Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению владыки Ипполита (бывшего епископа Хустского и Виноградовского)
и епископа Анадырского и Чукотского Диомида

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
 
СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ

Против лживого сочинения Николая Немчина о соединении православных с латинянами

Преподобный Максим Грек

   ПРЕДИСЛОВИЕ
к настоящему Слову
неизвестного автора, помещенное в рукописях и в печатном
академическом издании в виде
«Сказания о Николае Немчине»

Сей Николай Булев был в богоспасаемом граде Москве долгое время, в начале восьмой тысячи лет, в дни благочестивого государя великого князя Василия Иоанновича всея России, и пользовался от государя великою честью за свое врачебное искусство. Но с коварною целью он написал Слово, исполненное всякого лукавства, о соединении веры греческой с римскою. В Слове этом он хитро хвалит нашу веру, ереси же латинские, по причине которых мы с ними разделяемся, утаил, лукавый, и ничего о них не написал. Инок же Максим, узнав о его обманчивом сочинении, вооружился против его козней благодатью Святаго Духа и написал сие Слово.

    Господь и Бог и Спаситель наш Иисус Христос ко множеству других спасительных своих завещаний и повелений, которыми наставляет нас, верующих в Него, на путь всякого твердого и непогрешительного богопознания, прибавил и это, сказав: внемлите от лживых пророк, иже приходят к вам во одеждах овчих, внутрь же суть волцы хищницы (Мф. 7, 15). Затем Человеколюбец, уча нас, как их познавать и соблюдаться от них невредимыми, прибавляет: от плод их познаете их.
    Лживыми пророками Он называет ложных учителей, то есть еретиков, говорящих из своего чрева (из плотского мудрования), а не по евангельскому законоположению и богословию, которые ухищренным суесловием прельщают сердца простых людей. Плоды их – не только их дела и слова, но и самое сокрытое во глубине их писаний развращенное их учение.
    Согласно со Спасителем вещает и божественный апостол Павел, говоря о тех же во втором послании к Коринфянам: Таковии бо лживии апостолы, делатели льстивии, преобразующиеся во апостолы Христовы (2 Кор. 11, 13), и прочее.
    Таковым признаю и льстивого Николая Немчина, который прожил много лет между благочестивым русским народом и всеми способами старался его отвратить от Православной веры, принятой им от предков своих. К числу прочих лукавств принадлежит и то, что он написал Слово о соединении будто бы русских с латинянами, усиливаясь доказать, что вера тех и других одна и та же. И это он доказывает тем, что и те и другие признают Христа Сыном Божиим и истинным Богом, что крещение одинаково совершается у обоих чрез три погружения, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, – совершается в воде, а не в иной какой вещи, и что исповедание веры проповедуется у обоих народов одно и то же. Затем, стараясь сильнее доказать, что латинская Церковь во всем правильно исповедует таинство благочестия, говорит, что в каком виде она приняла от самих святых апостолов и боговдохновенных отцов богословское учение, то есть догматы Православной веры, так и содержит, нисколько ничего не изменяя.
    Если бы действительно латинская церковь так мудрствовала и так содержала истинное учение, как утверждает обманщик софист Николай, то всячески прилично было бы нам и необходимо соединиться с ними, как братьями, и, отложив всякий спор и всякую ссору, пребывать с ними в мире и единомыслии. А как Николай во многом оказывается лживым, а в особенности когда говорит, что латинская церковь сохраняет неизменно все принятые ею от святых апостолов и боговдохновенных отцов богословские догматы и таинства, которые он называет членами, то, при помощи Божией, рассмотрим внимательно оправдательные Николаевы софизмы и, обличив их Евангелием, увидим, что они лживы. Не будем же их отнюдь принимать и допускать в мысли, но отвергнем их, как отвращающие нас от правой и непогрешительной веры нашей, преданной нам от отцов наших, и будем неуклонно пребывать в том, чему научились от самих святых апостолов и преподобных и богоносных отцов наших.
    Но уже время мне начать состязание. Начну же с того, с чего он начал. Хорошо, Николай, и очень хорошо и спасительно, чтобы между вами и нами было единение и единомыслие: ибо без этого не может пребывать среди нас Христос Спаситель, который Сам сказал: идеже бо еста два или трие собраны во имя Мое, ту есть есмь посреде их (Мф. 18, 20). Да и исповедовать Святую Троицу не можем, если не имеем друг к другу чистой и совершенной любви, как возглашает нам из божественного алтаря во время священной литургии священник, который говорит: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу единосущную и нераздельную!»
    Но, о премудрейший Николай! Если действительно хотите, чтобы мы соединились с вами, то прежде сами вы соединитесь с богоглаголивыми апостолами и собравшимися о Святом Духе Св. Отцами седьми Вселенских Соборов, так как вы нарушили один из главных апостольских догматов, именно, о присносущном исхождении Божественного Утешителя, прибавив в священном Символе веры Православной: «Иже от Отца и Сына исходящего», – вопреки учению всех вообще восточных боговдохновенных богословов и самих святых апостолов. Мудрствуя и уча так, вы не страшитесь страшных проклятий священных тех соборов, на которых и сами блаженнейшие архиереи римские, совместно с прочими четырьмя Патриархами, утверждали Святым Духом Православную веру.
    Как же ты говоришь, что латинская церковь усердно соблюдает Православную веру так, как приняла ее сначала от самих апостолов и Святых Отцов? Какой апостол или евангелист преподал это? Или какие Святые Отцы, собравшись вместе, прибавили это к священному Символу веры? Этого ты никак не можешь указать. Напротив, найдешь, что это отвергнуто и что мудрствующие так подлежат анафеме. В особенности Третий собор, председателем которого был святой Кирилл, Патриарх Александрийский, который, определив богословие о Святом Духе, утвердил оное совместно со святым Собором, который не только нам с тобой не дозволил прибавить что-нибудь к утвержденному им священному Символу, или изменить или убавить хотя бы одно слово, но и самому себе не дозволяет сделать что-нибудь такое относительно священного Символа, говоря со святым Собором: «Если кто-нибудь после нас дерзнет что-нибудь такое, да будет анафема», то есть проклят. Что скажешь против этого, Николай? Или не веришь этому, находя, что это неправильно определено Собором? Если же ты этому не веришь и не принимаешь этого, то что другое сказать нам о тебе, как только то, что ты беснуешься?
    Веришь ли, Николай, что Святым Духом собрались те богоносные светильники и, будучи вразумляемы Духом Божиим, изложили и правильно установили и утвердили священный Символ непорочной нашей Православной веры? Если веришь, то откажись от этого латинского преслушания и непокорства, коим недугует вместе с тобою латинская церковь, и исповедуй со всеми древними соборами, что Всесвятый Дух по существу Своему исходит от Одного Отца, как научил сему в святом Евангелии от Иоанна Сам соприсносущный Отцу Сын и Слово, сказав ученикам Своим: егда же приидет Утешитель, Егоже Аз послю вам от Отца, Дух истины, Иже от Отца исходит (Ин. 15, 26) и прочее.
    Прими это тайное богословие, изшедшее из самих неложных уст Христа, Бога нашего и вашего; прими со всякою верою и благоговением это учение, которое иносказательно называется царством Божиим, так как вводит нас в самую жизнь; прими это тайноучение так, как незлобивое дитя принимает учение своего учителя, чтобы сподобиться тебе войти в это царство. Иже аще, говорит, не приимет царствия Божия яко отроча, не имать внити в не (Мк. 10, 15).
    Не будем, братия, искать того, что выше нашего постижения, а будем довольны тем, что открыто нам Духом Святым, Самим Спасителем и Вселенскими Соборами. Несть, говорит, ученик выше учителя своего, и раб выше господина своего; но довольно, говорит, для ученика быть таким, как учитель его, и прочее. Просвещаемые этою притчею Владыки и повинуясь блаженному апостолу Павлу, который заповедует нам не мудрствовати паче, еже подобает мудрствовати, то есть сверх написанного по откровению Святаго Духа, но мудрствовать в целомудрии, то есть так, чтобы, познавая худость наших помыслов, пребывать в пределах смиренномудрия, – мы твердо и неотступно пребываем в установлениях благочестивой веры, изложенных святыми апостолами и священными соборами, и далее этого не стремимся и не возносимся.
    Вы же, латиняне, изменяющие и портящие не только изложенное ими непогрешительное исповедание Православной веры, но и многие их священные церковные предания, достойны того, чтобы называть вас не только раскольниками, но отчасти и еретиками, как нарушителей апостольских и отеческих правил и преданий.
    Говорит закон благочестивых царей и устав церковный: если кто и малейшее что-либо изменит в Православной вере, тот еретик, и подлежит наказаниям, определенным для еретика. Вы же, изменив величайшую тайну о Живоначальной Троице и проповедуя два начала непостижимого исхождения Всесвятаго Духа, помимо всех восточных боговдохновенных учителей, преступили и многие установленные церковные и апостольские предания, из числа коих главная и величайшая погрешность ваша состоит в том, чтобы приносить опресноки в святом богослужении, мудрствуя согласно с проклятым Аполлинарием, отменившим просфоры, заключающие в себе кислоту и соль, потому что одна изображает душу, а другая – ум, коих он, проклятый, лишил Господа нашего Иисуса Христа, утверждая, что Он облекся в одну плоть без души и ума. Этой хулы, что может быть более хульно? И вы участники ее, так как приносите, подобно тому проклятому, опресноки, и потому той же с ним подлежите анафеме, так как то же, что и он, проповедуете, хотя и не сознаете этого, своим опресночным приношением.
    Не стану перечислять остальные ваши многие отступления и странные установления, какие вы сами по себе придумали, без всякого закона церковного и апостольского предания, за что не подлежите ли тем же епитимьям, как и еретики? При таких многих и великих ваших беззакониях как можем мы сообщаться с вами, пока вы с упорством пребываете в них неотступно?
    Потому нет основания и не на пользу душевную нам общаться с вами. И не говори ты нам своим многокозненным хитрословием, что крещение одно и то же, а потому и вера у русских и латинян одинаковая. Слушай же со вниманием и пойми правильно: еретики новатиане, называемые так от Новата, бывшего пресвитера римского, ни крещением, ни иным каким-либо таинством Православной веры или каноном церковным не разнствовали, а только за то, что отрицали дарованное человеколюбием Христа Спасителя грешником покаяние и не принимали обращающихся к покаянию, которые во время гонений отверглись Христа – за одно это были отвержены всем собором православных и прокляты.
    Божественный же апостол Павел в послании к Галатам вопиет не обинуясь: аще кто благовестит вам паче, еже благовестихом вам, то хотя бы и ангел с неба был благовествующий, анафема да будет (Гал. 1, 8). Тот же и тем же положительно свидетельствует, говоря: аще обрезаетесь, Христос вас ничем же пользует. Хотя и все правильно у них соблюдалось – и крещение, и исповедание христианской веры, и весь церковный устав, и все чиноположение; но так как они приняли, по преданию Моисееву, обрезание и некоторые другие обычаи иудейские, то апостол отверг их, говоря: упразднитеся от Христа, иже законом оправдаетеся: от благодати отпадосте (Гал. 5, 4).
    Понимаешь ли, Николай, насколько сильна забота богопроповедника о правой вере? Он своих учеников отверг, как только услышал, что они в чем-нибудь малом уклонились от евангельской Истины и свободы, сказав: «упразднитеся», что иное означает, как не то:, что «вы отпали от благодати Христовой и усыновления?»
    Ты же не только священный Символ Православной веры исказил, но еще, преступая многие другие апостольские и церковные предания, многокозненными хитросплетениями и различным пестрословием влечешь нас к соединению с вами, тогда как тот же блаженный апостол Павел строго заповедует нам отлучаться не только тех, которые проповедуют чуждое нам учение, но и от всякого, называющегося братом, если не живет по апостольскому учению и преданию; с таковым, говорит, ниже ясти.
    Не Павел ли пишет это к Коринфянам, говоря: ныне же пасох вам не примешатися, аще некий брат именуем будет блудник, или лихоимец, или идолослужитель, или досадитель, или пьяница, или хищник, с таковым ниже ясти (1 Кор. 5, 11)? И опять: Измите злого от вас самих (Там же, 13).
    Этому светилу мы – греки, русские, грузины, болгары, сербы, румыны и другие народы, вполне покоряемся и как дети незлобивые, повинуясь ему, отлучаемся от вас, латиняне, по божественной ревности и по желанию Вечной жизни, а не по гордости фарисейской и суетному кичению, как ты клевещешь на нас в своем хитросплетенном и многокозненном сочинении, в котором содержатся и некоторые неподобные твои поучения и повести, составляющие изобретения ума непросвещенного.
    Как же не признать неподобным, достойным отвержения и мерзким для благочестивого слуха то, чтобы говорить, что божественные апостолы Лука и Клеопа, когда шли в Еммаус, то были ослеплены действом сатанинским? Откуда ты это почерпнул? Или какое боговдохновенное отеческое толкование научило тебя тому, что сатанинским действием, а не по Божественному помышлению, превосходящему постижение всякого человеческого ума, очи их удерживались, чтобы они не познали Иисуса, – так же, как и очи блаженной Марии Магдалины, которая, видя Его предстоящим, не узнала и сказала Ему как бы вертоградарю: Господи, аще Ты еси взял Его, повеждь ми, где еси положил Его?
    Неужели ты, Николай, понимаешь так, что и ее очи поразил слепотой сатана? О, какой у тебя невежественный или, лучше сказать, богохульный ум! По Божественному смотрению, непостижимому для нас, Николай, помрачены были очи учеников, а не по сатанинскому действию. Ибо где пришествие Божие и беседа Владыки, оттуда бежит и исчезает всякое действие и всякие козни сатаны.

Преподобный Максим Грек. Творения (репринт с издания 1910 г. «Сочинения преп. Максима Грека») Троице Сергиева лавра, 1996 г.

Окончание в след. номере

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.