Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению владыки Ипполита (бывшего епископа Хустского и Виноградовского)
и епископа Анадырского и Чукотского Диомида

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
 
СЛОВО ПАСТЫРЯ

Проповедь в Неделю о слепом

    Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Дорогие братья и сестры! После Пасхи все воскресные дни являются праздниками. <…>
    В это воскресенье мы совершали Богослужение в честь праздника об исцелении слепорожденного. Господь уврачевал слепоту людей как физический недуг. Сейчас, к нашему счастью, на земле невелик процент слепых, но самая страшная слепота, которой поражен почти весь род человеческий, – духовная: неверие и отсутствие христианского сознания. Если человек неверующий и не знает Бога – это слепец! И если такие люди учат других каким-то житейским мудростям, а тем более если они еретики, сектанты или сатанисты – это еще страшнее. Так вот, смысл сегодняшнего праздника в том, что Господь отверз очи неверующему роду человеческому в лице Вартимея, сына Тимеева из Иерусалима. Господь знал, кому дать зрение, и этот слепой <...> получил исцеление и прозрел не только телесными очами, которые ему даровал Господь, но и духовными, потому что исповедал Иисуса Христа Сыном Божиим, как и апостол Петр. Помните, когда Спаситель спрашивал Своих учеников: Вы же кого Мя глаголете быти? (Мф. 16, 15), апостол Петр отвечал: Ты eси Христос, Сын Бога Живаго (Там же; 16). Вот что самое главное: от нас требуется исповедовать Христа Сыном Божиим, веровать в Него, исполнять святую волю Божию и жить по Евангелию. Врачевание слепоты было одним из последних аккордов мессианства Господа Бога нашего Иисуса Христа на земле. Не столько страшна слепота телесная, сколько слепота духовная: когда человеку 70, аще 80 лет, а он не знает, для чего живет! А мы, православные христиане, должны знать и верить, что находимся здесь и идем по пути, ведущему в Царствие Божие, и наш компас – Евангелие, по которому мы должны ориентироваться, чтобы через веру прийти ко Христу.
    И вопросиша Его ученицы Его, глаголюще: Равви! Кто согреши, сей ли, или родители его, яко слеп родися? (Ин. 9; 2). Посмотрите, какой вопрос Господу задают апостолы, ведь как мог согрешить человек прежде своего рождения, поэтому апостолы решили, что он родился слепым по грехам родителей. Но отвеща Иисус: ни сей согреши, ни родители его, но да явятся дела Божия на нем (Там же; 3). И тогда в Израиле, и у нас сейчас все были склонны сложить вину на кого угодно, только не на себя. Есть такое предание в Библии: Наводяй грехи отцев на чада, и на чада чад, до третияго и четвертаго рода (Исх. 34, 7), т.е. накажу до четвертого колена. Не Господь наказывает род человеческий до четвертого колена, до правнуков, а наказывает своих детей сам прадед, дед или отец, который пил водку, был блудником или грабителем, не исповедовал свои грехи, не веровал в Бога и тем самым не научил своих потомков идти по стопам Христа Бога нашего. Если отец пьет, то и ребенок с ним. Сейчас 12-летние мальчики валяются под забором пьяные. Ну, куда уж больше! Когда раньше давали 100 граммов водки 20-летнему, он отказывался, не хотел пить, то сейчас 10–12-летние дети страдают алкоголизмом, а 7-летние с папой могут выпить ящик пива. Так вот дети наказываются за грехи родителей, которые передают им по наследству через генный код свои страсти и пороки. Но это есть не наказание и не месть, а уврачевание от этих пороков, ибо ничто нечистое не войдет в Царствие Божие, поэтому дети должны исцеляться от этих пороков, каяться в них и молиться за своих сродников, тем самым спасая их от вечных мучений.
    Многие <…> часто задаются вопросом: почему у меня не получается исцеление, не клеится дело, не ладится в жизни и т.п. А это потому, что твои внуки и правнуки сейчас пьют и ходят по сатанинским стезям. Этим самым они обличают и обвиняют тебя, что ты не научил их жить по воле Христа Бога, не привил с детства Православную веру и не сделал из них людей, т.е. христиан. Вот за это мы все и страдаем. В Ветхом Завете было так, что за грехи прадедов наказывались правнуки, их правнуки тоже несли наказание, и так продолжалось безконечно, пока Христос не уврачевал людей от греха. Конечно, до пришествия на землю Господа были праведники, которые ждали утехи Израиля, – такие как праведный Симеон Богоприимец, пророчица Анна, праведные Иоаким и Анна, родители Пресвятой Богородицы, и другие. Были считанные люди, ожидавшие Христа Бога, Который должен прийти на землю, воплотиться и пострадать за весь род человеческий. Тогда на земле было, может быть, не 6 миллиардов народонаселения как сейчас, а несколько сотен миллионов, которые не знали воли Божией, не подозревали о должном воплощении Сына Божия и были слепы отсутствием Божественного мышления и веры!
    А вот этот слепец Вартимей оправдал милость Божию к себе – исцеление, дарование зрения; он исповедовал Его Сыном Божиим и не отрекся от Господа перед фарисеями, которые со злобой допрашивали его: Мы вемы, яко Человек Сей грешен есть (Ин. 9, 24). Вартимей же прозрел мысленными очами: Аще не бы был Сей от Бога, не мог бы творити ничесоже (Там же, 33). Перед книжниками он говорил без боязни и вел себя мужественно, не как его родители, которые по своему малодушию чуть не отреклись от сына. Он не стал отнекиваться и говорить, что не знает, Кто это сотворил, наоборот, Вартимей вступил в спор с фарисеями и укорял их в неверии и безумии: О сем бо дивно есть, яко вы не весте, откуду есть, и отверзе очи мои (Там же, 30).
    И когда исцеленного выгнали из храма, Господь спросил его: Ты вериши ли в Сына Божия? Отвеща он и рече: и Кто есть, Господи, да верую в Него. Рече же ему Иисус: и видел ecи Его, и глаголяй с тобою Той есть. Он же рече: верую, Господи! И поклонися Ему (Там же, 35–38). Не сказал: я Тебе не верю, не пошел восвояси, а поклонился Ему до земли, тем самым оправдав милость Иисуса Христа, которую Он сотворил на Вартимее. Таким образом этот слепорожденный стал примером всего рода человеческого, исцеленного Господом от отсутствия веры в Бога и богопознания.
    Посмотрите, в чем архиереи-фарисеи упрекали Христа, выгнав Его из синагоги как исповедника истины. Почему же они не уверовали в Мессию? Потому что их чаяния души, весь настрой жизни был в материальном! Это они были первыми марксистами-материалистами, хотевшими построить рай Божий на земле! Они ждали Христа как царя земного: с мечом на белом коне, который бы пришел к ним и сказал: «Ну, братья фарисеи и саддукеи, пойдемте на Рим. Мы им головы посечем и сделаемся владыками мира». Вот к чему они стремились с тех давних времен и до сих пор, потому что жили только жаждой этой мирской жизни и не обращали свои взоры к Богу, не молились и не стремились к стяжанию благодати Духа Святаго, которая просвещает и наставляет на всякую истину. Вот эти первосвященники и книжники ослепли духовно, до прихода Христа на землю они совершенно исчерпали свой харизматический потенциал, т.е. духовные возможности для просвещения Израиля, богоизбранного народа, и тем более – для язычников. Они уже стали слепыми вождями, как явствует из сегодняшнего евангельского повествования, поэтому и не распознали Сына Божия.
    Как Господь мудро все устроил: родился в Вифлееме, а явился из Назарета! Вот если бы Он родился в Вифлееме и вышел на проповедь из Вифлеема, какой ребус довелось бы разгадывать этим израильским вождям, и как тогда возможно было бы уврачевать их слепоту? Да и их духовное состояние не открылось бы. А так как Сын Божий Христос родился в Вифлееме, а как человек был Назарянином, Назарет скрыл Его Божество. Было все прикровенно и сокрыто для того, чтобы сами люди не глазами и знанием библейской истории, а своим сердцем и духом, очами веры узрели, что это Сын Божий, познали Бога по Его делам! Ибо сами простецы говорили: От века несть слышано, яко кто отверзе очи слепорождену (Ин. 9, 32) и Никогда человек не говорил так, как Сей Человек (Там же. 7, 46). Кажется, вот эти свидетельства должны открыть глаза израильским вождям, но нет, этого было недостаточно, и они посылали схватить Мессию. А Господь делал все, чтобы размягчить их окаменелые сердца и открыть их духовные очи: проповедовал, исцелял, был мучим и распят, воскрес и вознесся на виду у всего израильского народа – а воз и ныне там. Вот что такое материализм, братья и сестры, вот что такое увлечение маммоной! Именно эта причина привела к духовной слепоте книжников и вождей израильского народа. Они поэтому и не могли понять, что суббота (в переводе с еврейского – «покой») есть отсутствие всякой заботы, т.е. что тебе кушать, где жить, не выгонят ли тебя с работы и как ведут себя твои дети, – все это суета и забота. И чаще всего это забота о нашем теле, которое требует за собой постоянного ухода. Как апостол Павел пишет: Никтоже бо когда свою плоть возненавиде, но питает и греет (Еф. 5, 29). А покой – это еще означает безстрастие, отсутствие гнева, злых помышлений, ненависти и презрения к ближним, <...> покой от зла, от страстей и пороков. Жизнь по нашим страстям, превышение так называемых физиологических функций человека генерирует, т.е. творит зло, от которого страдаем мы сами и окружающие нас.
    Покой – это совершенство. <…> Именно в субботу для будущей небесной субботы надо делать все, чтобы человек не заботился о земном и суетном, не думал о болезнях, не ахал и не охал. Это полное блаженное, беззаботное состояние души, а не то греховное, в каком мы сейчас находимся на земле. Беды же нам причиняет наша злая воля или хотение: что хочу, то и ворочу, т.е. это, по сути, – мятеж, революция против Бога. Вот это несогласие и война, которую мы ведем против нашего Творца, доставляют нам хлопоты, несчастья и беды в этой жизни. И кто удостоится Царства Божия и будет обитать там с ангелами и святыми, тот больше не увидит скорбей и болезней.
    Фарисеи и саддукеи ликовали бы, что пришел такой Пророк, Который давал прозрение, исцелял от недугов, кормил, воскрешал, но это не было оценено по достоинству и не привело этих князей Израиля к вере и духовному прозрению. Господь давал великие блага людям: больных врачевал, прокаженных очищал, рожденного слепым сделал зрячим! Этот слепец рад был увидеть свет Божий и готов был уже после этого умереть, и этого ему было достаточно, ведь он 20 лет прожил от рождения слепым и ничего не видел <…>
    И вот посмотрите теперь, какое лукавство проявили родители Вартимея! Пусть уж какие прохожие или соседи, которые видели это чудо, не заступились за исцеленного и за Виновника исцеления, которое соделал Господь, но родители, самые близкие на земле люди, стали стыдиться своего чада. Они должны были свидетельствовать за сына, прославить Иисуса Христа, Который сотворил такое чудо, заступиться за Него, сказать, что это был Пророк, что не оскорбило бы Бога <...>. Так нет же! Они испугались фарисеев, поэтому переложили ответственность на сына: Како же ныне видит, не вемы, или кто отверзе ему очи, мы не вемы; сам возраст имать, самого вопросите, сам о себе да глаголет (Ин. 9, 21). Они умыли руки, и оказались в стороне от этого события, дабы не быть отлученными от синагоги. Но к тому времени от благодати, от синагоги уже остались рожки да ножки! Харизма уже исчерпалась. Почему Господь и сказал: Се оставляется вам дом ваш пуст (Мф. 23, 38). А без благодати синагога уже не дом Божий, а просто сборище людей, обыкновенное гражданское здание и не более того. Но эти родители ни слова не сказали за своего сына! Тут бы ликовать, подпрыгивать от радости до небес, ведь сколько они скорбей имели из-за болезни сына, позор лежал на семье, и таких людей считали грешниками. Как страдали за безчадие праведная Анна, мать пророка Самуила, Захария и Елисавета, родители Иоанна Предтечи, помните, как Иоакима изгнали из синагоги и не приняли от него жертву: раз у тебя нет детей, значит, ты грешник.
А мы, дорогие братья и сестры, как ведем себя, как защищаем свое сокровище – Православную веру?
    По сей день веруем «в кулак»: смотрим по сторонам, нет ли посторонних, можно ли перекреститься, а где-нибудь в общественных местах, так Боже упаси, как бы чего не вышло, как у того премудрого пескаря!
    Так вот, погоня за материализмом привела не только фарисеев, саддукеев и первосвященников Израиля, но и великий богоизбранный русский народ, Третий Рим, к такому плачевному состоянию! Нам было мало тех благ, какие были у нас сто лет назад, когда при царях были в обиходе золотые монеты, разводов никто не знал, люди были здоровые и сильные.
    Этого показалось мало, решили, что построят «лучшее будущее». И построили то, что сегодня приходится перестраивать. Уклонились в материализм и копаются в нем, как курица в навозной куче. И вот теперь перебирают: этот президент плохой, давай другого изберем. И этот тоже ничего не даст, ведь жизнь и благосостояние народа зависят не от правителей, а от Бога. Это Он нам не дает земных временных благ, чтобы мы не надеялись на князей и на сынов человеческих, не служили бы маммоне и тем самым чтоб не погубили себя! Не дает Господь нам ожидаемых земных благ, т.к. наша жизнь духовно нерентабельна, неспасительна. Господь не дает земного счастья, чтобы мы не впали в еще худшее греховное состояние.
    Можно сказать, что это наше благо, что Господь нам не дает благ. Вот если бы мы их отталкивали от себя по своему смирению и богоугождению, тогда бы Господь, наоборот, засыпал нас ими. Он по Своей неизреченной любви хочет на небе, в райских обителях дать верующим в изобилии духовные блага. А здесь можно и на сухариках прожить, потому что на земле мы временные жители, путешественники, ибо сказано в Евангелии от Матфея: Ищите прежде Царствия Божия, и правды Его, и сия вся приложится вам (Мф. 6, 33).
    А мы, наоборот, умудрились переставить вторую часть сложного предложения вперед, т.е. ищем прежде того, что приложится, – материальные блага, а Царство Божие – как придется.
    Итак, не будем слепотствовать, дорогие братья и сестры, – такой смысл сегодняшнего Евангельского сказания. Верою, молитвою и бдениями, всеми добрыми делами будем прозревать духовно, приобретать христианское сознание и мышление Божие. Аминь.

Архимандрит Петр (Кучер)


Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.