берлу Лазару. Досточтимый Брат! Сердечно поздравляю Вас с 40-летием. Отрадно видеть, что Вы встречаете расцвет телесных сил в качестве одного из ведущих религиозных лидеров России и всего Содружества Независимых Государств. С глубоким удовлетворением хотелось бы отметить ставшее традиционным миротворческое сотрудничество между нами и выразить надежду на его продолжение. Желаю Вам крепости телесной и духовной, мира, радости и успехов в трудах на благо Вашей паствы1.
    Алексий, Патриарх Московский и Всея Руси».
    Председатель ОВЦС митрополит Кирилл (Гундяев) был более красноречив: «Главному раввину России, члену Президиума Межрелигиозного совета России и Межрелигиозного совета Содружества Независимых Государств Берлу Лазару. Досточтимый Брат! Искренне поздравляю Вас с 40-летием. Свидетельствую, что Русская Православная Церковь высоко ценит те добрые отношения, которые сложились у нее с иудейским сообществом России. Отрадно видеть, что вследствие развивающегося православно-иудейского диалога успешно преодолеваются такие явления, как религиозная нетерпимость, антисемитизм и русофобия, растет взаимопонимание между духовными лидерами и простыми верующими. Надеюсь, что православные христиане и иудеи и впредь будут сообща противостоять общим вызовам, объединяя свои усилия под эгидой Межрелигиозного совета России и Межрелигиозного совета СНГ.
    Желаю Вам крепкого здравия, радости, успехов в трудах.
    Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский»2.
    Прочитав эти поздравления, лишь слепой не увидит разницы в отношении к еретикам и иноверцам у Святых Отцов и у экуменистов.
   Наконец, Максимов разбирает последнюю часть первого пункта, в которой говорится: «Еретики присутствуют на православном богослужении, при этом нарушаются 45, 46 и 65 Апостольские правила и 32, 33 и 37 правила Лаодикийского Собора».
    Приведем для начала содержание указанных канонов:
    Правило 45-е Св. Апостолов: «Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что либо, яко служителям церкви: да будет извержен».
    Правило 46-е Св. Апостолов: «Епископа, или пресвитера, приявших крещение или жертву еретиков, извергати повелеваем. „Кое бо согласие Христови с велиаром, или кая часть верному с неверным?“ (2 Кор. 6, 15)».
    Правило 65-е Св. Апостолов: «Аще кто из клира, или мирянин, в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолитися: да будет и от чина священнаго извержен, и отлучен от общения церковнаго».
    32-е правило Лаодикийского Собора: «Не подобает от еретиков принимати благословение, которые суть суесловия паче, нежели благословения».
    33-е правило Лаодикийского Собора: «Не подобает молиться с еретиками и отщепенцами».
    37-е правило Лаодикийского Собора: «Не должно принимати праздничные дары, посылаемые от иудеев, или еретиков, ниже праздновати с ними».
    Георгий Максимов не потрудился рассмотреть эти каноны, но тут же потребовал примеров и доказательств, как говорится, из жизни.
    Пожалуйста, давайте вернемся в 2004 г. к юбилею Берла Лазара. Зачитав юбиляру поздравительные послания, епископ Марк принял участие в кошерном идоложервенном банкете, выслушал еврейские молитвы и унес с собой выдаваемый каждому гостю ритуальный защитный иудейский амулет мезузу (газета «Коммерсант» от 07.06.2004 г.). Вкусив кошерного идоложертвенного яства на иудейском банкете, он нарушил 46-е правило Св. Апостолов. Не выйдя из синагоги во время исполнения еврейской молитвы, еп. Марк нарушил 65-е правило Св. Апостолов. Принятием в дар ритуального защитного амулета он нарушил 37-е правило Лаодикийского Собора.
    Нарушение 45-го правила Св. Апостолов, а также 33-го правила Лаодикийского Поместного Собора имело место во время совместного служения и в Нотр-Даме с кардиналом Андре Вен-Труа.
    В отношении запрета еретикам заходить в православные храмы – видимо, у Георгия Максимова и здесь пробел в знаниях церковного права – 6-е правило Лаодикийского Поместного Собора гласит: «Не попускати еретикам, коснеющим в ереси, входити в дом Божий».
    Толкования:
    Зонара: Впавшие в ереси и пребывающие в них изгоняются из церкви, как чуждые ей. Итак, каким образом будет дозволено им входить в дом Божий? А Тимофей, архиепископ Александрийский, быв спрошен об этом, отвечал в 9-м правиле, что еретики не должны присутствовать на молитве, аще не обещаются покаятися и оставити ересь.
    Аристин: Для еретиков храм недоступен. Еретикам не дозволяется входить в дом Божий…
    Вальсамон: Правило ясно; ибо не дозволяет еретикам, доколе остаются в ереси, собираться в церкви вместе с православными...
    Славянская кормчая: Еретиком в церковь Божию не входити. Еретиком святилище невходно. (Толкование: Несть бо достойно еретиком в церковь Божию входити...)
    Обратимся вновь к тексту «богословского ответа» Георгия Максимова. «Итак, – поспешно заключает он, – само правило отнюдь не налагает таких ограничений, какие налагают авторы письма, запрещая присутствие еретиков вообще на всяком православном богослужении». На это заметим, что 6-е правило Лаодикийского Собора налагает запрет как раз на это. И приводимые Максимовым примеры из трудов святителей Николая Японского и Иннокентия Московского не подтверждают его мысли, ибо они разрешали вход не еретикам, а язычникам, которые называются у нас оглашенными. Оглашенные же всегда выводились из храма перед Литургией верных. Посему не Обращение владыки Диомида противоречит вере Кафолической Церкви, а хитросплетенные измышления Максимова.
    К сожалению, не раз и не два в своем «богословском» ответе он пытается свои умозаключения выдать за учение Православной Церкви. Черным по белому написано в церковных канонах, что еретиков в храм пускать не положено. Ответственность за это лежит на настоятеле. И если мы сегодня сталкиваемся с практикой, когда наши храмы посещают все, кому не лень, то это – нарушение, за которое придется дать ответ на Страшном Суде. Не следует забывать, что наши храмы и монастыри – не музеи древнего зодчества, а Дом Божий, Дом молитвы.

    1Если заглянуть в нравственно-этический кодекс иудеев «Шулхан-Арух», то станет ясно, в чем иудейская «паства» видит свое благо. Благо для иудея-хасида – это зло, причиненное православному христианину. К делам правды правоверного иудея относятся убийства, ограбления, насилования христиан, которых они даже за людей не считают и которых ежедневно обязаны проклинать. Именно единоверцы и единоплеменники Берла Лазара устроили на Руси ту бойню, которую мы сейчас переживаем, ежегодно теряя до 2 миллионов человек. Именно его паства до нитки ограбила нашу богатейшую в мире державу. Именно благодаря ей у нас в стране сейчас 4 миллиона бездомных детей. Именно они распродают русскую землю, клеймят номерами и чипами русских людей. И лидера этих еврейских фашистов наш Патриарх поздравляет с юбилеем и называет его главным раввином России. Как будто Россия уже не святая Православная Русь, а одна большая синагога.
    2Что ни слово, то издевка, что ни предложение, то ложь. Никакого преодоления русофобии в еврейских СМИ не наблюдается, да это и невозможно: иначе им придется отказаться от своего религиозного мировоззрения. Успех в преодолении антисемитизма достигается за счет репрессий русских православных патриотов и благодаря деятельности выкрестов-епископов и священников. Что касается взаимопонимания верующих, то здесь глава ОВЦС вопреки обыкновению сказал правду. У русских православных христиан появляется осознание антихристианской, античеловеческой, сатанинской сущности талмудического иудаизма. Не солгал митр. Кирилл и говоря об установившемся взаимопонимании между «духовными лидерами».

Иеромонах
Симеон (Сарычев)

Продолжение следует

Епископ Марк Егорьевский и генеральный секретарь ВСЦ д-р Кобиа


Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.