Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению владыки Ипполита (бывшего епископа Хустского и Виноградовского)
и епископа Анадырского и Чукотского Диомида

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
 
КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО

Возвращаться на старый стиль

По поводу необходимости перехода некоторых Поместных Православных Церквей на древний церковный календарь

(историко-документальный обзор вопроса и его оценка)

Продолжение. Начало в № 9 (75)

3. Изменение Константинопольской Патриархией
прежнего курса по сохранению Священного Предания
в 20 столетии

    а). Развитие Константинопольскими Патриархами идеи о первенстве власти в Православной Церкви. Патриарх Мелетий VI Метаксакис.
    Итак, Константинопольская Патриархия в 1920 г. обращается с особым посланием к христианам всего мира. В нем был расписан план тесного межхристианского сотрудничества и постепенного сближения православной Церкви с инославными конфессиями. Какие же шаги по пути осуществления намеченных планов стала совершать Константинопольская Патриархия?
    В этом же году Вселенская Патриархия, без согласования своих шагов с другими братскими православными Церквами, самостоятельно вступает в экуменическое движение, ее представители присутствуют в Женеве на пленарной конференции по вопросам веры и устройства23. В 1922 г. на престол Вселенской Патриархии, без канонического соборного избрания, взошел внезапно приехавший из США прежний архиепископ Афинский Мелетий Метаксакис.
    Чтобы понять, почему именно Мелетий Метаксакис стал ключевой фигурой в тех последующих его шагах, которые он предпринял для серьезных церковных преобразований будучи Вселенским Патриархом, необходимо упомянуть об одном документе. Им является письмо Димитрия Мичалакопулоса от 10 / 23 ноября 1916 г. к президенту Греции Элевфериосу Венизелосу, повернувшего всю свою политику в сторону активной вестернизации Греции. Этот министр изложил президенту необходимость основательной реформы Греческой Церкви, целью которой являлась полная вестернизация24. Вот это малоизвестное письмо, приводимое профессором Оттавского университета Кицикисом:
    «Господин Президент, я давно говорил Вам на Совете Министров, что после того как проводимое Вами общенациональное противоборствие пришло к успешному завершению, для блага страны представляется необходимым, чтобы Вы позаботились о другой, не менее важной борьбе, ведущейся за модернизацию нашей религиозной жизни. Для того чтобы провести эту поистине революционную реформу Вам понадобится дальновидный иерарх, такой же, как и Вы сами в политике. У нас есть один на примете: мы говорим об иерархе из Кипра [Мелетиосе Метаксакисе]. Под Вашим руководством он станет Венизелосом Греческой Церкви.
    Каковы элементы, требующие реформы (после того как политическая революция сместила архиепископа афинского Прокопиоса и всех подобных ему) в интеллектуальных и монашеских кругах, после того как будут установлены церковная иерархия и Вселенский Синод, или, может быть, только Греческий Синод?..
    1) Упразднение постов, сегодня являющихся пустой формальностью. Никто не соблюдает посты кроме тех, кому нечего есть. Англичане и немцы, и даже северные итальянцы, которые были освобождены от религиозного фанатизма, питаются хорошо, а питаясь хорошо, они работают хорошо и создают хорошую нацию. Питание дает необходимую силу работать, работа приносит прибыль, а прибыль приносит хорошее питание. Я не думаю, что северные итальянцы хуже южных, которых существенная пропаганда Общества Данте Алигьери не помогла вырвать из тисков религиозных суеверий.
    2) Модернизация различных церемоний и Литургии. Меньшее присутствие священников, алтарников, диаконов и большее присутствие обучающих проповедников. Что могут люди, посещающие религиозные церемонии, реально понять <...> из этих часов, проводимых ими в стоянии прямо? Ничего. Если священников обязать декламировать два-три славословия... и учить в течение получаса, слушатели за короткое время обретут гораздо большую выгоду с социальной, моральной и патриотической точек зрения.
    3) <…>Священники, получая образование в специализированных учебных заведениях, будут учить не значение [определенная фраза из Литургии, с которой Мичалакопулос25 также незнаком, поскольку неправильно ее цитирует] <…> но как разговаривать с людьми доступным способом об умеренности, сбережениях <…> любви к своей стране, и даже о политическом долге своих слушателей и т.д., и т.п.
    4) Мы отменим различные праздники св. Афанасия, св. Андрея и т.д. и т.п., являющиеся ни чем иным как поводом к безделью. Выходного в воскресенье и двух или трех праздников в году будет вполне достаточно для лентяев. В деревнях праздников больше, чем рабочих дней... Таким образом, безделье и его вредоносные последствия – пьянство, азартные игры и преступность – выпадают на время, остающееся свободным после литургии. Очевидно (к сожалению), невозможно, чтобы идея святости исчезла. Однажды в мои руки легла французская книга, которую мой вкус к чтению обязал меня прочесть, озаглавленная „Панорама проповедника“, большой том... Мы опубликуем книгу такого типа, плод сотрудничества хороших церковных и мирских писателей. А слово „святой“ исчезнет...
    5) Монастыри, источник всяческой коррупции и всяческих нарушений и эксплуатации счастья и морали, будут запрещены. Их земли перейдут в руки крестьян...
    Безусловно, все предстоящее является лишь небольшой частью программы. Многие другие вещи также потребуют реформы... Они скажут Вам, господин Президент, что принятие подобных начинаний трудновыполнимо; что люди поднимутся на борьбу против новых иконоборцев, что возникнет ответная революция против нечестивцев. Ничего подобного не произойдет, начиная с момента возрастания Вашего собственного престижа. Если Договором, в чем мы все убеждены, будут продиктованы условия заключения мира, то Англия предложит Венизелосу по меньшей мере Кипр как воплощение Греции. И если мы преуспеем на национальном уровне, то последует другая чистка, внутренняя, и никому не удастся спровоцировать какие-либо проблемы... Церковная иерархия, которую мы обучим подготовке реформы, должна будет реагировать на необходимость регулирования нашей религиозной жизни после ликвидации турецкого государства и уменьшения площади, на которой осуществляется юрисдикция Вселенского Патриархата. Затем, я придерживаюсь мнения, что большая часть греческого населения – рабочие, фермеры – где-то глубоко внутри не симпатизируют делам религиозным и не уважают религии. В церковь ходят только женщины; рабочие, как и фермеры, собственными губами поминают божественные вещи в клятвах, которые дают повод к ежедневным плевкам. Более того, на какое-то время украшение и внутреннее убранство церкви меняться не будет. Борьба, недавно проведенная во Франции, была не меньше той, которую мы предугадываем у нас. Искренне Ваш, Андреас Мичалакопулос».
    Итак, выбор Элевфериоса Венизелоса пал на Мелетия Метаксакиса, бывшего с 1910 г. митрополитом Китионским (Ларнака) на Крите. В 1918 г. он был поставлен митрополитом Афинским. Однако после изгнания Э. Венизелоса в 1920 г. был запрещен в священнослужении и митрополит Мелетий. Он покинул Грецию и проживал в Америке. В январе он был возведен на кафедру Константинопольских патриархов26. Сразу же он стал принимать такие постановления, которые разрывали православное единство27. Первым таким деянием было признание действительности иерархии Англиканской церкви. Несколько позже принимается печальной памяти решение «Об обязательном и исключительном подчинении Константинопольской Церкви», согласно которому Константинопольскому Патриарху как Патриарху Нового Рима принадлежит власть над всей церковной диаспорой28. Патриарх Мелетий выдвигает идею не о первенстве чести <...> Вселенского Патриарха, а о первенстве власти <...>. И эта идея становится одной из важнейших и фундаментальных идеологий Вселенских Патриархов, преемников Мелетия Метаксакиса. Эта идеология активно претворяется в жизнь в 20-е и 30-е гг., когда Константинопольские Патриархи назначают своих экзархов в Европу, Америку, Австралию, решают судьбу церквей, канонически зависимых от Российской Православной Церкви (Польской, Финляндский, Эстонской)29.
    Хотя после отхода оккупационных войск из Константинополя в 1923 г. Мелетий вынужден был покинуть Царьград, однако он продолжил свою раскольническую деятельность в Александрии, куда был поставлен в 1926 г. Тем не менее, преемники Патриарха Мелетия настойчиво продолжали курс подчинения Православной Церкви Константинополю.
    В 1924 г. Вселенский Патриарх Григорий VII уже пытается самым непосредственным образом вмешиваться в дела Российской Православной Церкви, посылая в Москву свою комиссию, «уполномоченную изучать и действовать на месте на основании и в пределах определенных инструкций, согласно с духом и преданием Церкви», и предлагая Святейшему Патриарху Тихону хотя бы на время немедленно оставить управление Церковью, «как подобает истинному и любвеобильному пастырю, пекущемуся о спасении многих»30.
    Святейший Патриарх Тихон в своем ответном письме Константинопольскому Патриарху указал на каноническую недозволенность вмешиваться во внутреннюю жизнь автокефальной церкви. И он также напомнил Патриарху Григорию VII, что «Священные Соборы (см. 2-е и 3-е правила II Вселенского собора и др.) за епископом Константинопольским признавали всегда только первенство чести , но не признавали и не признают за ним первенства власти или первенства вообще, но признавали и признают первенство перед другими автокефальными Церквами чести, но не власти»31.

Кандидат богословия иеромонах
Симеон (Гаврильчик)
.
Свято-Троицкая-
Сергиева Лавра,
Великий Пост, 2008 г.

23 Буевский А. Константинопольский Патриарх Мелетий VI Метаксакис и Русская Православная Церковь // ЖМП. С. 31.
24 Dimitrios Kitsikis. The Old Calendarists and the rise of religious conservatism in Greece, Center for Traditionalist Orthodox Studies, Ethna, California, 1995. P. 9.
25 Там же. Р.11.
26 Неканоничность поставления запрещенного в священном сане Мелетия Метаксакиса патриархом Константинопольским доказывается известным профессором Хр. Андруцосом.
27 Там же. С. 31.
28 Там же. С. 31 Это право, основанное якобы на 28 правиле IV Вселенского Собора, активно защищается в труде митрополита Сардского Максима «<...> 1989, sel. 210–211».
29 См. проф. С. Троицкий. О границах распространения права власти Константинопольской Патриархии на «диаспору» // ЖМП, 1947. № 11. С. 35
30 Ответное послание Святейшего Патриарха Тихона Константинопольскому Патриарху Григорию VII по вопросу о внутрицерковных делах.// Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти 1917–1943 гг. / Сост. М.Е. Губонин. М.: ПСТБИ и Братство Всемилостивого Спаса. 1994. С. 322.
31 Там же. С. 322.

Продолжение следует

Мелетий Метаксакис в Нью-Йорке, 1921 г.


Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.